Бытие 8 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навёл Бог ветер на землю, и воды остановились.
2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега
7 и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
9 но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли; и он простёр руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10 И помедлил ещё семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12 Он помедлил ещё семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13 Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15 И сказал Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою;
17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним;
19 все звери, и все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Толкования Августина

Стих 6

Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра1. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи2 , ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега — и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег.

Примечания

  • 1 — Лат. cras, cras.
  • 2 — Т.е. говоришь: cras (завтра).

Августин Иппонский, Проповеди 224.4 (на день Пасхи). PL 38:1095.

Стих 8

Нетрудно понять, почему вечный мир обозначается масличной ветвью, которую принес голубь, возвращаясь в ковчег. Ведь мы знаем, что смазанная маслом поверхность не портится от соприкосновения с другой жидкостью, да и само дерево вечно зеленеет.

Августин Иппонский, Об учении христианском 2.16. Cl. 0263, 2.16.42.

Стих 12

Издавна и часто тела нечестивых уберегаются от мирских властей и всяческих мучений, тогда как сердца благочестивых никогда не уберегаются от дурных людских нравов, до скончания века. Так исполняются упоминавшиеся мною слова апостола: Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 2Тим 3:12), причем гонимы тем более жестоко, чем больше в них будет цельности. И так будет до тех пор, пока не пройдет потоп, при котором в одном ковчеге заключены и ворон, и голубь.

Августин Иппонский, Послания 248.1. Сl. 0262, 248.57.1.590.6.

Стих 20

Чистые и нечистые животные вместе пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношения не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес Богу жертву от чистых, а не от нечистых.

Августин Иппонский, Послания 108.7. Cl. 0262, 108.34/2.7.634.1.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.