2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришёл к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
4 и пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему.
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
7 И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жён господина твоего на лоно твоё, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе ещё больше;
9 зачем же ты пренебрёг слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10 итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын.
15 И пошёл Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провёл ночь, лёжа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было ещё живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешёптываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошёл в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было ещё живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
24 И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошёл к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его
25 и послал пророка Нафана, и он нарёк ему имя: Иедидиа по слову Господа.
26 Иоав воевал против Раввы Аммонитской и взял почти царственный город.
27 И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву и овладел водою города;
28 теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его; ибо, если я возьму его, то моё имя будет наречено ему.
29 И собрал Давид весь народ и пошёл к Равве, и воевал против неё и взял её.
30 И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нём было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31 А народ, бывший в нём, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.

Толкования Августина

Стих 4

В сей притче, однако же, означено было только прелюбодеяние отъятием овцы бедного соседа; об умерщвлении же мужа или о том, что бедняк, имевший одну овцу, был убит, умолчано, чтобы Давид определил себе наказание за одно только прелюбодеяние. Отселе для проницательных видно, как умеренно сей Царь пользовался многими женами, когда и за одну согласился наказать сам себя. Плотское вожделение в Давиде было не господствующим, а случайным; почему и обличитель — Пророк — назвал непозволенную страсть гостем; не сказал, что овца бедного употреблена была для стола Царю, но гостю.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.31.

***

То, с какой кротостью и сдержанностью те мужи обращались со своими женами, ясно проявляется здесь в истории царя Давида. Этот царь был увлечен жаром страсти и ослеплен временным своим процветанием, и [поэтому] вступил в беззаконное обладание женщиной, мужа которой он повелел предать смерти. И царь был обличен в сем преступлении пророком, который, когда пришел обличить царя, прибег к притче о бедняке и богаче. У бедного из всего имущества не было ничего, кроме одной овечки, а у его богатого соседа было очень много мелкого и крупного скота. И когда странник пришел к богатому человеку, то тот пожалел взять одну из своих овец или волов, но, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. И когда сильно разгневался Давид на этого богатого человека и потребовал смерти для него, и сказал, что за овечку тот должен заплатить вчетверо (См. 1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; 2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; 4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. 5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; 6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. 2Цар 12:1−6), тогда он тем самым непреднамеренно осудил своё преступление, которое сам совершил преднамеренно [в случае с Вирсавией]. И когда ему было предъявлено это обвинение и было объявлено наказание Господне за содеянное, Давид смыл свой грех глубоким покаянием. Но в притче пророка повествовалось лишь о грехе прелюбодеяния. И ничего в ней не было сказано об убийстве мужа Вирсавии Урии — об убийстве бедняка в притче ничего не сказано. Следовательно, обвинение высказано касательно одного только прелюбодеяния. И отсюда нам следует судить о том, с каким терпением он обращался со своими женами, когда был принужден казнить себя за совершенное им преступление по отношению к одной из них. Но в этом случае невоздержанность страсти постигла его как заезжий странник, но не нашла в доме его пристанища. И именно поэтому даже обличающий царя пророк назвал незаконное вожделение «странником» в доме богатого человека. И ведь не сказал, что овечку соседнего бедняка взяли, чтобы приготовить обед для царя, а сказал: чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему. Истинно, однако, и то, что в доме сына Давида, царя Соломона, сия плотская похоть бывала не как странница и случайная гостья, но как царица. И Священное Писание об этом не умалчивает, но прямо ставит ему в вину его увлечение чужестранными женщинами (См. 1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. 3Цар 11:1−8). Ибо в начале царства своего Соломон сгорал страстью к истине; но когда достиг её в любви духовной, то потерял её через любовь плотскую.

О христианском вероучении. Сl. 0263, 3.21.11.

Стих 5

Очевидно, царь Давид не подозревал о западне, в которую сам попал. И он решил, что достоин смерти богатый человек, сделавший зло бедняку, и еще он должен и за овечку заплатить вчетверо. И это было суровое суждение и целиком справедливое. Но его собственный грех не был еще у него перед глазами: то, что сам совершил, было всё еще спрятано за спиной. Он еще не допускал собственного преступления и поэтому не был склонен отпустить грех другому. Но пророк был послан ему с этой целью. Он достал грех из-за спины Давида и положил его перед глазами царя с тем, чтобы тот мог видеть суровый приговор, вынесенный самому себе.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL38.50.8.1

Стих 13

Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь. Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова — Богу читать в сердцах.

Проповеди. Сl. 0284, 291.PL38. 1318.34.

***

Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил — всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.

Проповеди. Сl. 0284, 393.PL39.1714.5.

Стих 20

См. 33 И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! 2Цар 18:33



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.