3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не всё царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
14 И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода.
15 Когда Давид был в Идумее, и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Идумее, —
16 ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Идумее, —
17 тогда сей Адер убежал в Египет, и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребёнком.
18 Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран и взяли с собою людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. Он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю.
19 Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
20 И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми.
21 Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер, то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю.
22 И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чём у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня.
23 И воздвиг Бог против Соломона ещё противника, Разона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского,
24 и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске.
25 И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причинённого Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царём Сирии.
26 И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, — имя матери его вдовы: Церуа, — раб Соломонов, поднял руку на царя.
27 И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего.
28 Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова.
29 В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нём была новая одежда. На поле их было только двое.
30 И взял Ахия новую одежду, которая была на нём, и разодрал её на двенадцать частей,
31 и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен,
32 а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.
34 Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои;
35 но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен;
36 а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего.
37 Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царём над Израилем;
38 и если будешь соблюдать всё, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твёрдый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля;
39 и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни.
40 Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой.
41 Прочие события Соломоновы и всё, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых.
42 Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.
43 И почил Соломон с отцами своими и погребён был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам.

Толкования Августина

Стих 1

В сыне Давидовом Соломоне сия (плотская) страсть не была уже случайною подобно гостю, но господствовала в нем, как царица, о чем и Св. Писание упоминает, называя Соломона женолюбивым. Впрочем, и Соломон в начале царствования пламенно желал мудрости, которую он приобрел духовною любовью, а утратил через любовь плотскую.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия 3.31

Стих 2

Предсказал [Бог], что бессмертный произойдет из семени Давида. И вот родился Соломон, и исполнился премудрости так, что, казалось, в нем сбылось слово Божье о потомке Давида. Но нет, свершилось падение Соломона и оставило место для надежды народа Божьего на приход Христа. Ибо Бог ни быть обманут, ни Сам обманывать не может. И мы можем быть уверены, что Он не возлагал надежды на того, о чьем грядущем падении заранее знал. [Божественный промысел заключается в том], чтобы после падения Соломона ты обратился к Господу и настоятельно просил исполнения обещанного: «Неужели, Господи, Ты обманул меня? Не исполняешь того, что Сам обещал? Не держишь клятвы?» Быть может, Бог ответил бы тебе: «Я обещал и клялся, но тот человек оказался нестойким».

Но неужели это ответ? Тебе ли, Господи Боже, не было известно заранее о его нестойкости? Разумеется, известно. Зачем же тогда Ты обещал приход бессмертного на все времена и связал Твое обещание с нестойким? Не Ты ли сказал мне: Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят (31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; 32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: Пс 88:31−32), и, тем не менее, Мое обещание останется в силе и Я сдержу Мою клятву: милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. 35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Пс 88:34−35).

Самым сокровенным поклялся — тем источником, из которого пили пророки, донесшие для нас в словах святую влагу. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? (36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Пс 88:36). Сдержи Свою клятву, выполни обещанное. Ранее Ты отнял Давида, чтобы не в нем мы уповали на исполнение обещанного Тобой и чтобы Ты мог сказать нам: «Ожидайте того, что Я обещал вам». Знал об этом и сам Давид. Обрати внимание на его слова: Но [ныне] Ты отринул и презрел (39 Но [ныне] Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; Пс 88:39). И где же то, что Ты обещал? — ...прогневался на помазанника Твоего (39 Но [ныне] Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; Пс 88:39)1. Говорящий это выражает свое сожаление по поводу перечисленного, но эти же слова звучат нам в ободрение, поскольку здесь подразумевается следующее: «Обетование Твое остается в силе, о Боже, ибо Ты не забрал от нас помазанника [греч. Христа], но лишь отсрочил его приход».

Примечания

  • 1 — В латинском тексте: «Ты отсрочил [перенес время прихода] помазанника Твоего». — Прим. пер.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL39.88.2.6.41.

Стих 7

Когда-то Соломон, сын Давида, был великим мужем, через которого многие здравые наставления и благочестивые установления, и божественные Таинства Духа Святого вошли в Священное Писание. И тот же Соломон сделался любителем женщин и был отвергнут Господом. И настолько попал в сети похоти и подчинился воле женщин, что те склонили его даже к совершению жертвоприношений идолам, как о том свидетельствует само Священное Писание.

Но если в самом его падении то, что исходило от него, было перечеркнуто, то только в объеме того, что исходило от него лично, а не передавалось через него [свыше]. В этой связи всё то благое, что произвели милость Божия и Дух Божий и наилучшим образом было возвещено через Соломона, следует признать исходящим от Бога; а грех человеческий исходящим от человека. И что же удивительного в том, что Соломон пал среди народа Божия? Не пал ли Адам в Раю? Не пал ли с неба ангел и не обратился в дьявола? И вот нам урок — не возлагай надежду ни на кого из человеков.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL40.126.2.1.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.