Библия » Сравнение переводов

4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств

Синодальный перевод

1 Одна из жён сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне ещё сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.
8 В один день пришёл Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.
9 И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой;
10 сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда.
11 В один день он пришёл туда, и зашёл в горницу, и лег там,
12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал её, и она стала пред ним.
13 И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царём, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу.
14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у неё, а муж её стар.
15 И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях.
16 И сказал он: через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.
17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.
18 И подрос ребенок и в один день пошёл к отцу своему, к жнецам.
19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его.
20 И понёс его и принёс его к матери его. И он сидел на коленях у неё до полудня, и умер.
21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла,
22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.
23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.
24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе.
25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий её издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка.
26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» – Она сказала: здоровы.
27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошёл Гиезий, чтобы отвести её; но человек Божий сказал: оставь её, душа у неё огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.
28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»?
29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лицо ребенка.
30 И сказала мать ребенка: жив Господь, и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошёл за нею.
31 Гиезий пошёл впереди их и положил жезл на лицо ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донёс ему, и сказал: не пробуждается ребенок.
32 И вошёл Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
33 И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нём, и согрелось тело ребенка.
35 И встал и прошёл по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нём. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.
36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал её. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.
37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.
38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.
39 И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их.
40 И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.
41 И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котел и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
42 Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».
44 Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню.

Толкования Августина

Стих 28

И здесь мы также встречаем прообраз истины, когда сначала Елисей для воскрешения мертвого [дитя] посылает своего слугу с посохом. Ибо умер сын той женщины, которая оказала Елисею такую заботу и такое гостеприимство; и дошла до него об этом весть, и тогда он передал свой посох слуге и сказал: Возьми жезл мой в руку твою, и пойди ...и положи посох мой на лице ребенка.

Мог ли пророк не ведать, что делает? Слуга пошел впереди, возложил жезл на мертвого, мертвый из мертвых не восстал: Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона (21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; Гал. 3:21). Не воскресил закон через посланного слугу. Лишь вслед затем тот, кто предпослал себе жезл свой через раба своего, пришел сам и воскресил. Ибо, коль скоро посланный вперед не воскресил, пришел сам Елисей, знаменуя собой в прообразе Господа, Который слугу Своего с жезлом, то есть законом, послал перед Собой, и пришел к лежащему на постели мертвому ребенку, и простерся на нем (34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. 4 Цар. 4:34). Но тот был дитя, а над ним взрослый: и уменьшил он стать свою и укоротил члены свои, и уподобился телесно мертвому ребенку. И тогда восстал ребенок из мертвых, когда живой уподобился мертвому. Ибо содеял Господь то, что не сделал посох; что не сделала буква, то свершила милость Господня.

Толкования на Псалмы. Сl. 0283, SL39.70.1.19.74.

Стих 34

Что, собственно, ты счел необходимым прибавить к приведенному сравнению на основе истории блаженного Елисея, который поднял из мертвых ребенка, вдохнув жизнь в уста его?1 Уж не полагаешь ли ты, что дыхание Елисея превратилось в душу мальчика? Едва ли я смог бы поверить, что ты столь далеко отклонился от истины! Но если та душа, которая покинула живого мальчика, вследствие чего тот умер, была восстановлена в нем, дабы жизнь вернулась к нему, то как это соотносится с твоими словами о том, что ничто не было взято от Елисея?

Но коль скоро ты сказал это, поскольку он выдохнул и остался целым, то что за нужда была тебе говорить об этом в отношении Елисея, поднимающего ребенка из мертвых, когда ты также можешь утверждать это вообще о любом, кто выдыхает и никого не воскрешает из мертвых? И ведь ты сказал, что Елисей вдохнул в уста мертвого ребенка по образу начала создания человечества. Или, как ты говоришь, «и когда омертвелые члены в меру их прежней силы дыханием пророка согрела и оживила Божественная благодать, ничто не отнялось от Елисея, хотя через его дыхание мертвое тело вновь обрело душу и дух. С тем одним лишь различием, что Господь сделал одно дуновение в лицо человека – и тот ожил, тогда как лишь с третьим вдохом Елисея в уста мертвого тот ожил»2 . И так звучат слова твои, будто различие между двумя определялось количеством [выдохов], и что количество удерживает тебя также от допущения о том, что пророк совершил то же, что Сам Бог ранее.

Данное мнение нуждается в исправлении. Ибо имело место быть существеннейшее различие между актом Самого Господа и действиями Елисея: первый вдохнул дыхание жизни, посредством которого человек стал душою живою; пророк Елисей также приложил свои уста к устам ребенка, но при этом вдох его не был ни собственно одухотворяющим, ни оживляющим, но служил лишь знамением чего-то иного. Следовательно, пророк совершил воскрешение мальчика, не вложив в него душу, а из любви к нему обратясь к Господу и умолив Его совершить [это чудо]. Что же до твоего утверждения, что Елисей совершил три вдоха в уста ребенка, то либо память твоя, как нередко случается, либо строка недостоверного манускрипта ввела тебя в заблуждение. Что к этому добавить? И тебе надлежит, прежде всего, не изыскивать доводы и подбирать примеры в поддержку твоего [прежнего] мнения, а скорее изменить твою точку зрения на лучшую. Поэтому если ты хочешь быть и остаться правоверным христианином, то воздержись от допущения, воздержись от утверждения, воздержись от учения, согласно которым Господь создал душу не из ничего, а из собственной Своей природы.

Примечания

  • 1 – Августин обращается здесь к своему ученику Винсенту Виктору с намерением наставить его в понимании природы души путём исправления его ложных представлений о её природе.
  • 2 – Здесь Августин цитирует утраченное сочинение Винсента.

О природе и происхождении души. Сl. 0345, 3.5.7.365.12.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.