Притчи 25 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
2 Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследывать дело.
3 Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.
4 Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:
5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.
6 Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись;
7 потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
8 Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твоё не отойдёт от тебя.
11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.
12 Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.
13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.
15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
16 Нашёл ты мёд — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
17 Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.
19 Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадёжного человека в день бедствия.
20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою:
22 ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.
24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
25 Что холодная вода для истомлённой жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
26 Что возмущённый источник и повреждённый родник, то праведник, падающий пред нечестивым.
27 Как нехорошо есть много мёду, так домогаться славы не есть слава.
28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

Толкования Августина

Стих 21

Что милостыню должно раздавать всем, очевиднейшим образом учит апостол Павел, когда говорит: Итак, доколе есть время, непрестанно будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Гал 6:10). Откуда явствует, что предпочтение в этом следует отдавать праведным. Ибо кого еще мы подразумеваем под своими по вере, когда в других местах прямо указано: Праведник живет верой (4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4)1. Однако же, не следует затворять свои сердца к другим людям, и даже грешникам, пусть и обуреваемы они злобой против нас; ведь сам наш Спаситель говорил и увещевал: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27). Не умалчивают об этом и книги Ветхого Завета. Ибо там можно прочитать: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою , и также в Новом Завете эти слова употреблены апостолом2.

Проповеди 164 А.2, Сl. 0284, 164А.156.19.

Примечания

  • 1 — Ср. 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17; 11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. Гал 3:11; 38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Евр 10:38
  • 2 — Cм. 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Рим 12:20

***

По-видимому, здесь предписывается нечто неестественное и даже ужасное; поэтому это — фигура речи, указывающая, что мы участвуем в Господних страданиях и храним с благодарностью воспоминание о том, что Его плоть была распята и изранена за нас. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою . Несомненно, что здесь предписывается благотворительность по отношению к ближнему, но в последующих словах: ибо, [делая это], ты собираешь горящие угли на голову его, внушается, по-видимому, желание зла ближнему. Итак, не сомневайся, что последние слова сказаны фигурально, и, хотя можно изъяснять их двояко — то есть и ко вреду, и к пользе ближнего, — любовь должна заставить тебя отнести их к благотворительности, то есть под огненным углем ты должен понимать не что иное, как жгучие стоны раскаяния, что он сделался врагом человеку, который помогает ему в бедности его.

Источник: Об учении христианском 3.16.24,Cl.0263,3.16.6



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.