Исаия 7 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
6 пойдём на Иудею и возмутим её, и овладеем ею и поставим в ней царём сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а через шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её.
17 Но наведёт Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведёт царя Ассирийского.
18 И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, —
19 и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.
20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царём Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.
21 И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец,
22 по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и мёдом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.
23 И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник.
24 Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником.
25 И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдёшь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их.

Толкования Августина

Стих 9

Кафолическое учение внушает, что ум христианский сперва должен питаться простой верой, и внушает это с той целью, чтобы сделать его способным к пониманию высшего и вечного.

Ведь так говорит и пророк: Если вы не уверуете, то и не поймете. И это та самая простая вера, которой мы верим, — еще до того, как стяжаем превосходнейшее познание любви Христовой и исполнимся всякой полноты Божией, — что не беспричинным было домостроительство Его смирения, по которому Он смиренно родился и пострадал; домостроительство, предсказанное за столь долгое время до этого пророками посредством пророческого рода, пророческого народа, пророческого царства.

Против Фавста-манихея 12.46, 7 Cl.0321,12.46.374.26.

Иное толкование

Словами: Если не уверуете, то и не поймете, — показано, что праведность относится к вере, а понимание — к мудрости. Потому у тех, кто пламенеет врожденной любовью к ясной истине, следует не воспрещать их усердие, но приводить в порядок, чтобы человек, начав с веры и опираясь на добрые нравы, достиг того, к чему стремится.

Против Фавста-манихея 22.53, Cl.0321, 22.53.647.23.

Ты говоришь: «Мне нужно понять, чтобы поверить». А я скажу: «Веруй, чтобы понять». Пусть ответит нам пророк: Если вы не уверуете, то и не поймете.

Проповеди 68.1, Cl.0284,43, SL 41.145.

Иное толкование

Сокровенных и тайных вещей, относящихся к Царствию Божию, прежде всего ищут верующие, и это может сделать их понимающими. Ибо вера — это ступень к пониманию, а понимание — вознаграждение за веру. Это ясно говорит пророк всем, чересчур поспешно и несвоевременно ищущим понимания и пренебрегающим верой.

Проповеди 76.1, Cl. 0284, 126, RB 69,183.1.

Итак, делом разума является также и то, чтобы в некоторых вещах, относящихся к спасительному учению, постичь которые разумом мы пока что неспособны, но когда-нибудь станем способны, вера предшествовала разуму, поскольку благодаря ей очищается сердце и делается способным воспринять и распространить свет великого разумения. И потому разумно сказано через пророка: Если вы не уверуете, то и не поймете. Здесь несомненно различает он две эти вещи и дает нам совет прежде уверовать, чтобы затем мы смогли понять то, во что веруем. Итак, разумно повелевается, чтобы вера предшествовала разуму. Ведь если эта заповедь не является разумной, то она неразумна, но думать так недопустимо. Потому если разумно, чтобы вера предшествовала разуму в отношении чего-то великого, то есть того, что не может пока что быть им постигнуто, то несомненно некоего рода разумение, убеждающее в этом, само предшествует вере.

Послания 120, Cl.0262,120.34.2.1.706.22.

Стих 14

Неужели вы усомнитесь или откажитесь поверить в рождение от Девы, тогда как должны бы вместе с волхвами поверить, что так надлежало быть рожденным Богочеловеку? Ведь следует вам знать, что и это было предсказано через пророка, говорящего: Се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что переводится с нами Бог. Потому не следует вам сомневаться в том, что Дева рождает, если желаете вы веровать в то, что рождается Бог, не оставляющий управление миром и приходящий к людям во плоти, дарующий Матери плодовитость, но не лишающий ее девической чистоты.

«О вере в вещи невидимые».

Иное толкование

Родился Христос как человек видимый от человека — девы, а как Бог сокровенный — от Бога Отца. Ибо пророк предсказывал: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Что в переводе значит: С нами Бог (14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Ис 7:14; 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Мф 1:23; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Лк 1:31).

В доказательство Своей божественности Он совершил много чудес; о некоторых из них, насколько это представлялось достаточным для проповедания о Нем, повествует Евангельское писание. Первое из них то, что Он таким чудесным образом родился, а последнее — что со Своим, воскресшим из мертвых, телом вознесся на небо.

«О граде Божьем».

Подумайте, братия, как сильно желали древние святые увидеть Христа. Они знали, что Он должен прийти, и все, жившие благочестиво, говорили: «О если бы это Его рождение застало меня еще здесь! О если бы удалось мне своими глазами увидеть то, чему верую, читая это в Божественном Писании». Уразумейте, какое желание увидеть Христа было у святых, знавших из Священного Писания, что Дева должна родить, как вы слышали это, когда читалось пророчество Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. А что значит Еммануил — это открывает нам Евангелие, говоря, что переводится это как с нами Бог (23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Мф 1:23). Потому пусть не будет для тебя удивительно, всякая неверующая душа, пусть не кажется тебе невозможным, чтобы Дева родила и, рождая, осталась Девой. Уразумей, что родился Бог и не удивляйся девственному рождению. Итак, чтобы вы поняли, что древние святые и праведники желали видеть то, что довелось увидеть старцу Симеону, вот, Господь наш Иисус Христос, беседуя с учениками, говорит: Многие праведные и пророки желали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать то, что вы слышите, и не слышали (17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Мф 13:17).

«Проповеди».

***

Но кто отважится сказать, что Христос и христиане не относятся к Израилю, если Израиль [т.е. Иаков], был внуком Авраама? Самому Аврааму первому, затем Исааку, сыну его, а затем и самому Израилю [т.е. Иакову], внуку его, было сказано то, что я уже упомянул: В семени твоем благословятся все народы (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18). Мы видим, что это уже совершилось в Христе, поскольку из этого семени Аврамова произошла та Дева, о которой возвестил пророк народа израильского и Бога израильского, говоря: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. А Еммануил переводится как с нами Бог. Потому Бог Израильский, запретивший почитать иных богов, запретивший создавать идолов, заповедавший ниспровергать их, предсказавший через пророка, что народы со всех концов земли скажут: Поистине почитали отцы наши ложные подобия, в которых нет пользы (19 Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы". Иер 16:19), — Сам этот Бог через имя Христово и веру христианскую повелел, пообещал и осуществил ниспровержение всех этих суеверий.

Источник: «О согласии евангелистов».

« 6 глава ИсИсаия 7 глава SYNСинодальный AICАвгустин 8 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.