От Матфея 8 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
5 Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни».
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошёл Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их.

Толкования Августина

Стих 8

Когда Господь Иисус пообещал, что придет в дом сотника, чтобы излечить его слугу, тот ответил: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство, чтобы Христос вошел не только в стены его дома, но и в его сердце.

И он не сказал бы этого с такой верой и смирением, если бы не носил в сердце Того, Кого трепетал впустить в свой дом. Ведь не было бы большой пользы, если бы Господь Иисус вошел в его стены, но не был в его сердце. Ибо Учитель смирения и словом, и делом возлежал также в доме некоего надменного фарисея по имени Симон. Но хотя Он возлежал в его доме, в его сердце Сын Человеческий не имел, где преклонить голову (20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Мф 8:20).

Стих 10

Итак, этот человек был из язычников, ибо он был сотником. Среди еврейского народа тогда уже находилось войско Римской империи. Он командовал там воинами, поскольку смог стать сотником. Будучи подвластным, он обладает властью; находясь в подчинении, он покорен, но управляет подчиненными. Хотя Господь был среди иудейского народа (пусть ваша любовь поневоле обратит на это особое внимание), Он уже предвозвещал будущую Церковь во всей вселенной, в которую пошлет [затем] апостолов. Язычники Его Самого не увидели и не уверовали в Него. Его узрели и встретили иудеи. И хотя телесно Господь не вошел в дом сотника, однако, отсутствуя телесно, Он исцелил и его веру, и сам дом, присутствуя Своим величием. И подобным образом телесно Господь явился только среди иудейского народа. Среди других же народов Он не родился от Девы, не страдал, не странствовал, не проповедовал, не совершал божественные чудеса. Ничто из этого не происходило среди прочих народов: но однако через [сотника] должно было исполниться сказанное: Народ, которого я не знал, служит мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; Пс 17:44). Каким же образом, если он не знал? По одному слуху о мне повинуются мне (45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:45).

Стих 11

Посмотрите: о чем вы слышали из Евангелия как о будущем, происходит уже тогда. Поэтому говорю вам: благодаря похвальной вере сотника, хотя и чуждому по плоти, но своему по сердцу. Поэтому, сказано, многие придут с востока и запада. Не все, но многие. Наконец, сами [слова] с востока и запада, эти две части [света] означают весь мир. Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю. Сыны царства — это иудеи. Почему они названы сынами царства? Потому что получили закон, к ним были посланы пророки, у них был Храм и священство, они праздновали прообразы всех будущих [событий]. И хотя они славили прообразы этих событий, их наступление они не признали. Вот почему Христос говорит, что сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Мы видим отверженных иудеев и видим христиан с востока и запада, призванных на некое небесное пиршество возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, где хлеб — праведность, а питье — премудрость.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.