От Марка 12 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в своё время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего».
7 Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше».
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрёт брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмёт жену его и восстановит семя брату своему».
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял её второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали её за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мёртвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»
27 Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
38 И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.

Толкования Августина

Стих 7

Глупцы! Каким же образом станет вашим наследство? Потому что вы убили Его? Пускай убили Его, но наследство не будет вашим. Неужели вы думаете, что Спящий не восстанет?

Он спал, когда вы ликовали, убив Его. Вот и в другом псалме говорит: «Я спал»1. Они неистовствовали и хотели убить меня, Я же спал: ибо если бы не желал, не спал бы. Я сплю, потому что имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее (17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Ин 10:17.). «Я ложился, спал и восставал»2. Так пусть неистовствуют иудеи, пусть будет земля отдана в руки нечестивых, пусть повесят на древе, прибьют гвоздями, пронзят копьем (Ср. 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Мф 27:63; 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Мк 8:31, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Мк 10:34; 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Лк 18:33.): разве Спящий не восстанет!? (Ср. 14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Еф 5:14; 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Рим 6:4.)

Примечания

  • 1 — 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс 3:6 (в переводе Вульгаты).
  • 2 — См. сноску
  • 1 —

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.40.10.3 [CCSL 38:456].

Стих 16

Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там — образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты — монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан! (Ср. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт 1:26−27; 2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 2Кор 3:2−3.) Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 9.41.351 [CCSL 41:125−6].

Стих 17

Мы — монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено1. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Ср. 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:21; 25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Лк 20:25.). Кесарю — монеты, Богу — самих себя.

Примечания

  • 1 — Т. е. образ Божий.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 40.9.36 [CCSL 36:355−6].

***

Кесарь ищет образ свой — возвращайте! Бог ищет образ Свой — возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его.

И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (Ср. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Пс 3:7.).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.57.11.49 [CCSL 39:719].

Стих 24

У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией (Ср. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, Мф 22:29.), нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру.

Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 263.57.4.634.11.

Стих 31

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это — мудрость; ничем не отвернуться от этого — крепость; не соблазниться — воздержанность; не возгордиться — праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это — Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (Ср. Пс 138.), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (Ср. 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. 1Кор 15:33.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 155.44.4.443.7.

Стих 37

Не умирало то, через что была создана Мария; умирало то, из чего она была создана. Не умирала вечность божественности, умирала немощь плоти. Он ответил так, чтобы верующие могли понять разницу: Кто и через кого пришел. А пришел через женщину-мать Бог и Господь неба и земли. Будучи Господом мира и Господом неба и земли, Он, конечно же, и Господь Марии. Будучи Творцом неба и земли, Он является также и Творцом Марии. В соответствии же со сказанным: Родился от жены, подчинился закону (4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, Гал 4:4.), Он — Сын Марии. Господь Марии, Сын Марии, Марии Творец, рожден от Марии. Не удивляйся, что Он и Сын, и Господь, и не только Марии, но и, как сказано, Сын Давида; и потому Сын Давида, что Он — Сын Марии. Услышь апостола, сказавшего ясно: Который родился от семени Давида по плоти (3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Рим 1:3.). Услышь и то, что Он Господь Давида, о чем пусть сам Давид здесь говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Пс 109:1.). Господь Сам говорил об этом иудеям, когда опровергал их (Ср. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф 22:41−46; 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк 20:41−44.). Как Давида Он Сын и Господь — Сын Давида поплоти, Господь же Давида по Божеству, — так же Марии Он Сын по плоти и Господь Марии по величию.

То есть не была она матерью Его Божества, но через Его Божество должно было свершиться чудо, о котором она просила, а Он ей ответил: Что Мне и Тебе, Жено? (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.) И чтобы не думала, что Я не принимаю Тебя как Мать: Еще не пришел час Мой (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.). Я узнаю Тебя, когда немощь, которой Ты мать, окажется на кресте.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 8.9.22 [CCSL 36:87−8].

***

Слова Господа, поставленные двумя евангелистами вслед за ответом книжника, следует понимать как произнесенные для того, чтобы слушающих наставить относительно Его власти и чтобы отвратить их от учения книжников, которые о Христе знали лишь то, что по плоти Он от семени Давида. Не ведали они, что Он — Бог и потому есть Господь даже Давида.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.74.143.246.16.

Стих 43

Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (Ср. 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1−10.), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды? (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42.)

Августин Иппонский, Толкования Псалмов. С1. 0283, 40.111.3.5 [CCSL 40:1627].

Примечания:

 
Синодальный перевод
36 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
36 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.