Деяния 2 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
14 Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предречённое пророком Иоилем:
17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак, Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
36 Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого.
41 Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Толкования Августина

Стих 1

От празднования Пасхи, о которой Моисеем было образно предвозвещено посредством заклания агнца1 , означающим будущее страдание Господа, вплоть до того дня, когда Моисей получил закон, написанный на скрижалях перстом Божиим2 , насчитывается 50 дней. Также по прошествии 50 дней после убийства и воскресения Того, Кто как овца веден был на заклание (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7), перст Божий, то есть Святой Дух наполнил собравшихся вместе верных.

Примечания

  • 1 — См. 3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; Исх 12:3
  • 2 — См. 18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх 31:18

Источник: О духе и букве 16.28. CI. 0343,16.28.182.6.

Стих 2

Я же удивляюсь, что тебе показалось, что звук того голоса, которым было сказано: Ты Сын Мой (16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Мф 3:16−17;10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Мк 1:10−11; 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22), мог явиться без помощи души, но лишь по Божественному мановению единой телесной природой, и что тебе не показалось, что таким же образом по Божественному мановению может существовать телесная внешность какого-либо существа и движение, похожее на живое, без привлечения какого-то одушевленного духа. Если телесное творение повинуется Богу без помощи животворящей души, так что издаются звуки, которые обычно исходят из одушевленного тела, и образ членораздельной речи доходит до слуха, то почему же оно не будет повиноваться так, чтобы без помощи животворящей души вид и движение птицы той же силой Создателя вводилось в поле зрения?

Итак, нет необходимости спрашивать, каким образом появился телесный образ голубя, как мы не спрашиваем, каким образом звучали отдельные телесные голоса. Таким образом, говорится следующее: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющие языки, как бы огненные. Здесь говорится о чем-то, что подобно ветру и чувственному огню, похоже на обыкновенно используемые и известные природы, а не о самих обыкновенно используемых и известных природах, существующих во времени.

Послания 169. SCEL.44:618.

Стих 3

Следовательно, поэтому, когда Он послал Святого Духа, Он видимо являет Его двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя на Господе во время крещения; через огонь — на собранных вместе учениках. Следовательно, через голубя было показано, чтобы у освященных Духом не было обмана; а через огонь показано, чтобы простота не осталась холодной. И пусть не беспокоит то, что языки были разделяющимися. Языки находятся далеко друг от друга, поэтому Он появился разделяющимися языками. Он говорит: разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Языки разделены друг от друга, но расстояние языков не является расколом. Не бойся нарушения в разделяющихся языках, познай единство в голубе.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 6.3. CI. 0278,6.3.1.

Стих 4

В этой удивительной согласованности есть то большое несоответствие, что там народу строго запрещалось собираться в том месте, где давался закон, а здесь Святой Дух сходит на тех, кто был собран вместе, ожидая Его, обещанного им. Там перст Господа действовал на каменных скрижалях, а здесь — в сердцах людей. Значит, там закон был дан извне, для устрашения несправедливых людей1 , здесь закон был дан изнутри, которым они оправдываются. «Не прелюбодействуй, не пожелай»2 , и все прочие заповеди, написанные на этих скрижалях, повторяются и в той проповеди, где говорится: Люби ближнего своего как самого себя (19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Мф 19:19). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим 13:10). Эта любовь записана не на каменных скрижалях, но излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим 5:5). Значит, закон Божий — это любовь. Плотская мудрость ему не подчиняется, ибо не может3. Но когда на скрижалях пишутся дела любви для устрашения этой плотской мудрости, то это есть закон дел и буква, убивающая лицемера. А когда сама любовь распространяется в сердцах верующих, то это — закон веры и Дух, животворящий любящего.

Примечания

  • 1 — См. (12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; Исх 19:12),(16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Исх 19:16)
  • 2 — См. (13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. Исх 20:13−17) ср. (9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим 13:9−10)
  • 3 — См. (7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Рим 8:7)

О духе и букве 17.29. CSEL.60:182.

***

Ведь и само это видимое дарование Святаго Духа Господь осуществил не однажды, но дважды. Ведь сразу же после воскресения из мертвых Он сказал, дунув: Примите Духа Святаго (22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Ин 20:22). Итак, разве тогда дав Его, Он поэтому не послал позже Того, Кого обещал? Или Он не Тот же ли Святой Дух, Который и тогда был выдохнут Им, и после Им Самим послан с неба? Поэтому другой вопрос состоит в следующем: почему сам дар Его, сделанный очевидно, был сделан дважды? Возможно, из-за заповеди любви к двоим — к ближнему и к Богу, чтобы видно было, что любовь принадлежит Святому Духу, этот Его дар был явным образом дан дважды. А если надо искать другую причину, то теперь в ее поисках не следует рассуждать дольше, чем нужно. Только пусть будет известно, что без Святого Духа мы не сможем любить Христа и соблюдать Его заповеди. И мы можем это делать тем меньше, чем меньше мы Его принимаем; и тем больше, чем больше мы Его принимаем. Поэтому не напрасно Он посылается не только не имеющим, но и имеющим. Не имеющим, чтобы они имели, а имеющим, чтобы имели еще больше. Ведь если бы один не имел меньше, а другой больше, то святой Елисей не сказал бы святому Илии: Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 4Цар 2:9).

Трактат на Евангелие от Иоанна 74.2.2-З. CI. 0278, 74.2.13.

Стих 6

А так как там прозвучали все языки, то этим знаменовалось, что уверуют все языки. А эти, которые весьма "любят" Христа и потому не хотят быть в общении с городом, который убил Христа, так почитают Христа, что говорят, будто бы Он остался только у двух языков: у латинского и пунийского, то есть афрского. Только двумя языками обладает Христос? Ведь только эти два языка есть у сторонников Доната — больше нет.

Источник: Беседа 2 на 1-е послание Апостола Иоанна

Стих 24

Если интересно, каким образом надо понимать то, что Им были расторгнуты узы смерти — ведь Он не находился в них, как будто в оковах, и поэтому так их расторгнул, как будто если бы Он разорвал цепи, которыми был связан, — то легко понять, что они были расторгнуты так, как могли быть развязаны охотничьи силки, чтобы они не удерживали, а не потому что удерживали. Может быть и так, что мы верим, что Он расторгнул те узы, которыми Сам не мог быть удержан, но которыми удерживались другие, которые, как Он знал, должны быть освобождены.

Послания 164. CSEL 44.2:523.

Стих 29

Я знаю, что некоторым кажется, что смертью Господа Христа праведникам было даровано воскресение, обещанное нам в конце. Ибо написано, что из-за этого потрясения земли во время Его страдания камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли Мф 27:51−52) и были увидены вместе с Ним, когда Он воскрес, в святом городе. Но, если они не продолжили своего сна, будучи вновь погребенными, то надо посмотреть, каким образом Христос считается первенцем из мертвых1 , если они Его так опередили в этом воскресении. На это можно ответить, что так было сказано с предчувствием событий, что имеется в виду, что гробы отверзлись из-за потрясения земли, когда Христос висел на кресте, а тела святых воскресли не тогда, но после того, как Он прежде воскрес. Хотя «тогда», как я сказал, было добавлено с опережением событий, так что Христос, действительно, без сомнений считается первенцем из мертвых, и эти святые, следовательно, воскресли после Него в вечное нетление и бессмертие.

Но остается одно, что занимает: каким образом Петр мог говорить — а сказано, действительно, правдиво, когда он признал, что через это пророчество предвозвещался не Давид, а Христос — что плоть Его не видела тления (31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Деян 2:31), добавив о Давиде, что гроб его у них2. Как бы то ни было, он бы их не убедил, если его [Давида] тела там уже не было, так как если бы он воскрес раньше и плоть его не увидела бы тления, то гроб этот, тем не менее, мог бы остаться. Однако кажется неправильным, что в то воскресение святых, если даже оно им даровано было навечно, не было Давида, из рода которого так часто и с таким почитанием объявляется Христос. В опасности окажется и то, что говорится евреям о древних святых, потому что они увидели лучшее по сравнению с нами. Пусть они совершенствуются не без нас, если они уже находятся в этом нетлении воскресения, которое нам, обязанным совершенствоваться, обещано в конце.

Примечания

  • 1 — См. (18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, Кол 1:18), (5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею Откр 1:5)
  • 2 — См. (29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Деян 2:29)

Источник: Послания 164. CSEL 44.3:528.

Стих 34

Мы знаем, что после воскресения из мертвых и вознесения на небеса Христос сидит одесную Отца. Это уже совершилось; мы не увидели это, но уверовали. Мы прочли об этом в книгах, слышали предсказания, уверовали. И именно потому, что Христос был сыном Давида, Он стал Господом Давида. Ведь родившийся от семени Давида был столь почтен, что стал и Господом Давида. Ты так этому удивляешься, как будто бы и в человеческих делах не бывает такого. Ведь если бы случилось, что сын какого-то простого отца стал царем, то разве он не стал бы господином отца? Еще более удивительным является то, что может случиться, что не только сделавшийся царем сын простого человека стал господином отца, но что сын мирянина, став епископом, становится отцом своего отца. Следовательно, именно поэтому Христос, получив плоть, умерев в ней, в этой же плоти воскреснув, в ней же взойдя на небо и сидя одесную Отца, и в этой же самой плоти, такой почтенной, такой прославленной, такой измененной в небесном состоянии является и сыном Давида, и Господом Давида.

Источник: Изъяснения Псалмов 109.7.CCSL 40:1606−1607; CI.0283, SL40.109.721.

Стих 44

Прежде всего, для того вы были собраны воедино, чтобы единодушно пребывали вместе, и чтобы у вас было одно сердце и одна душа в Боге, и чтобы вы не называли ничего своим собственным, но чтобы было у вас все общее и давалось каждому из вас...

Источник: Послания 211.5. PL 57:359.

Стих 46

Тот, кто хочет приготовить место Господу, должен радоваться не частным образом, но вместе со всеми.

Источник: Изъяснения Псалмов 131.5.PL 36:1718.

Стих 47

Если, приходя к Богу, многие души по любви становятся одной душой, а многие сердца — одним сердцем, то что же делает Сам источник любви в Отце и Сыне? Разве Троица не является в большей степени одним Богом? Значит, если любовь Божия, распространенная в наших сердцах Святым Духом, Который был дан нам, многие души делает одной душой, а многие сердца — одним сердцем, то насколько больше Отец, Сын и Святой Дух являются одним Богом, одним Светом и одним Началом?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 39.5. CCSL 36:347−348. СI. 0278, 39.5.24.

Примечания:

 
Синодальный перевод
25, 34 одесную — по правую руку, справа.
33 десница — правая рука.
34 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.