1 Иоанна 2 глава

Первое соборное послание апостола Иоанна
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём.
6 Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него.

Толкования Августина

Стих 1

А чтобы не показалось, что он обещает безнаказанность за грехи, раз он говорит: Верен и праведен Он, чтобы оставить нам наши прегрешения и очистить нас от всякого беззакония, и чтобы люди не говорили себе: “Будем грешить и спокойно делать, что хотим, пусть очищает нас Христос, Он верен и праведен, пусть очищает нас от всякого беззакония”, — он отнимает у тебя вредную уверенность и всеивает полезный страх. Не добрая у тебя уверенность, обеспокойся. Он верен и праведен, и оставит нам прегрешения наши, если сам ты всегда будешь недоволен собой и будешь изменяться, пока не достигнешь совершенства. Поэтому что сказано далее? Дети мои, это пишу я вам, чтобы вы не грешили. Но возможно, какое-то согрешение и вкрадется из человеческой жизни — и что тогда? Что, неужели сразу отчаиваться? Слушай: А если кто согрешит, — говорит Иоанн, — есть у нас ходатай пред Отцом — Иисус Христос праведный, и Он умилостивитель за грехи наши. Итак, Он ходатай за нас. Старайся не грешить; если по немощи жизни вкрадется прегрешение, тотчас прими меры, тотчас отвратись, тотчас осуди, и когда осудишь, сможешь бесстрашно пойти к судье: там у тебя есть ходатай, не бойся проиграть дело твоей исповеди [Cудебная метафора.]. Ибо если в жизни этой человек иногда вверяется красноречивому языку и не погибает — неужели ты вверишься Слову и погибнешь? Возгласи: “У нас есть ходатай ко Отцу!”.

Посмотрите, как сам Иоанн блюдет смирение. Великим и праведным был этот муж, который из груди Господней пил сокровенные таинства [Cм. Dideberg D. Saint Jean, le disciple bien-aim№ // Saint Augustin et la Bible. P. 189 ss.]. И он, который испивая из груди Господней Его божество, изрыгнул: В начале было Слово, и Слово было у Бога (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин 1:1) — этот столь великий муж не сказал: “У вас есть ходатай ко Отцу (защитник пред Отцом)”, но: “Если кто согрешит — у нас есть ходатай”. Не сказал “у вас есть”, и не сказал “у вас есть я”, и не сказал: “у вас есть Христос”. Нет, показал, что ходатай Христос, а не он, и сказал “у нас есть”, а не “у вас” есть. Он предпочел скорее поставить себя в число грешников, чтобы ходатаем за него был Христос, нежели поставить себя ходатаем вместо Христа — и оказаться среди подлежащих осуждению гордецов. Братья, Иисус Христос праведный — Он ходатай за нас перед Отцом, Он умилостивление за грехи наши. Кто держался этого, тот не составил ереси; кто держался этого, тот не сотворил раскола. Отчего произошли расколы? Когда люди говорят: “Мы праведные”, когда люди говорят: “Мы очищаем нечистых, мы оправдываем нечестивых, мы просим и добиваемся”. А что сказал Иоанн? А если кто согрешит, есть у нас ходатай перед Отцом — Иисус Христос праведный. Но тут кто-нибудь может сказать: “Что же, значит, святые не просят за нас? Значит, епископы и предстоятели не просят за народ?”. Но внимательно посмотрите в Писания, и вы увидите, что и предстоятели вверяют себя народу. Апостол, например, говорит народу: Молясь вместе с тем и за нас (3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, Кол 4:3). Молится Апостол за народ, молится народ за Апостола. Мы молимся за вас, братья, но и вы молитесь за нас. Пусть все члены Церкви молятся друг за друга, а глава ее заступается за всех. Поэтому не удивительно, что в дальнейших словах Иоанн замыкает уста тех, кто разделяет Церковь Божию.

***

Если бы у тебя было дело, которое следовало бы разбирать в суде, и ты обратился бы к ходатаю, ходатай взял бы на себя попечение о тебе, вел бы в меру своих сил твое дело. И если бы он не довел твое дело до конца, а ты бы услышал, что он же окажется твоим судьей, как бы ты обрадовался тому, что твоим судьей смог стать тот, кто незадолго до этого был твоим ходатаем?

Проповеди 213. Cl. 0284, 213.1.446.17.

Стих 2

См. ст. 1. Сказав о том, что у нас есть ходатай ко Отцу — Иисус Христос праведный (праведник), Иоанн ради тех, кто захочет отделиться и сказать: Вот Христос здесь, вот, там (23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Мф 24:23), и ограничить частью мира Того, Кто приобрел все и обладает всем — тут же добавил: И не только за наши грехи, но и всего мира. Что это значит, братья? Воистину, мы обрели ее в полях дубрав (7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. Пс 131:7), обрели мы Церковь во всех языческих народах. Смотри: Христос умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и всего мира. Смотри: Церковь Божию ты увидишь по всему миру, не ходи вслед за мнимыми оправдателями — истинными отсекателями. Будь на той горе, которая заполнила вселенную [35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Дан 2:35. О горе как символе Христа и Церкви в антидонатистской аллегорезе Августина см. Cameron M. Augustine’s Construction of Figurative Exegesis against the Donatists in the Enarrationes in psalmos. Chicago, 1996. P. 306−314.], потому что Христос умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и всего мира, который Он приобрел Своей кровью.

Стих 3

И в том мы познаем Его, — говорит Иоанн, — если мы соблюдаем Его заповеди. Какие заповеди? Кто говорит, что познал Его, а заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. Но ты все еще спрашиваешь: “Какие заповеди?”. А кто соблюдет Его слово, в том поистине совершенна любовь Божия. Посмотрим, не любовь ли названа здесь заповедью. Мы спрашивали, что это за заповеди, и он сказал: Кто соблюдет Его слово, в том поистине совершенна любовь Божия. Справься с Евангелием, не в этом ли Его заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Ин 13:34). По тому мы узнаем, что мы в Нем, если мы будем совершенны в Нем. Здесь он говорит о совершенстве в любви. Что такое совершенство любви? Любить даже врагов, и до того любить, чтобы они были братьями. Ибо любовь наша не должна быть по плоти. Желать кому-нибудь временного благополучия — это хорошо; но если и его не будет, пусть душа будет в целости и сохранности. Ты желаешь жизни своему другу? Хорошо делаешь? Радуешься смерти твоего врага? Плохо делаешь. Но, возможно, и другу твоему жизнь, которую ты ему желаешь, бесполезна, и врагу твоему смерть, которую ты ему желаешь, была полезна. Полезна ли кому-либо эта жизнь или бесполезна — это неизвестно; но жизнь, которая у Бога, несомненно полезна. Люби своих врагов так, чтобы ты желал сделать их братьями; люби своих врагов так, чтобы они вняли призыву быть в общении с тобой. Ибо так любил Тот, Кто, вися на кресте, сказал: Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят (34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Лк 23:34). Не сказал Он: “Отец, пусть они живут долго; хоть они убивают Меня, но сами пусть живут”. А что сказал: Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят. Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали, и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верою ее пьют. Потому мы узнаем, что мы в Нем, если мы будем совершенны в Нем. Давая наставление об этом совершенстве любви к врагам, Господь сказал: Итак, будьте и вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен (48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Мф 5:48).

Стих 6

Потому, кто говорит о себе, что пребывает в Нем, тот должен ходить, как Он ходил. Как братья? Кто нас научит? Кто говорит о себе, что пребывает в Нем, то есть во Христе, тот должен так же ходить, как и Он ходил. Может быть, это он учит нас тому, чтобы мы ходили по морю? Нет, конечно! Значит тому, чтобы ходить по пути правды. По какому пути? Я уже упомянул его. Он был пригвожден ко кресту, и ходил по этому пути: путь этот — путь любви: Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят (34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Лк 23:34). Вот так, если ты научишься молиться за врага твоего, ты ходишь по пути Господа.

Стих 7

Возлюбленнейшие, не новую заповедь пишу вам, но заповедь ветхую, которая была у вас от начала. О какой ветхой заповеди он говорит? Которая была у нас от начала. Стало быть, она ветхая потому, что вы ее уже слышали, иначе Иоанн противоречил бы Господу в Его словах: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Но почему же это ветхая заповедь? Не потому что она относится к ветхому человеку. А почему? Которая была у вас от начала. Старая заповедь есть слово, которое вы слышали. Итак, оттого она ветхая, что вы ее уже слышали...

Стих 8

...Но ее же он объявляет новой, говоря: И опять же, заповедь новую пишу вам. Не другая, но та же самая, которую он назвал ветхой, она же и новая. Почему? Которая истинна в Нем и в вас. Почему она ветхая, вы уже слышали: она ветхая, потому что вы ее уже знали. Почему же она новая? Ибо тьма прошла, и истинный свет уже светит. Вот почему она новая: потому что тьма относится к ветхому человеку, а свет к новому. Что говорит апостол Павел? Совлеките с себя ветхого человека и облекитесь в нового (9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Кол 3:9−10). И что он еще говорит? Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе (8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, Еф 5:8).

Стих 9

Кто говорит о себе, что он в свете… — сейчас он разъяснит все, что сказал, — кто говорит о себе, что он во свете, а брата своего ненавидит, тот доселе во тьме . Увы, братья, сколько еще мы будем говорить вам: Любите врагов (44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Мф 5:44). Смотрите, что еще того хуже, чтобы к тому же и братьев не ненавидеть. Если вы будете любить только братьев, вы еще не будете совершенны, но если будете ненавидеть братьев, то что же вы такое тогда будете. До чего дойдете? Пусть каждый посмотрит в свое сердце, пусть не держит зла на брата своего за какое-нибудь жесткое слово, за тяжбу о земле, да не станет он сам землей. Ибо всякий, кто ненавидит брата своего, не смеет говорить, что ходит во свете. Что там! Пусть не смеет говорить, что ходит во Христе. Кто говорит о себе, что он во свете, а брата своего ненавидит, тот доселе во тьме. Допустим, кто-нибудь из язычников сделался христианином; смотрите: он был тьмою, когда был язычником, теперь он стал христианином. Благодарение Богу, все поздравляют, читается божественное чтение из Апостола: Вы были тьмою, а теперь вы свет в Господе (8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, Еф 5:8). Он поклонялся идолам, теперь поклоняется Богу; поклонялся тому, кого сам сотворил, теперь поклоняется Тому, Кто его самого сотворил. Он переменился, благодарение Богу, все христиане радуются вместе с ним. Почему? Потому что он теперь почитатель Отца и Сына и Святого Духа, и омерзитель демонов и идолов. Но Иоанн все еще тревожится за него, и при всеобщих поздравлениях высказывает опасения. Братья! Облобызаем c радостью эту материнскую тревогу! Не зря мать тревожится за нас, в то время как другие радуются. Матерью называю я любовь, ибо именно она обитала в сердце Иоанна, когда он говорил это. Отчего говорил, как не оттого, что все еще боится чего-то в нас, даже когда люди радуются за нас? Чего же он боится? Кто говорит о себе, что он во свете… Кто говорит о себе, что он уже во свете — это что значит? Кто говорит о себе, что он уже христианин, а брата своего ненавидит, тот до сих пор во тьме. Объяснять это не приходится: только радоваться, если этого не происходит, и плакать, если это происходит.

Стих 10

Заклинаю вас Христом. Господь пасет нас, тела наши восстановят силы во имя Христа; уже несколько восстановили и еще восстановят. Пусть питается наш ум. Я не потому это говорю, что собираюсь еще долго говорить (прочи­танный отрывок уже заканчивается), но для того, чтобы от усталости мы не с меньшим вниманием слушали то, что более всего необходимо. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете и преткновения в нем нет. Кто претыкается или создает преткновение? Кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те — луной. Но псалом говорит: Днем солнце не опалит тебя, и луна ночью (6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Пс 120:6), то есть если ты будешь держаться любви, то не преткнешься ни о Христе, ни о Церкви, ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь, как может быть во Христе, не будучи среди Его членов? Как может быть во Христе тот, кто не в теле Христа? Претыкаются, стало быть, те, кто оставляет Христа или Церковь. Откуда мы поняли, что псалом сказал днем солнце не опалит тебя, и луна ночью, подразумевая под опалением преткновение? Прежде всего посмотри на само сравнение. Подобно тому как опаляемый говорит: “Не могу стерпеть, не вынесу”, — и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви — те претыкаются. Смотрите, как претерпели преткновение, словно бы от солнца, те плотские люди, которым Христос проповедовал Свою плоть и говорил: Кто не будет есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, тот не будет иметь в себе жизни (53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин 6:53). Тогда почти семьдесят человек сказали: Жестоко это слово, — и отступили от него, и осталось двенадцать. Всех тех опалило солнце, и они отступили, потому что не могли стерпеть силу слова. И вот остались двенадцать. Но для того, чтобы люди не подумали, что веруя во Христа они оказывают Ему услугу, а не сами от Него получают благодеяние, — когда остались двенадцать, Господь сказал им: Может быть, и вы хотите уйти? (Чтобы вы знали, что Я вам нужен, а не вы Мне.) Но они, не опаленные солнцем, ответили устами Петра: Господи! У Тебя слова вечной жизни, куда нам идти?(54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Ин 6:54−69).

А кого опалила Церковь, как луна в ночи? Тех, кто произвели расколы. Послушай такое слово, сказанное Апостолом: Кто немощствует, и не немощствую я? Кто претыкается, и не опаляюсь я? (29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 2Кор 11:29). А почему нет преткновения в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит все ради единства, так как братство состоит в единстве любви. Обидел тебя кто-то, либо плохой, либо кого ты считаешь плохим, либо кого ты воображаешь плохим — и ты оставляешь стольких добрых людей? Хороша же братская любовь, которую являют нам они (донатисты). Обвиняют африканских христиан — и порвали со всей вселенной. Разве не было во всей вселенной святых? И разве можно было вам осудить всех, не выслушав? Но если бы вы любили братьев — тогда не было бы в вас преткновения. Слушай, что говорит псалом: Мир многий у любящих закон твой, и нет им преткновения (165 Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118:165). Мир многий, как сказано здесь, у тех, кто любит закон Божий, и поэтому нет в них преткновения. Значит те, кто претыкаются, теряют мир. А о ком сказал он, что они не претыкаются и создают преткновения? О тех, кто любит закон Божий, — и стало быть стоят в любви. Но кто-нибудь скажет: «Псалом говорит: “У любящих закон”, а не братьев». Тогда слушай, что говорит Господь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Ин 13:34). Что такое закон, как не заповедь? И как же тогда не претыкаются те, кто не может претерпеть друг друга? Как говорит Павел: Претерпевая друг друга, радея о сохранении любви во узах мира (2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф 4:2−3). И коль скоро таков закон Христов, послушай, как тот же Апостол увещевает к исполнению этого закона: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Гал 6:2).

Иной перевод

«Кто соблазняется или создает соблазн? Тот, кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те — луной. Подобно тому как опаляемый говорит: не могу стерпеть, не вынесу, — и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви, соблазняются и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви. Но если ты будешь держаться любви, то не соблазнишься и ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь, как может быть во Христе, не будучи среди Его членов? Как может быть во Христе тот, кто не в теле Христа?.. И почему нет соблазна в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит все ради единства, так как братство состоит в единстве любви».

Источник: Блаженный Аврелий Августин. Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам.

Стих 11

Ибо кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет. Здесь нечто очень важное, братья, просим вашего внимания. Ибо кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет, потому что тьма ослепила глаза его. Кто может быть более слеп, чем те, кто ненавидят братьев своих? Чтобы вы поняли что они слепы, смотрите — они преткнулись о гору. Говорю о том же самом, чтобы не выпало у вас из памяти. Тот камень, что отсекся от горы без участия человеческих рук — не Христос ли, Который вышел (явился) из иудейского царства без участия мужчины? Не сокрушил ли этот камень все земные царства, то есть всю власть идолов и демонов? Не вырос ли этот камень, и стал горой великой, и она заполнила всю вселенную (Ср. 34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. 35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Дан 2:34−35)? Разве эту гору надо показывать пальцем подобно тому как людям показывают трехдневную луну? Скажем, когда люди хотят увидеть молодую луну, говорят: “Вон луна, вот она где”, и если там есть такие, что не могут достигнуть туда взглядом и говорят: “Где?”, им показывают пальцем и указывают, чтобы они увидели. Бывает, от стыда, что их сочтут слепыми, они говорят, что видели то, чего не видели. Разве так нам приходится показывать Церковь, братья мои? Разве она не открыта? Разве она не явна? Разве она не охватила все народы? Разве не исполняется то, что за столько лет было обетовано Аврааму: что в семени его благословятся все народы (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18)? Это было обетовано одному верному, и тысячами верных наполнился мир. Вот гора, наполняющая все лицо земли, и город, о котором сказано: Не может утаиться город, поставленный на горе (14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Мф 5:14). А они (донатисты) преткнулись о гору. И когда им говорят: “Взойдите!” — они отвечают: “Это не гора, нет горы!” — и скорее разобьются об нее лицом, чем станут искать в ней пристанище. Вчера читался пророк Исаия; кто из вас вчера бодрствовал не только глазами, но и ушами, и не только ушами телесными, но и ушами сердца, тот обратил внимание на слова: Будет в последние дни явлена гора дома Божия, уготованная на вершине гор (2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. Ис 2:2). Что может быть столь же явным, как гора? Но и горы бывают неизвестными, потому что они расположены в одном каком-то месте земли. Кто из вас знает Олимп? Так же и те, кто живет при нем, не знают нашу Гиддабу. Эти горы занимают только часть земли. Не так та гора: она заполнила все лицо земли, и о ней сказано: Уготованная на вершине гор. Эта гора над вершинами всех гор. И соберутся, — говорит пророк, — к ней все народы. Кто может заблудиться при этой горе? Кто разбивает об нее лицо? Кто может не заметить город, поставленный на горе? Но не дивитесь, что не замечают ее те, кто ненавидят братьев: они ходят во тьме, и не знают, куда идут, потому что тьма ослепила глаза их. Они не видят гору — не дивись: у них нет глаз. Отчего у них нет глаз? Оттого что тьма ослепила их. Чем докажем? Тем, что они ненавидят братьев, тем, что, столкнувшись с Африканскими братьями, они отделяются от всей вселенной, потому что ради мира Христова не хотят терпеть тех, кого поносят, а ради сторонников Доната терпят тех, кого осуждают1.

Посмотрим же, что дальше, и не будем во тьме. Как нам не быть во тьме? — Любить братьев. Чем доказать, что мы любим братский союз? — Тем, что мы не разрываем единства.

Примечания

  • 1 — [Имеются в виду максимианисты, группа, отколовшаяся от донатистов. Чтобы сохранить видимость единства в своих рядах, донатисты признавали крещение и рукоположение сторонников Максимиана, в чем отказывали членам кафолической церкви.}

    Августин еще не раз повторит мысль о том, что caritas является основной темой первого послания Иоанна. Некоторые рукописи этих его толкований прямо озаглавлены De dilectione или De caritate. См. Comeau M. Le commentaire augustinien de la “Prima Ioannis” // Augustinus Magister 1. P., 1954. P. 161.

Стих 12

Вы малые дети потому, что оставлением грехов вы получаете рождение. Но чьим именем оставляются грехи? Разве именем Августина? Ну так и не именем Доната. Знаешь, кто Августин и кто Донат — но и не именем Павла и не именем Петра. Ибо обращаясь к тем, кто разделяет Церковь между собой и пытается сделать части из единства, в лице апостола Павла болезнующая родами младенцев мать — любовь, раскрывает свою утробу и как бы разрывает словами свою грудь, оплакивает детей, которых — видит она — уносят, зовет вернуться к единому имени тех, кто хотел сотворить себе множество имен, отторгает от любви к себе самому, чтобы они любили Христа, и говорит: Разве Павел был распят за вас? Или крестились вы во имя Павла? (13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 1Кор 1:13). Что он говорит? Я не хочу, чтобы вы были мои, но чтобы со мной; будьте со мной, мы все принадлежим Ему, умершему за нас, распятому за нас. Потому сказано и здесь: Оставляются вам грехи именем Его, а не именем какого-нибудь человека. См. ст. 13.

Стих 13

Пишу вам, отцы. Почему сначала о детях? Потому что оставляются вам грехи именем Его, и вы возвращаетесь к новой жизни — поэтому дети. А отцы почему? Потому что вы познали Того, Кто от начала: ведь начало связано с отцовством. Христос нов по плоти, но древен по Божеству. Насколько древен — как сказать? Сколько лет Ему? Древнее ли Он Матери Своей? — Конечно, древнее Матери, ибо все посредством Его было сотворено (3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин 1:3). Если все, то Он Сам сотворил, будучи древним, и Свою Мать, от Которой родился новым. Но только ли Матери Он древнее? Он древнее и дедов Матери. Авраам был дедом Матери Его, а Господь сказал: Прежде Авраама Я есмь (58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Ин 8:58). Скажем ли, что Он прежде Авраама? Земля и небо были сотворены прежде, чем был человек. Господь прежде них был, а вернее и есть. Прекрасно сказал Он не “прежде Авраама Я был”, но: Прежде Авраама Я есмь. Ведь если о чем-то говорится, что оно было, значит, его нет, а если о чем-то говорится, что оно будет, значит, его еще нет — но Господу присуще только быть. Поскольку Он Бог, Он может быть, а быть в прошлом и быть в будущем не может. У Него длится день единый, но вечный. Его не ограничивают собой вчерашний и завтрашний день, ибо сегодняшний день, начинающийся по окончании вчерашнего, завершится с приходом завтрашнего. Но тот единый день там пребывает без тьмы, без ночи, без протяженностей, без меры, без часов. Назови его как хочешь: если хочешь, это день, если хочешь, это год, если хочешь, это годы. Ибо о нем сказано: И годы Твои не оскудеют (28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. Пс 101:28). А когда он был назван днем? — Когда Господу было сказано: Я в сей день родил Тебя (7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; Пс 2:7). Он рожден вечным Отцом, рожден из вечности, рожден в вечность; без всякого начала, без всякого конца, без всякой меры протяженности, ибо Он есть то, что есть, ибо Он есть Тот, Кто есть. Это Свое имя Он назвал Моисею: Скажешь им: Тот, Кто есть, послал Меня к вам (14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. Исх 3:14). Что там прежде Авраама! Что там прежде Ноя! Что там прежде Адама! Слушай Писание: Прежде денницы Я родил Тебя (3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое*. //*По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Пс 109:3). В конце концов, раньше земли и неба. Почему? Потому что все посредством Его было сотворено, и без Него не было сотворено ничто. Узнайте это, отцы, потому что отцами становятся, познавая то, что от начала.

Пишу вам, юноши. Они дети, они отцы, они юноши. Дети оттого, что рождаются, отцы оттого, что познают начало. А почему они юноши? Потому что вы победили злого. В детях рождение, в отцах древность, в юношах крепость. Раз юноши побеждают злого, значит он сражается с нами? — Сражается, но не одолевает? Потому ли, что мы сильны, или потому, что силен в нас Тот, Кто в руках преследователей оказался немощен? Тот нас сделал крепкими, Кто не противился преследователям. Ибо Он был распят по немощи, но живет по силе Божией.

Пишу вам, дети. Почему дети? Ибо вы познали Отца.

Стих 14

Пишу вам, отцы: настаивает на этом и повторяет: потому что вы познали Того, Кто от начала. Помните, что вы отцы; если забываете Того, Кто от начала, вы потеряли отцовство. Пишу вам, юноши. Еще и еще раз подумайте, что вы юноши: сражайтесь, чтобы победить; побеждайте, чтобы получить венец; будьте смиренны, чтобы не пасть в сражении. Пишу вам, юноши, ибо вы крепки и слово Божие пребывает в вас, и вы победили злого.

Все это, братья — и что мы познали то, что от начала, и что мы крепки, и что мы познали Отца — все это сказано как будто бы в похвалу познания, но не в похвалу ли и любви? Если мы познали, то должны возлюбить, ибо знание без любви не спасает. Знание надмевает, а любовь назидает (1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 1Кор 8:1). Если вы готовы исповедовать, но не любить, то вы уподобляетесь демонам. Демоны исповедовали Сына Божия и говорили: “Что нам и Тебе?” — и были изгнаны (см. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Мф 8:29). Исповедуйте и раскройте объятия. Те страшились из-за своих неправд, вы же любите Отпустившего ваши неправды.

Стих 15

Но как мы можем любить Бога, если любим мир? Бог готовит нас к тому, чтобы мы стали обиталищем любви. Есть две любви: к миру и к Богу; если будет обитать в тебе любовь к миру, некуда будет войти любви к Богу. Пусть отступит любовь к миру и вселится любовь к Богу, пусть займет место лучшее. Любил ты мир — не люби мира; когда вычерпаешь из сердца любовь земную, почерпнешь любви Божественной, и тогда станет обитать в тебе благая любовь, от которой не может произойти ничего злого. Итак, послушайте теперь слова очищающего. В сердцах людей он видит как бы поля. Но какими найдет он поля? Если они поросли лесом, он выкорчевывает его, если находит чистое поле, засаживает. Насадить там он хочет дерево — любовь благую. А какой лес он хочет искоренить? — Любовь к миру. Послушай корчевателя лесов: Не любите мира, — так продолжает Иоанн, — ни того, что в мире. Если же кто возлюбит мир, любви Отца нет в нем.

Вы слышали, что если кто возлюбит мир, любви Отца нет в нем. Пусть никто не скажет в сердце своем, что это неправда, братья. Так говорил Бог, так устами Апостола говорил Святой Дух, нет ничего более истинного: Если кто возлюбит мир, любви Отца нет в нем. Хочешь быть в любви Отца и быть сонаследником Сына? — Не люби мира. Прогони дурную любовь к миру, чтобы исполниться любви к Богу. Ты сосуд, но пока ты еще полон, вылей то, что в тебе, и прими в себя то, чего в тебе нет. Наши братья, как мы знаем, возродились водою и Духом, и сами мы несколько лет назад возродились водою и Духом. Хорошо, если мы не любим мира, так что таинства пребывают в нас не в осуждение, но служат основанием спасения. Утверждение спасения в том, чтобы иметь корень любви, иметь добродетель благочестия. Облик благочестия хорош, облик благочестия свят; но что значит облик, если у него не будет корня? Вырванный сорняк не бросают ли в огонь? Пусть будет у тебя облик, только с корнем. Но как же нам укорениться, чтобы не быть искорененными? — Держась любви, как говорит апостол Павел: В любви вы укоренены и основаны (17 верою вселиться Христу в сердца ваши, Еф 3:17). Как может благая любовь укорениться там, среди таких чащоб любви к миру? — Искорените леса. Вам предстоит принять великое семя, пусть не будет на поле того, что может задушить семя. Искореняющие слова сказал Апостол: Не любите мира, ни того, что в мире. Если же кто возлюбит мир, любви Отца нет в нем.

Стих 16

Давайте же не будем любить мир и то, что в мире. Ведь то, что в мире, похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская — эти три, и пусть никто не говорит: “То, что в мире, создал Бог, то есть небо и землю, море, солнце, луну, звезды, все украшения небес. Какие украшения у моря? Все плавающие существа. Какие у земли? Животные, деревья, пернатые. Все это в мире, и все это создал Бог. Почему же мне не любить то, что создал Бог?”. Да будет в тебе Дух Божий, чтобы ты видел: все это добро (31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Быт 1:31); но горе тебе, если ты возлюбишь созданное и оставишь Создателя. Все творения прекрасны в глазах твоих? Но насколько прекраснее Тот, Кто все это создал!

Будьте внимательны, возлюбленные, сравнения могут доставить нам назидание. Как бы не подкрался к вам сатана со своими обычными словами: “Хорошо вам среди Божиих творений! Для чего Он создал все это, как не для того, чтобы вам было хорошо?”. И люди поддаются опьянению, и погибают, и забывают своего Создателя: не умеренно, но жадно пользуясь сотворенным, они пренебрегают Творцом. О таких Апостол говорит: Поклонились и послужили твари более, чем Творцу, Который благословен вовеки (25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Рим 1:25). Бог не запрещает тебе любить все это, но любить, не полагая в том блаженства, ценить и хвалить с тем, чтобы любовь воздавать Творцу. Это как если бы, братья, жених подарил кольцо своей невесте, а она, получив кольцо, полюбила бы его больше, нежели жениха, который подарил ей кольцо. Разве такую душу нельзя было бы осудить за измену из-за пристрастия к кольцу, хотя она полюбила подаренное женихом? Она, конечно, полюбила то, что подарил ей жених, однако если бы она сказала: “Довольно мне и этого перстня, жениха больше видеть не хочу”, — кто она была бы такая? Кто бы не отвратился от такого безумия? Кто бы не осудил душу изменницы? Вместо человека ты любишь золото, вместо жениха любишь перстень; раз ты такая, что любишь перстень вместо жениха, значит, выходит так, что он дал тебе перстень не во обручение, а во отвращение. Ведь жених дал ей перстень залогом любви, чтобы она любила в перстне его. Вот так и Бог дал тебе все это — люби Того, Кто сотворил. Он хочет дать вам и больше — Себя Самого, сотворившего все это. Но если ты возлюбишь все это, пусть и сотворенное Богом, но пренебрежешь Создателем, а возлюбишь мир — разве любовь твою нельзя будет считать прелюбодейной?

Ибо миром называется не только это произведение, созданное Богом: небо и земля, море, все видимое и невидимое — но и обитатели мира называются миром, подобно тому как домом называются и стены, и обитатели стен. Иногда мы хвалим дом, но порицаем его обитателей. Бывает, мы говорим: “Прекрасный дом”, — потому что он мраморный и с роскошными наборными потолками, а бывает говорим: “Прекрасный дом: ни с кем там не обходятся несправедливо, нет в нем воровства, никого не притесняют”. Тут мы хвалим уже не стены, а обитателей стен; однако домом называем и то, и другое. А все любители мира, из-за того что они обитают в мире с любовью к нему (в то время как имеющие сердце горнее обитают на небе, хотя плотью ходят по земле), — итак, все любители мира называются мир. У них есть только эти три вещи: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Они желают только есть, пить, совозлежать и предаваться подобным удовольствиям. Разве нельзя соблюдать в них меру? Или когда говорится: “Не любите этого”, — разве говорится, чтобы они не ели, не пили или не производили на свет детей? Не о том говорится. Но ради Творца надо соблюдать меру, чтобы все это не привязывало вас к себе любовью, чтобы вы не любили с наслаждением того, чем должны владеть с пользой. Однако испытать вас можно только представив выбор из двух возможностей: правды хочешь или прибытка? “Мне не на что жить, не на что есть, не на что пить”. А что если ты можешь этого добиться только ценой неправды? Не лучше ли любить то, что нельзя потерять, чем творить неправду? Видишь ты прибыток золота и не видишь ущерба веры. В этом, как говорит Иоанн, похоть плоти, то есть вожделение тех вещей, которые относятся к плоти, как пища, и совместное ложе и прочее тому подобное.

И похоть очей. Похотью очей он называет всякого рода любопытство. Сколь далеко простирается любопытство? Оно в зрелищах, в театрах, в диавольских обрядах, в волхвовании, в колдовстве — все это оно, любопытство. Иногда оно искушает и рабов Божиих, и они хотят совершать что-то вроде чудес, испытать, послушает ли их Бог в совершении чудес. Это любопытство, иными словами, похоть очей; оно не от Отца. Если Бог дал, твори чудеса, для того Он и даровал тебе эту способность, чтобы ты ее применял. Но это не значит, что кто не творил чудес, не будет принадлежать к Царству Божию. Когда Апостолы радовались, что им повинуются демоны, что сказал им Господь? — “Не радуйтесь этому, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах”. Он хотел, чтобы Апостолы радовались тому же, чему должен радоваться и ты. Ибо горе тебе, если имя твое не написано на небесах. Разве горе тебе оттого, что ты не воскресишь мертвых? Разве горе тебе оттого, что ты не будешь ходить по морю? Разве горе тебе оттого, что ты не изгонишь демонов? Если дана тебе такая способность, пользуйся ею со смирением, не в гордости. Ибо и о некоторых лжепророках Господь сказал, что они сотворят знамения и чудеса. Так пусть же не будет у тебя гордости житейской. Гордость житейская — это превозношение; это когда человек хочет хвалиться почестями, когда кажется себе великим, по богатству ли или по другой какой силе. Итак, есть три этих страсти, и не найти другого источника человеческих вожделений: только похоть плоти или похоть очей, или гордость житейская. Ими тремя диавол искушал Господа.

Искушению похотью плоти Господь подвергся, когда диавол сказал Ему: Если ты Сын Божий, скажи этим камням, чтобы стали хлебами, — после того как Господь взалкал после поста. Но как Он отразил врага и тем самым научил воина сражаться? Внимай тому, что Он сказал: Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божиим (3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Мф 4:3−4; 3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; Втор 8:3).

Искушению похотью очей в желании чуда Он подвергся, когда диавол сказал Ему: Бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, чтобы они поддержали Тебя и Ты не преткнул о камень ногу Твою (6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Мф 4:6). Господь противостал искусителю: если бы Он сотворил чудо, то могло бы показаться, что Он либо уступил, либо сделал это из любопытства. Ибо Он, конечно, творил чудеса как Бог, когда хотел, но чтобы исцелить немощных. Но если бы Он сотворил чудо тогда, можно было бы подумать, что Он просто хотел показать чудо. Чтобы люди не думали так, слушай, что Он ответил: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Не искушай Господа Бога твоего (7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Мф 4:7; 16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Втор 6:16), то есть: если Я это сделаю, Я искушу Бога. Он сказал то, что хотел научить говорить тебя. Когда враг внушает тебе: “Что ты за человек? Какой ты христианин? Ты сотворил хоть одно чудо? Воскресали мертвые по твоим молитвам? Исцелял ли ты горячечных? Если бы ты хоть чего-то стоил, ты бы сотворил какое-нибудь чудо”, — тогда отвечай и скажи: “Написано: Не искушай Господа Бога твоего; и я не буду искушать Бога, как будто я принадлежу Богу только если сотворю чудо, и не принадлежу, если не сотворю. А как же Его слова: Радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах?” (20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Лк 10:20).

Когда Господь подвергся искушением житейской гордостью? Когда диавол поднял Его на высоту и сказал: Все это дам я Тебе, если Ты падешь и поклонишься мне. Превозношением земного царствования он хотел искусить Царя веков, но Господь, сотворивший небо и землю, попрал диавола. Что особенного в том, что Господь одолел диавола? Стало быть, Он ответил диаволу то, что хотел научить отвечать тебя: Написано: Господа Бога твоего бойся и Тому одному служи (9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:9−10; 13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись. Втор 6:13).

Держась этого, вы избежите вожделения к миру, а не имея вожделения к миру, вы не покоритесь ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской, и приготовите место грядущей любви, чтобы любить Бога. Потому что если в сердце вашем будет любовь к миру, не будет там любви к Богу. Держитесь лучше любви к Богу, чтобы, как Бог вечен, так и вы пребывали вовеки, потому что всякий человек таков, какова его любовь. Любишь землю — будешь землей. Любишь Бога — что мне сказать? Что будешь богом? Не смею сказать это от себя, послушаем Писания: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все (6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; Пс 81:6). Итак, если вы хотите быть богами и сынами Вышнего, не любите мира и того что в мире, ибо все, что в мире — похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская, которые не от Отца, но от мира, то есть от людей, возлюбивших мир. И мир прейдет, и похоти его, но кто творит волю Божию, пребывает вовеки, как и Бог пребывает вовеки.

Иное толкование

‹…› «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 1Ин 2:16). В этих словах обозначены три указанные страсти, а именно: похоть плоти означает поклонников низших удовольствий, похоть очей — любопытных, гордость житейская — гордых.

Отсюда: человеку, которого восприняла сама Истина, указано остерегаться троякого искушения. «Скажи, — говорит искуситель, — чтобы камни сии сделались хлебами». Но этот единый и единственный учитель отвечает: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Мф 4:3−4). Так показал он, что должно быть побеждаемо желание удовольствия, чтобы не поддаваться даже голоду! Но тот, кто мог не поддаться похоти плоти, мог, пожалуй, быть уловлен тщеславным желанием временного господства: поэтому ему были показаны все царства мира и сказано было: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». На это ответом было: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи» (9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:9−10). Так попрана была гордость! Между тем, пущена была в ход и последняя приманка любопытства: ибо броситься с вершины храма искуситель подстрекал не для чего иного, как для того, чтобы только сделать какое-нибудь испытание. Но Христос не был побежден и дал такой ответ, который дает нам понять, что для познания Бога нет надобности в попытках, имеющих целью выведать божественное видимым образом; «Не искушай, — говорит, — Господа Бога твоего» (7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Мф 4:7). Поэтому тот, кто внутренне питается словом Божиим, тот не ищет удовольствия в сей пустыне; кто предан одному только Богу, тот не ищет тщеславия на горе, т. е. в земном превозношении: кто отдается вечному зрелищу неизменной Истины, тот не устремляется с вершины сего тела, т. е. глазами, чтобы познавать и низшее.

"Об истинной религии". Гл. 38

Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.

О терпении 17. С1. 0308, 17.14.679.5.

***

Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.

Проповеди 162. С1. 0284, 162.38.889.22.

Стих 18

См. 7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. 2Фес 2:7

***

Давайте подумаем о том, как давно блаженный евангелист Иоанн сказал: наступило последнее время. Ведь если бы мы жили тогда, услышав такое, разве бы мы поверили, что столько лет пройдет после этого, и не надеялись ли бы мы скорее, что еще при земной, телесной жизни самого Иоанна придет Господь?

Послания 199. С1. 0262, 199.57.6.257.17.

Стих 19

См. 7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. 2Фес 2:7

***

Людям представляется, что все те из них, которые являются добрыми и верными, должны получить [способность] претерпевать до конца1. Но Бог судил, что лучше смешать некоторых из тех, кто не будет способен претерпеть, с определенным количеством Своих святых, так что все те, кому не гарантирована безопасность в искушениях этой жизни, не могут быть спокойны.

Примечания

  • 1 — Ср. 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Мф 10:22 — Прим. ред.

О даре терпения. С1. 0355. 1003.36.

Стих 21

Не то, стало быть, ложь, когда молчанием скрывают истину, а то, когда, говоря, высказывают неправду.

Против лжи 10. Cl. 0304, 10.23.499.4.

Стих 27

Все, кто с верою Его ожидает, когда Он придет, возрадуются; те же, кто не имеет веры, устыдятся, когда наступит то, чего они теперь не видят.

Трактат на 1-е послание Иоанна. Cl. 0279, 4.2006.3.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.