Второзаконие 25 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
2 и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счёту;
3 сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
4 Не заграждай рта волу, когда он молотит.
5 Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею,
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдёт к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её»,
9 тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему»;
10 и нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого».
11 Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдёт, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
12 то отсеки руку её: да не пощадит её глаз твой.
13 В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
14 в доме твоём не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе;
16 ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий неправду.
17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.

Толкования Августина

Стих 3

Ср. с толк. 24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Исх 21:24

Стих 5

В третьей книге1 , когда я пытался решить вопрос, каким образом Иосиф мог иметь двух отцов2 , я сказал, что одним он был рожден, а другим усыновлен; но я должен сказать о характере усыновления. Ведь то, что я сказал, звучит так, словно его усыновил другой живой отец. Но Закон усыновлял детей умерших, приказывая, чтобы брат взял жену умершего бездетным брата и восстановил семя умершему брату (Ср. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Мф 1:16). Конечно, в этом смысле говорится о двух отцах одного человека более понятно.

Примечания

  • 1 — Против Фавста-манихея.
  • 2 — Ср. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Мф 1:16 (Иаков) и 23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк 3:23 (Илий).

Переосмысления. Cl. 0250,2.7.11.

Стих 9

Во времена пророков было другое установление для святых жен, которые обязаны были выходить замуж ради послушания, а не по своему желанию, чтобы множился народ Божий, в котором предпосылались пророки Христа. И сам народ, благодаря тому, о чем они образно говорили, или те, кто знал, или те, кто этого не знал, был пророком Христа, от которого родилась плоть Христа. Так вот, ради умножения этого народа Закон обличал того, кто не давал потомства Израилю. Поэтому и святые жены горели не похотью, но благочестивым послушанием, так что правильно считать, что они не искали бы телесной близости, если бы дети могли родиться как-то иначе.

О благе вдовства 7.10. CSEL 41:314.

Примечания:

 
Синодальный перевод
13 киса — сумка.
14, 15 ефа — наиболее употребительная мера для хлебных, сыпучих или жидких веществ, равная примерно 22-м литрам. Согласно Иосифу Флавию соответствует примерно 36-ти литрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.