Римлянам 1 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе, Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, —
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет».
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Толкования Августина

Стих 1

Двумя краткими словами: призванный и избранный, Павел различает между достоинством Церкви и ветхостью синагоги. Церковь названа таким образом потому, что она призывает1 , синагога — поскольку собирает вместе2.

Примечания

  • 1 — Греч. έκκλησία, от έκκαλέω, призывать, вызывать, звать к себе.
  • 2 — Греч. συναγωγή, от συνάγω, собирать, созывать.

Источник: Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам.Cl. 0281, 2.146.13.

Стих 2

Здесь свидетельствуется, что из народа иудейского были пророки, через которых было прежде обещано Евангелие, верой в которое оправдываются верующие... Ведь были и не Его пророки, у которых тоже можно найти из того, что они слышали о Христе и о чем пророчествовали.

Такое говорят о Сивилле1 , во что мне трудно поверить... Говоря о святых писаниях, Павел хочет прояснить, что писания язычников полны суеверного идолопоклонства и их не следует принимать за святые, даже если в них обнаруживается нечто имеющее отношение ко Христу.

Примечания

  • 1 — Древнегреческая культовая прорицательница, которой некоторые авторы приписывали пророчества о Христе; ср. Вергилий, Эклоги 4.4.

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам . Сl. 0281, 3.147.10.

Стих 4

Павел был вынужден противодействовать невежеству тех, которые принимают Господа нашего Иисуса Христа только через воспринятую Им человечность и не понимают Его Божественности, отличающей Его от любого другого творения.

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам. Cl. 0281, 4.148.25.

Иное толкование

Бесспорно, такой порядок точнее и лучше: Он Сын Давида в немощи и по плоти, но Сын Бога в силе, по духу святыни... В том, что относится к Сыну Давида, Он умер; то, в чем воскрес из мертвых, относится к Сыну Бога, — в этом Он Господь самого Давида (Ср. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф 22:41−45; 35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? 36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. Мк 12:35−37; 40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк 20:40−44).

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам. Cl. 0281, 5.151.6.

Предназначено было в отношении Иисуса, чтобы Тот, Который станет по плоти Сыном Давида, являлся в силе Сыном Бога по духу святыни, так как рожден от Духа Святого и Девы Марии. Это — уникальный и невыразимый факт становления Слова Божия человеком, когда Сын Бога и Сын человека — одно.

Сын человека в силу воплощения, Сын Бога в силу Воплотившего — чтобы уже верили не в троичность, а в четверичность.

Источник: Августин Иппонский, О прелопрелелении святых.Cl. 0354, 982.50.

***

Согласно этому предназначению Сын был прославлен уже до сотворения мира, так что по воскресении из мертвых слава Его воссияла у десницы Отца, где Он восседает (Ср. 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мф 26:64; 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мк 14:62, 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Мк 16:19; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. Лк 22:69.). Когда же Он увидел, что пришло время предназначенной Ему славы, чтобы осуществилось то, что было предназначено, то молился: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Ин 17:5).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 105.8.21 [PL 35:1907−8].

Стих 5

Павел наилучшим образом схватывает наиболее важный момент: никто не должен осмеливаться утверждать, будто пришел к Евангелию заслугами прежней жизни, в то время как сами апостолы, других превосходящие, не могли сами по себе принять апостольство. Вместе с остальными они сначала приняли исцеляющую и оправдывающую грешников благодать.

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам.. Cl.0281, 6.153.22.

Стих 6

Павел показал здесь, что спасение пришло не только к иудеям, как полагали некоторые из них, пытавшиеся это оспорить.

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам. Сl. 0281. 6.154.4.

Стих 7

В соответствии с правилами составления писем в этом месте Павел прибавляет обращение к тем, кому пишет: Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, более обозначая благодать Божию, нежели их заслуги. Ведь не говорит: «любящим Бога», но: возлюбленным Божиим.

Источник: Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам. Cl. 0281, 7.154.26.

***

Благодать — от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, и ею отпускаются наши грехи, посредством которых мы отворачивались от Бога; и от них [Отца и Сына] — этот мир, которым мы примиряемся с Богом. И поскольку, когда мы получили по благодати отпущение грехов, уничтожена была наша враждебность, то теперь мы имеем возможность восстановить мир с Тем, от Кого нас отворачивали наши грехи... Когда грехи будут прощены по вере в Господа нашего Иисуса Христа, настанет мир без разделения между нами и Богом.

Августин Иппонский, Толкование на Послание к Римлянам. Cl. 0281, 8.155.18.

Стих 17

Теперешняя Церковь — хотя мы и сыны Божии, но прежде чем откроется, кем будем,— живет в трудах и печалях, а в ней праведник живет верой.

Августин Иппонский, О различных вопросах. Cl. 0289, 81.44 [SL 44A:241].

Иное толкование

Называющий себя праведным без веры — лжец.

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 189MiAg1.210.16.

Эта правда — благодать Нового Завета, в которой верующие праведны, пока живут верой, пока совершенная праведность не приведет их к видению, подобно как совершенство спасения — к бессмертию телесному.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 3.4.2.

Стих 18

Люди, которых упрекал апостол, знали [о Боге], но не воздавали хвалу: называясь мудрецами, они обезумели и впали в идолопоклонство... Говоря с афинянами, Павел показал отчетливо, что мудрые из среды народов нашли Творца...(См. 22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. 24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". 29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. 30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, 31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. 32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. 33 Итак Павел вышел из среды их. 34 Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. Деян 17:22−34) Так что сначала он осудил неверие народов, чтобы показать, что, обратившись, они могут обрести благодать. Ведь несправедливо для них терпеть наказание за неверие, не имея возможности обрести награду за веру.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl.0280, 3.4.2.

Стих 20

Невидимое наблюдается особым путем; когда же усматривается, то оно много вернее того, что воспринимает телесное чувство. «Невидимым» же оно зовется потому, что смертными глазами его не увидеть.

Августин Иппонский, Послания. Cl. 0262, 120.34.2.2.712.8.

Иное толкование

Обрати внимание, что Павел не говорит, будто они не знают истины, но что подавляют истину неправдой.

А поскольку он держал в уме, что будет задан вопрос: откуда же им было знать истину, если Бог не дал им закон? — то не умолчал и ответ: невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимо (См. 18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Рим 1:18−20).

Августин Иппонский, О духе и букве. Cl. 0343, 12.19.172.4.

Почему же, как говорит он, они безоветны — не от обычной ли отговорки, к которой прибегает человеческая гордость: если бы я знал, то сделал бы, то есть я не сделал, потому что не знал?.. Подобное извинение отнимается от них, когда имеется предписание или когда дано явное знание того, как избежать греха.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Cl. 0352, 883.1.

Стих 21

Если бы они восхваляли Бога, давшего эту мудрость, то не осуетились бы в мыслях своих. Потому и преданы Богом в похотях сердец своих творить непотребство.

Источник: Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 4.4.17.

***

Это омрачение уже было отмщением и наказанием; и через это наказание, то есть сердечную слепоту, когда рассеивается свет мудрости, они впали в тяжкие грехи — называя себя мудрыми, обезумели.

Августин Иппонский, О природе и благодати. Cl. 0260, 3.24.60 [CCSL 29:318].

Стих 22

Это гордость отвращает человека от мудрости, и из этого отвращения происходит глупость (Ср. 2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Притч 11:2; 10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость. Притч 13:10).

Августин Иппонский, О свободе воли. Cl. 0260, 3.24.60 [CCSL 29:318].

Стих 23

Здесь Павел имеет в виду римлян, греков и египтян, хвалившихся своей мудростью.

Августин Иппонский, О граде Божием. С1. 0313, 47.8.10.27 [CCSL 47:226−27].

Стих 24

Павел говорит, что то, что им причиталось, они получили от Бога — Он предал их похотям их сердец.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам . Cl. 0280, 5.4.22.

Иное толкование

Когда злая воля обретает силу осуществить помышление, это происходит по суду Божию, у Которого нет несправедливости. Таким путем Он наказывает, и нет несправедливости в том, что наказание скрыто. Несправедливый человек осознает, что принимает наказание, лишь тогда, когда оно ему очевидно и противоречит его воле: зло — за грех, который был совершен по его воле.

Августин Иппонский, О духе и букве. Cl. 0343, 31.54.211.25.

Многие преданы в свою власть своим же злом. О них апостол говорит:

И предал их Бог в похотях сердец их нечистоте. Вот некто просил большого богатства — и получил себе на зло. Когда не имел его, ему нечего было бояться; стал владеть им — и превратился в добычу для более сильного.

Августин Иппонский, Трактат на Первое послание Иоанна. Cl. 0279, 6.2024.20.

Стих 25

Почитая тварь и служа ей более, чем Творцу, язычники не захотели быть храмом единого истинного Бога.

Желая иметь Его среди многих других вещей, они тем скорее полностью отказались от Него и не имели Его среди множества ложных богов.

Августин Иппонский, Послания . С1. 0262, 187.57.8.106.8.

Стих 28

Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280,6.5.4.

Стих 32

Когда Павел говорит: Однако не только их делают, но и делающих одобряют, то подразумевает, что они это делали без принуждения. Когда они соглашаются со злыми поступками, то одобряют даже и то, чего не делали сами.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 7.5.12.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.