Римлянам 11 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенётами и петлёю в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».
11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их.
24 Ибо если ты отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию — возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

Толкования Августина

Стих 1

Эти слова относятся к тому, что апостол сказал выше: Не то, чтобы слово Божие не сбылось; ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Рим 9:6−9, дабы из иудеев те считались семенем его, которые поверили в Господа.

Толкование на Послание к Римлянам. CSEL 84:42.

Стих 2

Иногда предназначение обозначается через предзнание, как здесь, когда апостол говорит: Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Слова «наперед знал» могут означать только «предопределил», что показывает и контекст.

О даре терпения. Cl. 0355,1022.21.

Стих 5

В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие.

О граде Божием. С1. 0313, SL48.17.5.116 [CCSL 48:565].

***

Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам.

О предопределении святых. С1. 0354, 969.15.

Стих 6

Благодать дается не за наши добрые дела, но чтобы мы могли их творить, то есть не потому, что мы исполнили закон, но чтобы мы закон могли исполнить.

О духе и букве. Cl. 0343, 10.16.168.19.

Стих 10

Милосердие и суд; милосердие к тому, кто последовал за праведностью Бога, суд — другим, кто ослеплен. Однако те, кто захотел, поверили; другие же не поверили, потому что не захотели. Так что и милосердие, и суд родились внутри самой воли.

О предопрелелении святых. Cl. 0354, 969.9.

Стих 11

От их падения спасение язычникам. Итак, Павел не говорит, что иудеи не преткнулись, но что падение их не было бессмысленным, ибо привело к спасению язычников. Они, следовательно, не так согрешили, чтобы падение стало их наказанием, но так, чтобы оно послужило ко спасению язычников (См. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Зах 2:11). Далее он даже начинает восхвалять народ иудейский за это падение в безверие, дабы не возгордились язычники, видя, что падение иудеев было столь ценным для их спасения. Напротив, язычникам следует еще больше остерегаться того, чтобы, возгордившись, не пасть похожим образом.

Толкование на Послание к Римлянам. С1. 0280, 62.43.7

Стих 26

Павел сказал, что ожесточение произошло отчасти, потому что не все ожесточились: и среди них были признавшие Христа. Полнота же язычников составится из тех, кто призван согласно замыслу. И так спасется весь Израиль — из иудеев и язычников, ибо все они — самый истинный Израиль.

Послания. Cl. 0262, 149.44.2.365.9.

Стих 29

Для Бога устроить будущие дела в Его предведении, которое ни обмануть нельзя, ни изменить, есть не что иное, как окончательно предопределить. Тот, о ком Бог предзнал, что он будет благочестив, ведет себя благочестиво — пусть даже ему и не ясно [это о Боге]. И тот, кому Бог предназначил быть благочестивым, пусть даже ему и неизвестно [это о Боге], когда слышит, что по дару Божию он станет таким, каким станет, — любовь его торжествует, и он не делается спесив, будто и не получал этого дара. И не только нет такому человеку препятствий в трудах любви через проповедь предопределения, но, напротив, ему приходит помощь, ибо, когда он хвалится, он может хвалиться в Господе (См. 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31).

О ларе терпения. Cl. 0355, 1019.4.

Стих 32

Слова апостола «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» не потому сказаны, что Бог никого не осудит. Смысл их проясняется выше. Апостол говорил об иудеях, которые однажды поверят, и обращался к уже верующим язычникам в послании: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

О граде Божием. Cl. 0313, SL48.21.24.163.

Стих 36

Здесь обозначается сама Троица — когда апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему.

О вере и символе веры. С1. 0293, 9.16.18.17.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 тенёта — сеть, ловушка на диких животных и птиц.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.