Стих 3
Народ, относящийся в силу единой веры к единому семени Авраама, хотя и собран из иудеев и язычников, частью, по возрасту младенчества, находится под водительством закона (т.е. той частью, которая включает иудеев); частью же — под вещественными началами мира, и эта часть — язычники.
И апостол относит себя к язычникам, ведь он не говорит: доколе вы были в детстве, вы были порабощены вещественным началам мира. Напротив, он говорит: Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. И здесь нет отсылки к иудеям, к которым по происхождению относился Павел; скорее, по крайней мере в этом месте, он относит себя к язычникам, поскольку так он может объединиться с теми, к кому послан был благовествовать.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 29. Cl. 0282, 29.94.26.
Стих 5
Павел говорит усыновление, чтобы мы четко понимали, что Сын Божий уникален. Ибо мы являемся сынами Бога по Его благодеянию и милости, Он же есть Сын по природе — т.е. то же, что и Его Отец [по Божеству].
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 30. Cl. 0282, 30.96.8.
Стих 6
Павел употребил два слова так, чтобы второе поясняло первое, ибо Авва значит Отец. Понятно, что он изящно, и не без оснований, соединил слова из двух языков, означающие одно и то же. Сделано это ради народа, призванного из иудеев и из язычников в единство веры, чтобы еврейское слово для иудеев и греческое слово для язычников, благодаря их одинаковому значению, относились к единой вере и единому Духу.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 31. Cl. 0282, 31.97.3.
Стих 8
Когда Павел говорит: вы служили богам, которые в существе не боги, то с очевидностью показывает, что единый истинный Бог есть Бог по природе, через имя Которого Троица воспринимается в самом лоне верующего кафолического сердца. Тех же, которые в существе не боги, выше называет апостол попечителями и домоправителями (2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Гал 4:2), поскольку нет творения — пребывает ли оно в истине, воздавая славу Богу, или не пребывает в истине, ища славы своей, — нет творения, говорю я, которое не служило бы, вольно или невольно, провидению Бога... Но подобно тому как магистрат, будучи под законом императора, делает то, что ему позволено, так и попечители и домоправители мира сего не делают ничего, кроме того, что Бог позволяет.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 32. Cl. 0282, 32.99.21.
Стих 9
Похоже, что дальнейшее возвращает к вопросу, который был уже разъяснен. На протяжении всего послания Павел показывает, что никому не удавалось поколебать веру галатов, кроме бывших от обрезания, которые стремились вернуть их к плотскому соблюдению закона, будто в нем и есть спасение.
Создается впечатление, что только в этом месте апостол обращается к тем, кто пытался вернуться к языческим предрассудкам... Говоря возвращаетесь и обращаясь не к обрезанным, а к язычникам, что следует из всего послания, он отнюдь не говорит, будто они вернулись к обрезанию, которого у них никогда не было, но — к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 33. Cl. 0282, 33.101.8. * * *
Бог, без сомнения, не теперь только познал тех, которых знал от сложения мира (10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 1Пет 1:10); но так как теперь сами они познали Бога по дару Его, а не по своим заслугам или способностям, то [Апостол] предпочел лучше употребить переносный способ слововыражения, называя их познанными от Бога тогда, когда уже Он сам явил им Себя для познания, и внести в свои слова поправку, как будто сказанное им сначала в собственном смысле не столь верно, чем попустить, чтобы они усвояли себе то, что даровал им Бог.
Источник: О книге Бытия буквально, 4.9
Стих 11
Итак, пусть читатель изберет истолкование по своему желанию1 , если при этом ему понятно, что суеверные наблюдения времен очень опасны для души, настолько опасны, что апостол в этом месте добавил: Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас... И если вдруг кого-то, даже катехумена, застанут в соблюдении субботы по иудейскому обычаю, то церковь приходит в смятение. А ведь ныне очень многие верующие со всей уверенностью скажут нам в лицо: во второй день месяца я в путь не отправлюсь2... Горе греховности человека! ведь мы отвергаем непривычное, а привычное терпим, хотя оно может быть весомым и закрыть для нас навсегда врата Царства Небесного. За него пролил кровь Свою Сын Божий. Часто встречаясь с привычным, мы учимся терпеть его, а по мере роста терпимости мы начинаем в нем участвовать.
Примечания
- 1 — Т.е. относятся ли эти слова к евреям или язычникам.
- 2 — Речь идет об одном из суеверий того времени.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 35. Сl. 0282, 35.103.6.
Стих 19
Люди зачинаются в утробе матери, чтобы сформироваться, а когда сформируются, они рождаются.
Может удивить сказанное апостолом: Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Мы должны понимать, что муки рождения обозначают его заботы и стеснения о том, чтобы они родились во Христе, а также мучения из-за грозящей им опасности совращения, которую видит Павел.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам. Сl. 0282, 38.107.7.
Стих 21
Люди могут думать, что в случае с Агарью Авраам так поступал, [следуя человеческому желанию], однако апостол поясняет, что свершилось это согласно пророчеству, чтобы в лице обеих женщин и их сыновей обозначить два завета как предвещание будущего.
Источник: Августин Иппонский, Вопросы на Восьмикнижие 1.70 (на Бытие). Cl. 0270,1, Quaest.Genesis, 70.879.
***
Поскольку в Ветхом Завете содержится прообраз нового, то те люди Божии, которые тогда понимали это сообразно своему времени, показаны служителями и исполнителями Ветхого Завета, но наследниками — Нового.
Источник: Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 3.4.6. Cl.0346, 3.4.6.492.6.
Стих 23
Тот факт, что Исаак рожден от свободной женщины, недостаточен, чтобы он означал народ — наследник Нового Завета. Более важно, что он рожден по обетованию. Ведь он мог родиться и от рабыни по плоти, и от свободной по плоти — как от Хеттуры, на которой Авраам затем женился и родил сыновей от нее, но не по обетованию, а по плоти (См. 1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Быт 25:1−2).
Источник: Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Сl.0282, 40.109.9.
***
См. также толкование на 22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Гал 4:22.
Стих 25
Павел явно показывает, что здесь обеих [женщин — Агарь и Сарру,] надо воспринимать аллегорически. Ведь кто-то захочет увидеть и в сыновьях Хеттуры некий образ грядущего, полагая, будто запись о том, что такие люди делали определенные вещи, сделана не просто так, а по наущению Духа Святого; и выяснится, возможно, что такая аллегория означает ереси и схизмы. А сыновья свободной, т.е. Церкви, рождены по плоти, а не духовно по обетованию.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Cl. 0282, 40.109.17.
Стих 27
Сарра обозначает небесный Иерусалим, ведь она в течение долгого времени по причине ее бесплодия отдалена была от соития с мужем. Такие, как Авраам, люди не использовали женщин ради удовлетворения [страсти], но — для продолжения потомства. К бесплодию ее добавилась еще и старость — чтобы во всей безнадежности обетование Божие было великой заслугой верующих... Преклонный возраст родителей Исаака означает, что хотя и новоизбранным был народ Нового Завета, но предназначение его принадлежит Богу, и оно есть тот самый древний небесный Иерусалим.
Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Cl.0282, 40.110.7.
Стих 31
Давайте задумаемся: скажем ли мы, что праведники древности были детьми рабыни или — свободной? Избави Бог — не рабыни! Но если они — дети свободной, то Духом Святым они принадлежат Новому Завету; а Дух животворящий апостол противопоставляет букве, которая убивает (6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 2Кор 3:6).
Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 3.4.12. Cl. 0346, 3.4.12.499.22.