Колоссянам 3 глава

Послание к Колоссянам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядёт на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлёкшись ветхого человека с делами его
10 и облёкшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём — Христос.
12 Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всём повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

Толкования Августина

Стих 1

Внутренний человек, особенно если он со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2Кор 4:16), конечно, остается ветхим, прежде чем обновится. Ибо на самом деле внутри совершается то, о чем говорит тот же апостол: совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового (9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Кол 3:9−10). Это он соответственно излагает таким образом: поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину (25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф 4:25). Но где же отвергается ложь, если не внутри человека, чтобы мог пребывать на святой горе Божией (1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Пс 14:1) тот, кто говорит истину в сердце своем (2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; Пс 14:2)? Воскресение же телесное Господа содействует таинству нашего внутреннего воскресения, что обнаруживается, когда после Своего воскресения Он говорит жене: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Ин 20:17). Этой тайны касается апостол, когда говорит: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте.

О Троице. Cl. 0329, SL 50.4.3.68.

Стих 2

«О высшем помышляйте». Нам предписывается помышлять о том, что является высшим, а именно духовным. Не должно считать это высшим в отношении частей и мест этого мира, но высшим сообразно своему превосходству, чтобы свой дух, посредством которого мы должны отрешаться от мира, не приковывать нам к некой части этого мира. А высшее и низшее находятся в пределах мира. Ибо вселенная сама по себе не имеет высшего и низшего; ведь она является телом, поскольку все видимое есть тело, и нет в теле вселенной ничего высшего или низшего. И в силу того, что, как кажется, движение происходит в шести направлениях (то, которое называется движением правильно, то есть не является круговым), а именно вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз, то нет ничего разумного в том, чтобы, если у тела вселенной нет ничего спереди и сзади или справа и слева, у него было бы нечто сверху и снизу. Но рассматривающие это вводятся в заблуждение тем, что трудно противиться чувствам и привычкам. Ибо не так легко для нас обращение тела, которое оно совершает, если пожелает кто двигаться головою вниз, как легко [обращение, происходящее при движении] из правой в левую или из передней в заднюю часть. А потому, удалив слова, душа должна сама по себе заботиться [о том], чтобы быть в состоянии это познать.

Источник: Вопрос 29 из 83

Стих 3

Желание тогда не будет чувствовать в чем-либо недостаток, когда будет Бог все во всем (28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 1Кор 15:28). Такой конец не имеет конца. Никто не умирает там, куда никто не приходит, не умерев для мира сего — не той смертью, отделяющей душу от тела, которой умирают все, но смертью избранных, когда сердце, хотя все еще пребывая в смертной плоти, переносится в горнее. Об этой смерти говорил апостол: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. И, возможно, поэтому сказано: сильна1 , как смерть, любовь (6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Песн 8:6). Ведь благодаря этой любви происходит так, что, находясь все еще в тленном теле, мы умираем для века сего и жизнь наша сокрывается со Христом в Боге, но, вернее, сама эта любовь есть наша смерть для века — и жизнь с Богом.

Примечания

  • 1 — Лат. valida. В Вульгате — fortis (крепка, тверда), В Синод. переводе — крепка. — Прим. ред.

Трактат на Евангелие от Иоанна 65. Cl. 0278, 65.1.36.

Стих 4

Что же Павел говорит затем? Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе. Стало быть, сейчас время стенать, а тогда — радоваться; сейчас время желать, а тогда — раскрывать объятия (Ср. Екк. 3:1−8): сейчас то, чего мы желаем, отсутствует, но не будем ослабевать в желании, долго питаемое желание нас упражняет, потому что нас не обманывает Тот, Кто обещал.

Проповеди 350A. Cl. 0284, 350A.MiAg 1.295.6.

Стих 5

Таким образом, душа в своих побуждениях, испытываемых по духу, противится другим своим побуждениям, испытываемым по плоти, и наоборот — в своих побуждениях, испытываемых по плоти, противится другим своим побуждениям, испытываемым по духу. Почему и говорится, что плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал 5:17). Но в силу этого и о самой душе сказано: со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2Кор 4:16). Ибо и сама душа не перестает достигать все большей святости, когда все больше и больше ограничивает те плотские желания, с которыми она не согласна. Ведь апостол говорил тем, кто уже принял крещение: умертвите земные члены ваши.

Против Юлиана 6. Сl. 0351, 6.845.23.

Стих 8

Потому и говорится — [созданного] по Богу (24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Еф 4:24), чтобы не считали, что обновление происходит согласно какому-либо творению. А по образу Божию говорится затем, чтобы понимали, что это обновление происходит там, где есть образ Божий, то есть — в уме.

О Троице 14.16. Cl. 0329, SL 50A. 14.16.53.

Стих 18

Нет сомнения, что в силу естественного порядка лучше мужчинам властвовать над женщинами, чем женщинам над мужчинами, следуя тому, что говорит апостол: Глава жене — муж (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 1Кор 11:3) и — жены, повинуйтесь мужьям своим.

О браке и вожделении. Cl. 0350, 1.9.10.222.7.

Стих 19

Значит, Бог не хочет, чтобы человек из числа верных — когда слышит от апостола: любите своих жен — любил в жене похоть плоти, которую и в себе самом он не должен любить, внимая другому апостолу: Не любите мира, ни того, что в мире: всякий, кто полюбит1 мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и мирская суетность2 , не есть от Отца, но от мира (сего) (15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 1Ин 2:15−16).

Примечания

  • 1 — Лат. quisquis dilexerit mundum; в Вульгате, как и в Синод. переводе — quis diligit mundum (кто любит мир). — Прим. ред.
  • 2 — Лат. ambitio saeculi; в Вульгате, как и в Синод. переводе — superbia vitae (гордость житейская). — Прим. ред.

О браке и вожделении 1.18.20. Сl. 0350, 1.18.20.233.8.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 одесную — по правую руку, справа.
5 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
6 грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
9 совлечь — раздеть, снять (одежду), сбросить, избавить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.