1 Тимофею 3 глава

Первое послание к Тимофею апостола Павла
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе.

Толкования Августина

Стих 1

Но ты считаешь, что с тобой этого произойти не должно было, поскольку, как ты полагаешь, никого не следует понуждать к добру [епископства]. Послушай же, что сказал апостол:Кто епископства желает, доброго дела жаждет1. Однако сколь многие против своей воли обязываются принять епископство, побуждаются, находятся под надзором и в заточении, многое претерпевают из того, чего не хотят, пока не появится у них желание принять доброе дело.

Примечания

  • 1 — Лат. concupiscit. В Вульгате дважды используется один и тот же термин desiderat, соответствующий глаголу желает Синод.перевода.

Августин Иппонский, Послания 173. Cl. 0262, 173.44.2.640.15−16.

Иное толкование

Относительно же трех родов жизни: свободной от дел житейских, или деятельной, или состоящей из первых двух, — то, хотя каждый и может без вреда вере проводить жизнь во всяком упомянутом роде и достигнуть вечных наград, важно, однако же, то, какого из них держится он из любви к истине, какому посвящает себя из долга любви. И каждый не настолько должен чуждаться дел житейских, чтобы в этом покое своем не думать о пользе ближнего; и не настолько быть деятельным, чтобы не предаваться размышлению о Боге. В покое от дел не бездеятельная праздность должна доставлять удовольствие, а изыскания или открытия истины — чтобы каждый преуспевал в ней, чтобы сохранил, что открыл, и другому не завидовал. При деятельности же предметом любви должны быть не почет в настоящей жизни, или власть (ибо все суетно под солнцем), а само дело, которое делается посредством того именно почета и власти, если делается правильно и с пользой, то есть так, чтобы могло послужить тому благосостоянию подчиненных, которое соответствует воле Божией.

...Поэтому-то апостол говорит: если кто епископства желает, доброго дела желает.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.19. Cl. 0313, SL48.19.19.8−23.

«Я хочу быть епископом. О, если бы я был епископом!» Если бы ты был епископом... К имени ли ты стремишься или к сути? Если ты стремишься к сути, доброго дела ты жаждешь. Если ты добиваешься имени, то им ты можешь обладать и делая дурное дело, но наказание будет более тяжким. Итак, что мы можем сказать? Бывают ли плохие епископы? Нет, не бывают. Я осмеливаюсь твердо заявить, что не бывает плохих епископов; потому что если они плохие, то они и не епископы. Но ты отошлешь меня к имени и возразишь: он епископ, поскольку занимает кафедру. Но и виноградник, бывает, охраняет пугало.

Августин Иппонский, Проповеди 340A. Сl. 0284, 340A.MiAgl .568.27.

Стих 10

Никого в Церкви нельзя было бы справедливо назначить служителем, если бы апостол в том месте, где он говорит: если кто непорочен (6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Тит 1:6), сказал: «если кто безгрешен»; или сказал бы: «если безгрешны», — в том месте, где он говорит: если беспорочны. Ведь многие принявшие крещение верные суть без порока, но ни про кого в этой жизни я бы не сказал, что он без греха (Ср. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Ин 8:7), — сколько бы пелагиане ни приходили в исступление и не возмущались, что я такое говорю — не потому, что остается какой-нибудь грех, который не отпускался бы при крещении, а потому, что нам, пребывающим в немощи, свойственной этой жизни, ежедневно не позволяют сделаться таковыми те грехи, которые ежедневно отпускаются тем, кто молится, как положено верному, и поступает милосердно.

Августин Иппонский, Против двух посланий пелагиан 1.14.28. Cl.0346, 1.14.28.447.6−9.

Стих 14

Возлюбленные, с непреклонным умом и твердым сердцем да пребудем под столь высокой Главой (Ср. 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Еф 1:22; 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, Кол 1:18, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. Кол 2:10 ) в столь славном Теле (Ср. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Рим 12:4−5; 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 1Кор 12:27; 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Еф 5:30; 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Кол 3:15) , в котором мы друг другу члены (Ср. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 1Кор 6:15; 25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф 4:25). Тогда, даже если бы я находился дальше самых отдаленных земель, мы бы оставались вместе в Том, от единства Чьего Тела мы не должны отдаляться. Ведь если бы мы жили в одном доме, о нас, несомненно, говорили бы, что мы вместе; насколько же в большей мере мы вместе, когда мы вместе остаемся в едином Теле.

Источник: Августин Иппонский, Послания 142. Cl. 0262, 142.44.1.247.15−20.

***

Церковь же святую, мать вашу, словно небесный Иерусалим, святой град Божий, почитайте, любите и проповедуйте. Она та, которая в вере приносит плод и возрастает во всем мире (Ср. 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, Кол 1:6), о чем вы уже слышали. Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины, в причащении таинствам терпит злых, которых в конце надлежит отделить и от которых она отдаляется в настоящее время в силу несоответствия ей их нравов.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 214. Cl. 0284, 214.RB72.20.239−21.242.

Стих 16

Когда пришла полнота времен, была послана Премудрость во плоти не для того, чтобы наполнить ангелов (Ср. 27 Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; Прем 7:27), не для того, чтобы быть ангелом, разве что в том смысле, чтобы возвестить совет Отчий, который был и Ее советом. Она была послана не для того, чтобы быть с людьми и в людях, ибо и это уже было прежде и в праотцах, и в пророках, но с тем, чтобы Само Слово стало плотью, то есть вочеловечилось. Это предстоящее таинство откровения Божьего было спасением и тех мудрых и святых людей, которые имели рождение от жен до того, как Сам Он был рожден от Девы, и с тех пор, как только это свершилось и было проповедано, это стало спасением всех, кто верит, надеется и любит.

Августин Иппонский, О Троице 4.20. Cl. 0329, SL50.4.20.52.

Примечания:

 
Синодальный перевод
2 страннолюбивый — гостеприимный.
2 целомудрие — воздержание, строгая нравственность; благоразумие, здравый смысл.
3 бийца — пристрастный к дракам, задиристый.
6−7 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 
« 2 глава 1Тим1 Тимофею 3 глава SYNСинодальный AICАвгустин 4 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.