1 Царств 21 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 И пришёл Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою?
2 И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: «пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе»; поэтому людей я оставил на известном месте;
3 итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять или что найдётся.
4 И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди твои воздержались от женщин.
5 И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то хлеб останется чистым в сосудах.
6 И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить тёплые хлебы.
7 Там находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин, начальник пастухов Сауловых.
8 И сказал Давид Ахимелеху: нет ли здесь у тебя под рукою копья или меча? ибо я не взял с собою ни меча, ни другого оружия, так как поручение царя было спешное.
9 И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завёрнутый в одежду, позади ефода; если хочешь, возьми его; другого, кроме этого, нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного, дай мне его.
10 И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришёл к Анхусу, царю Гефскому.
11 И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»?
12 Давид положил слова эти в сердце своём и сильно боялся Анхуса, царя Гефского.
13 И изменил лицо своё пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей.
14 И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?
15 разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдёт в дом мой?

Толкования Августина

Стих 6

И во многих других местах Священного Писания Христос предстает как царь и как священник. И не без основания он называется сыном Давида чаще, нежели чем сыном Авраама. И Лука и Матфей оба утверждают это: один рассматривает его [Давида] как человека, от которого может быть прослежена родословная Христа через Соломона, другой же рассматривает Давида как человека, от которого через Натана родословная Христа может быть прослежена через Натана. Давид выступал в роли священника Господа, несмотря на то, что сам (как мы знаем) очевидно был царем, когда сам вкусил хлеба священного. Ибо по закону не дозволялось, чтобы кто-то мог есть тот хлеб, за единственным исключением, — то есть кроме священников.

О согласии евангелистов. Сl. 0273, 1.3.5.5.9.

Стих 12

Дошли до слуха Давидова недобрые речи их; и подумал он, что если Саул, которому я сделал добро, гонит; то этот царь, посрамленный мною, рад будет сгубить человека, от которого может опасаться еще большей беды, если оставить его живым.

Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкование на псалом 33

Стих 13

Все эти способы выражаться будут считаться ложью, если только образное выражение или действие следует рассматривать как ложь. Но если нет лжи в том, что знаки, используемые для обозначения чего-то одного, используются также и для обозначения чего-то еще как средство понимания истины, то совершенно определенно о таких случаях не должно судить как о лжи. И к ним относятся, например, тот случай, когда Иаков повел себя определенным образом перед своим отцом и говорил ему, чтобы получить благословение, и тот случай, когда Иосиф наигранно говорил своим братьям (См. 8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. 9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей. 10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; 11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями. 12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей. 13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. 14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; 15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; 16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи. 17 И отдал их под стражу на три дня. Быт 42:8−17), и тот случай, когда Давид притворялся сумасшедшим, и многие другие знаки такого рода, которые не следует рассматривать как ложь, ибо их, эти действия и речи, следует рассматривать как пророческие знаки, относящиеся к разумению истины.

И эта истина облечена в образы, покрыта ими как одеждами, в упражнение уму вопрошающего о ней человека благочестивого и чтобы не обесцениться по причине легкодоступной [для нечестивых] наготы. И хотя мы ознакомились с истиной в других местах, в которых о ней говорится прямо и просто, всё же, добытая из глубоких тайников трудом понимания, она заново воссоздается в нас и, обновленная, приносит нам еще большее наслаждение. И при этом она не прескучивает по причине завуалированности ищущему и постигающему ее, но тот, напротив, с еще большим пылом стремится открыть ее для себя, и тогда, наконец, она открывается как еще более желанная и драгоценная.

Против лжи. Сl. 0304, 10.24.500.10.

Примечания:

 
Синодальный перевод
15 юродство — безумие, намеренное стремление казаться безумным, глупым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.