От Луки 20 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Комментарии Баркли

Синодальный перевод

1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»
6 а если скажем: «от человеков», то весь народ побьёт нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся».
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдём, убьём его, и наследство его будет наше».
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?
18 Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял её третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели её женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чём. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Комментарии Баркли

КАКОЮ ВЛАСТЬЮ? (Лк 20:1−8)

В этой главе описан так называемый «день вопросов». В этот день представители иудейской власти пришли в храм и стали задавать Иисусу вопросы, чтобы поймать Его на слове и получить основание для обвинения, а Он, в Своей мудрости, отвечал им так, что они остолбенели и не могли произнести ни слова.

Первый вопрос задали первосвященники, книжники и старейшины. Под первосвященниками следует понимать группу людей, состоявшую из бывших первосвященников и членов их семей, из которой и выбирались первосвященники. Они представляли собой религиозную аристократию храма. Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион — высший совет и правящий орган иудеев, и следовательно, можно считать, что вопросы были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Иисуса.

И не удивительно, что они спросили Его, какой же властью делает Он все это! Въехать таким образом в Иерусалим и после этого строить все по-своему и очистить храм — ведь должен же Он был чем-то объяснить это, ведь дал же Ему кто-то власть на это! Для правоверных иудеев того времени сам факт, что Иисус так спокойно распоряжался в храме, уже был поразительным и удивительным. Ни один равви никогда не выносил какого-либо решения, и даже не делал какого-либо официального заявления, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Он бы начинал свой аргумент так: «Ибо сказано, что...» Либо же он говорил: «Равви такой-то и такой-то подтвердил, что...» Но никто никогда не претендовал на независимую власть, с которой Иисус распоряжался в храме. Поэтому они хотели, чтобы Иисус ясно и прямо сказал, что Он — Мессия и Сын Божий. Тогда у них было бы готовое обвинение в богохульстве и они могли бы арестовать Его на месте. Но Он не ответил так, потому что час Его еще не пришел.

Иногда ответ Иисуса характеризуется как умный полемический ответ, единственная цель которого состояла в том, чтобы получить тактическое преимущество. Но это далеко не так. Он задал им вопрос: «Крещение Иоанново (власть Иоаннова) с небес было или от человеков?» Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Всем было известно, как смотрел Иоанн Креститель на Иисуса, кем он считал Его, и что он сам считал себя лишь Предтечей идущего за ним Мессии. Если бы первосвященники и вся кампания согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус — Мессия, потому что так сказал Иоанн. Если бы они решились отрицать тот факт, народ восстал бы против них. Своим вопросом Иисус, собственно, спрашивал: «Скажите Мне, как вы думаете — от Кого Я получил эту власть?» Если бы они ответили на Его вопрос, Ему уже не пришлось бы отвечать на него.

Столкнувшись с правдой лицом к лицу человек может попасть в мучительное и трудное положение но если он откажется смотреть правде в глаза то попадет в столь сложное положение, из которого он уже не сможет выпутаться. Посланники фарисеев отказались смотреть правде в глаза и им пришлось убраться ни с чем, потеряв доверие толпы.

ПРИТЧА, ЯВЛЯВШАЯСЯ ОСУЖДЕНИЕМ (Лк 20:9−18)

Смысл притчи совершенно ясен. Под виноградником Иисус подразумевает Израиль (Ис 5:1−7). Под виноградарями — управителей Израиля. Под посланными рабами — пророков, которыми пренебрегли правители и которые были преследуемы и убиты. Сын господина — Иисус. А осуждение заключается в том, что место, отведенное Израилю, будет отдано другим.

Осуждение, изложенное в притче, вполне возможное и позже действительно осуществилось. Во время Иисуса Иудея переживала экономические трудности и народные мятежи. Многие землевладельцы действительно предпочитали проживать за пределами Иудеи и сдавать свои земли в аренду. Арендную плату редко платили деньгами: она составляла либо установленное количество продукта, независимо от хорошего или плохого урожая, либо определенную долю урожая.

Это одна из наиболее содержательных и поучительных притч. Из нее мы узнаем кое-что о человеке.

1. В ней говорится о привилегиях, данных людям. Виноградари не насаждали виноградник. Они получили его во владение, а владелец виноградника не стоял над ними палкой. Он удалился и предоставил им работать так, как им заблагорассудится.

2. В ней говорится о греховности людей. Грех виноградарей заключался в том, что они отказывались отдавать должное владельцу виноградника и хотели захватить его имение. Грех их был также и в том, что они не хотели предоставить Богу принадлежащее место и проявить Ему послушание.

3. В ней говорится об ответственности человечества. Виноградари-арендаторы были надолго предоставлены самим себе; но пришел день расплаты. Рано или поздно человек должен будет дать отчет за то, что было дано в его распоряжение.

Из этой притчи мы узнаем кое-что о Боге.

1. В ней говорится о долготерпении Божием. Владетель виноградника не применил силу против мятежников после первого выступления виноградарей-арендаторов. Он снова и снова давал им возможность исправиться. Нет ничего удивительнее долготерпения Божия, если бы мир сотворил человек, он в безысходном отчаянии уничтожил бы его.

2. В ней говорится также о Суде Божием. Виноградари арендаторы полагали, что они могут злоупотреблять долготерпением владельца, и что это сойдет им с рук. Но Бог не отказался от Своих прав. Сколько бы человек ни тешил себя надеждой, что ему все позволено, но день суда придет. Как говорили римляне: «Правосудие беспристрастно, и в конечном счете восторжествует».

Притча сообщает нам нечто об Иисусе.

1. Мы видим, что Он знал, что ожидает иудеев в будущем. Ведь Он не пришел в Иерусалим с надеждою, что Ему удастся избежать распятия. Он бесстрашно с открытыми глазами шел вперед. Когда пророчица Кассандра предсказала Ахиллу, великому греческому герою, что если он пойдет на бой, то обязательно погибнет, он ответил, «Но тем не менее, я намерен пойти». И для Иисуса не было иного пути.

2. Притча говорит о том, что Иисус никогда не сомневался в конечной победе Бога. Несокрушимое величие Бога недосягаемо для сил и власти порочных людей. На какое-то время кажется, что зло побеждает, но оно не может в конце концов избежать наказания.

Терпеливо видит Справедливый
Исполнения бесчисленных убийств,
Совершающих все где-то в темницах
Произволом узаконенных злодейств.
Правда казнится все также на помосте
Зло на троне с рода в род;
Но за мраком горя и страданий
Божий суд с возмездием грядет.

3. В этой притче Иисус безошибочно заявляет, что Он есть Сын Божий. Он умышленно исключает Себя из ряда пророков: они были слугами Божиими, он же — Сын Божий, помазанный Богом Царь.

Цитата: «камень, который отвергли строители», взята из Пс 117:22. В раннехристианской церкви это была излюбленная цитата для изображения смерти и воскресения Иисуса Христа (Деян 4:11; 1Пет 2:7).

БОЖИЕ И КЕСАРЕВО (Лк 20:19−26)

И вот посланники синедриона вновь бросились в атаку. Они склоняли людей обращаться к Иисусу с вопросами, которые, якобы, действительно беспокоили их. Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь — Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога — противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Ответ Иисуса был так же казуистичен, как и заданный Ему вопрос. Он попросил их показать динарий. Ну, а в древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Так, например, Маккавеи, как только они освободили Иерусалим от сирийцев, стали чеканить свою монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и со своей надписью, получал тем самым право собирать подати. И поэтому Иисус ответил спрашивавшим: «Если вы принимаете монеты кесаревой чеканки, вы обязаны признать за ним право взимать подати; но, — продолжал Он, — существует такая сфера, где законы и предписания кесаря не имеют силы, и которая полностью принадлежат одному Богу».

1. Человек, живущий в каком-то государстве и пользующийся его привилегиями, не может обособиться от него. Честный человек всегда будет достойным гражданином. В любом государстве христиане должны быть самыми надежными и сознательными гражданами но, к сожалению, христиане мало участвуют в управлении своей страной. Если они отказываются от своей ответственности и представляют управление страной делягам-политиканам, они теряют право жаловаться на то, что делается или не делается.

2. Но все же в жизни христиан последнее слово принадлежит Богу, а не государству. Голос совести громче голоса любого закона, изданного людьми. Христианин одновременно является слугой государства и его совестью; именно потому, что он достоверный гражданин, он откажется делать то, чего не может сделать христианин. Христианин живет в страхе Божием и чтит царя.

ВОПРОС САДДУКЕЕВ (Лк 20:27−40)

Когда Иисус заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос сводился, собственно, к двум моментам.

1. Во-первых, он касался закона о браке (Втор 25:5) согласно которому, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был жениться на жене его, чтобы продолжать род брата. Невероятно, чтобы этот закон соблюдался вовремя Иисуса, но он записан в законах Моисея и, поэтому, саддукеи считались с ним.

2. И, во-вторых, он касался вероучения саддукеев. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом противоположны друг другу.

а) Фарисеи преследовали религиозные цели. Их мало занимали вопросы политики и их удовлетворяло любое правительство, позволявшее им исполнять все предписанные законом обряды. Саддукеев было немного, но сии представляли самую состоятельную часть израильтян. Почти все священники и аристократы были саддукеями. Они составляли правящую верхушку; и почти все сотрудничали с римским правительством, так как боялись потерять свое богатство, свои удобства и свое положение.

б) Фарисеи признавали Писание, и все неисчислимое множество детально разработанных норм и правил традиционного и обрядового закона, как-то: закон субботы и положения об омовении рук. Саддукеи же признавали только писанный закон Ветхого Завета, а в Ветхом Завете они подчеркивали только закон Моисея, но не придавали значения книгам пророков.

в) Фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов. Саддукеи же считали, что воскресения из мертвых не может быть, и что нет ни ангелов, ни духов.

г) Фарисеи верили в судьбу и в то, что жизнь человека регулируется и предопределяется Богом. Саддукеи же верили в неограниченную свободу воли.

л) Фарисеи верили в Мессию и надеялись на пришествие Его; саддукеи же не верили в Него. Для них пришествие Мессии означало нарушение их тщательно упорядоченного образа жизни.

И вот саддукеи обратились к Иисусу с вопросом. Кто же будет на небесах мужем женщины, бывшей поочередно замужем за семью мужчинами. Они считали, что такой вопрос доказывает абсурдность веры в воскресение мертвых. Данный Иисусом ответ содержит непреходящую истину. Он указал, что не следует мыслить о небе в понятиях нашего мира. Жизнь на небесах будет совершенно иной, потому что и мы будем совершенно иными. Ели бы мы перестали умничать о том, на что похож рай и предоставили бы все любви Божией, мы избавились бы от древних заключений и многих мучительных вопросов.

Но Иисус пошел дальше. Как мы уже сказали, саддукеи не верили в воскресение мертвых. Они заявили, что не могут верить в воскресение, потому что в книгах законов, которые, как считали, были написаны Моисеем, по их пониманию, не было не только никаких доказательств этого, но и даже упоминаний. До этого времени ни один равви не мог ответить саддукеям, но Иисус сделал это. Иисус напомнил саддукеям, что Моисей сам слышал, что Бог сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх 3:6), а ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвых. И поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны быть живы. И, следовательно, возможно воскресение тела. Неудивительно, поэтому что законники высоко ценили ответ Иисуса, потому что Он побил саддукеев их же оружием.

Но многим этот отрывок может показаться малоубедительным. В нем рассматриваются вопросы, Представляющие жгучий интерес и в наши дни, но приведенные Иисусом доводы, бывшие абсолютно убедительными для равви, могут показаться неубедительными для нашего ума. Но даже в этой малоубедительности заключается великая истина для каждого из тех, кто проповедует или собирается проповедовать христианство Своим собратьям. Иисус убеждает людей доводами, понятными им. Он говорил с ними их же языком, он использовал в разговоре с ними их же аргументы, именно это нравилось простым людям.

Когда читаешь религиозные и богословские книги, иногда начинаешь чувствовать, что все это может быть так, но что многое в них было бы непонятно людям, не имеющим богословской подготовки, которые, в конечном счете, составляют большинство. Иисус говорил с народом на языке, который был ему знаком и приводил доводы, которые он понимал; речь Его была доступна каждому, и Он объяснял их вопросы и идеи их же законом. Мы сможем намного эффективнее проповедовать христианство и лучше свидетельствовать о Христе, если мы станем учиться у Него.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ИИСУСА (Лк 20:40−44)

Этот отрывок лучше рассмотреть отдельно, потому что он труден. Иудеям Мессия больше всего был известен как Сын Давидов. Именно так обратился слепой у горы Иерихон к Иисусу (Лк 18:38, 39) и также называла Его толпа при въезде в Иерусалим (Мф 21:9). Но здесь Иисус как будто ставит свой титул под сомнение. Цитату Иисус взял из Пс 109:1. Во времена Иисуса считалось, что все псалмы — Давидовы, а этот псалом относится к Мессии. В этом псалме Давид говорит о том, как Бог обратился к Помазаннику Своему и указал Ему сесть одесную Себя, пока Он не положит врагов Его к подножию ног Его; и в этом же псалме Давид называет Мессию «мой Господь». Как же может Мессия быть одновременно и сыном, и Господом Давида? дело в том, что Иисус здесь просто делает то же, что Он делал очень часто — исправить укоренившуюся в народе идею о Мессии, что с Его приходом наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Иудеи мечтали о политической власти. Но как можно было воплотить эту мечту в действительность? У иудеев было много идей об этом, но наибольшей популярностью пользовалась идея о том, что придет один из великих потомков Давида и будет непобедимым кормчим и царем. И поэтому титул «Сын Давидов» был неразрывно связан с мыслью о мировом господстве, военной мощи и территориальных завоеваниях.

В действительности же Иисус сказал здесь следующее: «Вы думаете о грядущем Мессии как о Сыне Давидовом; так оно и есть; но Он не только Сын Давидов: Он — Господь». Он говорил людям, что они должны изменить свое представление о значении титула «Сын Давидов». Люди должны оставить свои ошибочные взгляды о мировом господстве, а видеть в Мессии Господа сердец и жизней человеческих. Не высказывая этого открыто, Он упрекал их в том, что их представление о Боге слишком ограничено. Человек всегда склонен представлять Бога подобным себе и не видеть всего Его величия.

ЧЕСТОЛЮБИЕ ЛЮДЕЙ (Лк 20:45−47)

Книжники и раввины жаждали вовсе особых почестей. У них была тщательно разработана система, своего рода «Табель о рангах». В школе наибольшие почести оказывались самому ученому равви, на званом обеде самому старшему. Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: «Мир с вами», но не добавили: «Господа!» Раввины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей. «Пусть твое уважение к другу граничит с твоим уважением к учителю, и пусть твое уважение к учителю граничит с почитанием Бога». «Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя». «Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий... Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца». Кажутся почти неправдоподобными такие претензии, нормальному человеку даже нехорошо заявлять такое, еще хуже — допускать справедливость их. Но именно такие притязания предъявляли книжники и фарисеи.

Иисус обвинил книжников еще и в том, что они пожирают дома вдов. По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно. Все это звучит благородно, но одновременно равви проповедовали, что поддерживать равви материально — акт высочайшего благочестия. «Всякий, — говорили они, — кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии». «Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву». «Пусть твой дом будет прибежищем мудрых».

И нет ничего необычного в том, что более впечатлительные женщины становились законной добычей менее щепетильных и любящих хорошо пожить мудрецов раввинов. Худшие из них проживали и поедали дома вдов. Все эти жуткие дела раввинов шокировали и возмущали Иисуса. Их положение усугублялось еще и тем, что они знали лучше, были лучше образованы и занимали ответственные места в общине и обществе. Бог всегда покарает человека, использующего свое важное положение для того, чтобы улучшить свое материальное состояние и потворствовать своей любви к роскоши и комфорту.

Примечания:

 
Синодальный перевод
34 чада — дети.
42 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
42 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.