Даниил 12 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Библия говорит сегодня

Синодальный перевод

1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звёзды, вовеки, навсегда.
4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение».
5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки.
6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?»
7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времён и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого всё это совершится.
8 Я слышал это, но не понял и потому сказал: «господин мой! что же после этого будет?»
9 И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.
10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней.
12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».

Библия говорит сегодня

12. Ожидание конца. 12:1−13

Время конца

Начало этой главы тесно связано с концом предыдущей и является продолжением великого последнего откровения Даниилу. Теперь нам четко поведали, что должно произойти в конце этого мира. Сказанное здесь подтверждается Новым Заветом. Мы постараемся показать, как некоторые особенности развития истории, нашедшие отражение в Книге Пророка Даниила, были подтверждены Иисусом и авторами книг Нового Завета. Теперь же нам нужно обратиться скорее к нашему пониманию последних дней истории, чем к Книге Пророка Даниила, хотя очевидно, что она помогает осмыслению новозаветной традиции. Следует упомянуть, что Церковь не создала ни одного учения о том, что конкретно должно случиться в конце времен, поскольку многие из тех, кто искренне принимает все основные пункты вероучения, могут не согласиться в этом вопросе, особенно когда речь заходит о деталях и сроках. Когда события последних дней реально начнут наступать, мы распознаем их несомненно.

Антихрист

Прежде всего, перед концом времен должен появиться антихрист. Портрет правителя, явного богоборца, который следует только своим необузданным желаниям, обрисован для нас в конце гл. 11, с некоторыми деталями, которые неясны и, поэтому, вызывают массу спекуляций. Кто это — ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит (11:37)? Что это за бог крепости, которому будет он воздавать честь (11:38)? Указание ли это на Антиоха Епифана, или эти стихи относятся к беспощадной жестокости антихриста? Или это просто признаки приближения к последним дням, о которых мы должны быть осведомлены? Наш Господь говорит не об одном великом антихристе, а предупреждает, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк 13:22). Апостол Павел был убежден, что конец мира не наступит, «доколе... не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:3−4). В Книге Откровение Иоанна Богослова (Откр 13; Откр 20:2) фигура последнего антихриста уточняется. Два зверя возникнут и начнут войну со святыми, будут творить чудеса и обманывать многих. Один зверь поклонится другому зверю, и оба поклонятся дракону — древнему змию, который был сброшен с небес на землю. Таким образом, мы имеем триединство зла как другой полюс Святой Троице.

Испытания и беды

Следующая особенность последних дней: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (12:1). Церковь будет преследоваться гораздо сильнее, чем иудеи в Египте или даже в Палестине при Антиохе. Наш Господь подчеркнул этот момент в Своем предупреждении ученикам в отношении времени перед Его вторым пришествием. Он имел в виду несчастья не только избранных, но всего человечества:

«Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк 13:19−20).

Причиной увеличения бед при движении истории к своему завершению будет страх, который силы зла испытывают от триумфального наступления Царства Христа. Усиление праведности на земле вызывает яростную реакцию сил зла. Для своего утешения мы должны всегда помнить притчу Христа о пшенице и плевелах (см.: Мф 13:24−30). Враг пришел и посадил плевелы там же, где хозяин поля посадил свою пшеницу. Все попытки выдернуть плевелы, чтобы спасти пшеницу, были запрещены: тому и другому позволялось расти вместе до сбора урожая. Все выглядело так, будто плевелы переросли пшеницу и бросили на нее тень. Плевелы казались более энергичными и сильными, но когда пришла пора, был собран хороший урожай зерна и по количеству, и по зрелости. Стоит обратить внимание на комментарий Джеймса Деннея на слова апостола Павла во Втором послании к Фессалоникийцам:

«Иногда задают вопрос: становится ли мир лучше или хуже со временем? Оптимисты и пессимисты имеют на этот счет противоположные мнения. Обе стороны... не правы. Он не становится только лучше или только хуже. Прогресс в мире не является только прогрессом добра, когда зло постепенно сходит на нет; это также и не прогресс зла, когда постепенно исчезает добро. Это прогресс, при котором добро и зло движутся к зрелости, принося самые зрелые плоды, демонстрируя все, что они могут делать, подтверждая свою силу друг против друга. Прогресс сам по себе не в добре и не в зле, а в антагонизме одного другому» [James Denney, 1 and 2 Thessalonians (Expositors Bible Commentary, Hodder and Stoughton, 1892), pp. 313f.].

Разделение

Испытание очищает истинных людей Божьих, укрепляет их в вере и отделяет от неправедных. Оно имеет и противоположный эффект: придает неправедным храбрости и уверенности в их безбожии. Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (12:10). Очевидно, с приближением конца водораздел между этими двумя группами людей увеличится. Будут существовать собрания мудрых для общения в присутствии наставников. Они найдут помощь друг у друга и у них будет происходить процесс очищения до конца времен (см.: Ис 26:19; Пс 72:24−26).

Главный момент, отмеченный в Книге Пророка Даниила, состоит в том, что ни один избранный не будет потерян. Их имена записаны в книге вместе с именами всех святых и всех Божьих планов. Все, что написано там, должно произойти. Но Даниил с болью думал о смерти множества людей во время гонений. Невозможно представить, что Бог, справедливый и любящий, мог бы удовлетвориться окончательным триумфом Своего Царства, за границами которого осталось множество преданных Ему людей, отдавших свои жизни ради этого триумфа. Даниил верит в воскрешение спящих в прахе земли, тех, кто потерял свои жизни таким образом (12:2). Это подразумевает собирание вместе и воскрешение к жизни пепла и костей, которые были рассеяны, и пробуждение ото сна душ умерших. Мнения исследователей расходятся по поводу того, что именно Даниил имел в виду в своих предположениях. Неправедные восстают из пыли на вечное поругание и посрамление, а избранные — для жизни вечной (12:2). Те, кто связывает пророчество Книги Пророка Даниила со временем Антиоха Епифана, воспринимают этот отрывок только как относящийся к тем, кого преследовали в то конкретное время, а под неправедными понимают иудейских отступников. Но, на самом деле, это одно из величайших ветхозаветных подтверждений грядущего воскрешения тел. Надежда на это возникла, когда великие мыслители Ветхого Завета наблюдали наиболее отчетливо и чувствовали наиболее остро разрушительные воздействия власти зла, несправедливость, страдания невинных. Они посмотрели на небеса и увидели могущество, справедливость и любовь Бога и обрели крепкую надежду на загробную жизнь (Ис 26:19; Пс 72:24−26; Иов 19:25−27).

Финал — дистанция между зрительным восприятием и пониманием

Финал этого последнего великого откровения оставляет Даниила с чувством, что ему было все сказано и явлено. Ничего больше не должно быть добавлено к откровениям, данным ему с первого года правления Валтасара. Теперь ему сказано: «...сокрой слова сии и запечатай книгу сию... <... >...Иди к твоему концу» (12:4, 13). В жесте мужа в льняной одежде, который поднял правую и левую руку к небу (12:7), выражено полное завершение. Это как финальный аккорд, который дает нам понять, что «конференция закончена и мы можем идти домой». Это похоже на вознесение Христа. Господь посещал Своих учеников опять и опять в течение сорока дней после Своего воскрешения. Он появлялся и исчезал, и они привыкли ожидать, что Он появится снова. Но вот наступило последнее появление Господа, в конце которого «и вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк 24:50−51). Они увидели его восходящим и вернулись в Иерусалим в великой радости, зная, что стали свидетелями финала замечательного периода учения и утверждения в вере. Ничего более не могло быть добавлено к евангельской истории и свидетельствам, которые они должны были нести миру отныне.

Даниил чувствовал, что увиденное и услышанное им имеет всю полноту и авторитет, и он может надеяться, что глубокое значение откровения о конце времен раскроется, когда возникнет нужда. Он пришел к мысли, что все будет в конечном счете хорошо. Он знал, что конец придет в назначенное Богом время, что зло обречено на уничтожение и что Божьи люди никогда не будут забыты своим Творцом.

Но все равно у него осталась тревога. Он не все понял в данных ему откровениях: «Я слышал это, но не понял» (12:8). Его разум должен был еще осознать то, что было так настойчиво и полно представлено ему, но оставалось для него пока тайной. После последнего откровения он хотел получить ответ на два последних вопроса от небесного существа. Сколько осталось ждать до того, как это случится? И чем же все это закончится? (12:6, 8).

Он услышал только один загадочный ответ на первый вопрос и совсем не получил ответа на второй. Это характерно и для нашего восприятия Слова Божьего: нам приходится мириться с этой пропастью между тем, что мы видим или слышим, и тем, что понимаем. Иногда, приходя к нам, Слово Божье представляет нам факты и откровения, истину которых мы можем осознать и понять только по вере. Поэтому мы знаем, что то, что мы видим, является отражением много большего и много более таинственного, чем то, что наш ум способен вместить. Любой, кто столкнулся с реальностью Божьего присутствия, знает, что имеет дело с действительностью бесконечно большей, чем его разум может охватить. И нам следует иногда терпеливо и долго ждать понимания того, что мы видим. Но в то же время наша вера может питаться и радоваться истине того, что она видит и слышит, даже до того, как начнет это понимать. Даниил именно так отнесся к тому, что он видел и слышал, еще до осмысления им всего этого.

Необходимость стойкого терпения

Чтобы возрастать в понимании истины, Даниилу необходимо было учиться терпению и стойкости.

На вопрос: «когда будет конец?» он услышал три дразнящих ответа. В первом было сказано, что это наступит к концу времени и времен и полувремени (12:7). Второй ответ гласил: со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней (12:11). И тут же немедленно последовал третий ответ: блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней (12:12). Это несомненно означает: благословен тот, кто умеет ждать, даже если сроки не соответствуют его ожиданиям; даже если период в 1290 дней продлевается до 1335 дней, и даже более.

Некоторые комментаторы думают, что здесь имеется основа для точных расчетов, даже в первом ответе ангела. Они говорят, что время здесь означает год, и поэтому к концу времени и времен и полувремени означает три с половиной года. Но Кальвин иначе трактует текст:

«Значение стиха гораздо проще. К концу времени — значит к концу длинного периода; и времен — еще более длинного периода; полувремени — означает конец. Таким образом, это нужно понимать так: много, много времени должно пройти, перед тем как Бог выполнит то, что провозгласил пророк... как будто он сказал, что пока сыны Бога находятся в беспокойстве, не получая ответа на их ходатайство, время будет пролонгировано, даже удвоено... что касается полувремени, то это добавлено для утешения благочестивых, чтобы защитить их от уныния из-за задержки и от отчаяния в связи с их чрезмерной усталостью» [Commentary on Daniel, ad. loc.].

Даже пророк Даниил не смог понять, когда должен наступить конец света. Только время покажет времена. Вот почему Даниилу было сказано, что сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (12:9). Нам тоже следует готовиться к такому же терпеливому ожиданию, — с уверенностью в том, что когда конец придет, мы узнаем, что конец настал. Лишь когда апокалиптические события действительно произойдут в истории, мы узнаем их. Вот почему апокалиптические тексты имеются в Библии — не для того, чтобы мы подсчитывали, когда это произойдет, а чтобы помочь нам различить признаки времен. Пророки не осознавали до конца, о чем точно они писали. Они слышали и записывали свои свидетельства о чем-то, что намного яснее для нас, чем это было для них (см.: 1Пет 1:12). Мы можем, например, понять гл. 53 Книги Пророка Исаии лучше, чем даже ее автор много веков назад. Так что, однажды мы сможем понять этот пророческий аспект книги Даниила лучше, чем сегодня.

Небеса предупреждают Даниила, чтобы он оставался стойким в ожидании: иди, Даниил (12:9). Это означает, что он должен продолжать просто жить, как раньше. Ему не нужно впадать в экстаз или резко изменяться. Ему не нужно проводить много времени за расчетами, отнимая время от своих обязанностей. Совет ангела, данный здесь, повторяется апостолом Павлом в стихах, следующих за отрывком о прославленном воскрешении Христа в гл. 15 Первого послания к Коринфянам: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор 15:58). Путь, на котором Даниил рисковал изначально и все же обрел царскую благосклонность, путь, на котором он рисковал всем, растолковывая ужасный сон царя, путь, которым он спокойно шел, совершая ежедневное поклонение и молитвы, но был бесчестно оклеветан и предан казни — это путь, который он должен продолжать до конца. По этому поводу опять мы можем позволить апостолу Павлу сказать заключительное слово. «Молим вас, братия, — писал он фессалоникийцам, которые полагали, что второе пришествие Христа уже совсем близко, — не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов» (2Фес 2:2−3).

Нужда в мудрости

С приближением конца жизнь будет становиться тяжелой и потребуется мужество, терпение и стойкость. Времена будут столь же обманчивыми, как и трудными, и безрассудная храбрость может привести к выбору ложного пути и лидера, что закончится потерями и трагедиями. Поэтому мы будем даже больше нуждаться в мудрости, чем в храбрости. Те, кто не ведет себя как нечестивые, — мудры: Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (12:10). И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда (12:3). Стоит заметить, что в большинстве новозаветных отрывков, где говорится о последних днях, подчеркивается та же нужда в мудрости. Описание в Книге Откровение Иоанна Богослова (гл. 13) страшных бед, ожидающих людей Божьих в последние дни, заканчивается замечанием: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот...» (Окр 13:18).

То, что подразумевается под мудростью, описано детально в Книге Притчей Соломоновых, и, как мы уже показали ранее, сам Даниил является примером мудреца. Мудрость включает способность отличать ложное от истинного как в людях, так и в выборе жизненных путей; способность избегать саморазрушительного опрометчивого поведения и выбирать дороги, ведущие к жизни; способность ниспровергать идолов, которые многих уводят с пути истинного, и различать голос истинного Бога, и понимать то, что Он говорит. Задержка в наступлении конца и приход огромного числа фальшивых христов и фальшивых лидеров — это испытание, которое покажет, обладают ли люди мудростью. В это время глупые, которых легко увести в любом направлении, будут стимулированы в их враждебности к Богу и станут еще храбрее в своей глупости. А мудрые еще ярче высветятся на их фоне. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (12:10). Это именно то, о чем Иисус думал, когда Он рассказывал притчу о десяти девах (см.: Мф 25:1−13). Пять из них были глупыми, а пять мудрыми. Когда Жених отсутствовал, все дремали, и между ними не было заметно разницы. Но когда пришел решающий день и прибыл Жених, разделение произошло по мере развития событий.

Мудрость, о которой говорится в книге Даниила, — это, конечно, божественный дар. В Своей притче Иисус особо подчеркнул нужду в мудрости, когда приближается конец, но Он также намекнул, что есть Тот, Кто может дать мудрость нуждающимся в ней. Господь развил учение Ветхого Завета о том, что мудрость — это скорее дар Божий, и дается Богом тем, кто стремится к ней, а не качество, которое может быть культивировано самостоятельно.

Заключительное пастырское слово — путь и место

Даниила окончательно уверили, что он найдет правильный путь, который всегда открыт перед ним: А ты иди к твоему концу, и упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней (12:13). Так книга и заканчивается. Даниил идет своим путем пред Богом и ему отведено место, на котором он может стоять непоколебимо в вечном присутствии Бога, и в этом найдет покой. В таком простом и очень спокойном финале автор делает одно из самых важных и впечатляющих утверждений во всей Библии: Бог рассчитывает на отдельного человека и на его судьбу в Своих планах на будущее. Автор подтвердил контролирование Богом истории. Он подтвердил, насколько смог, воскрешение из мертвых. Он напоминает, что Бог зовет мужчин и женщин по имени, избирает их для служения Себе и посещает в их нуждах, а также имеет для каждого путь в будущее и место для каждого в новом мире, которое Он подготовил для тех, кто любит Его. Он хочет, чтобы мы знали, что во всех опустошениях, конфликтах мировых империй, странных и бессмысленных переменах, которые наблюдаются в мировой истории, возлюбленный человек не потеряет верный путь.

Иисус говорил Своим ученикам, что если они пребывают в Его присутствии и общении с Ним, то могут быть уверены, что они на верном пути. Он сказал им: «Я иду приготовить место вам» (Ин 14:2).

Заключительное пастырское слово — обещание покоя

«Ты... упокоишься», — сказал небесный муж Даниилу (12:13). Нет сомнений, что Даниил нашел покой, пока еще был на пути к концу. Он определенно знал, что это означает. При исполнении своих административных обязанностей, в переменах судьбы, которая то поднимала его высоко вверх, то сбрасывала вниз, при клевете, которая могла обернуться для него смертельной пыткой, он всегда имел уверенность, которая приходит от веры в Бога, и покой, который наступает при общении с Ним.

Покой — неотъемлемая черта будущего мира, о котором апостол Иоанн сказал в Книге Откровение: «...и моря уже нет» (Откр 21:1). Море для апокалиптических авторов было символом хаоса, из которого выходили ужасные звери, вызывающие разделение, беды и борьбу, чтобы зло никогда не затихало. Но все конфликты закончатся. Звери и драконы будут скованы цепями и брошены туда, откуда они не выберутся, и не принесут на землю ненависть, и не восстанут против власти Бога. Для достижения такого конца нужны усилия и труды, которые прославят Господа, но и в этом нелегком историческом процессе возможен покой для Божьего народа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.