От Марка 10 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Библия говорит сегодня

Синодальный перевод

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведётся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё;
12 и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28 И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге.

Библия говорит сегодня

5. Проблема развода и брака (10:1−12)

Вопрос о браке и разводе послужил усилению борьбы между Иисусом и Его противниками в лице фарисеев (2), хотя в ряде надежных рукописей об их присутствии не говорится. Теперь Иисус пришел в пределы Иудейские за Иорданскою стороною (I). Наступил интересный перерыв в обучении апостолов, поскольку в повествовании опять присутствуют толпы народа, а среди них — фарисеи. Но в конце этого отрывка (10−12) ученики опять становятся центром внимания (см. подобные случаи в 4:10; 7:17 и 9:28), а географическая ссылка на Иудею и Заиорданскую область объясняется тем, что Иисус с учениками двигались в сторону Иерусалима.

Было высказано предположение, что евреи, особенно фарисеи, не могли задавать подобных вопросов о разводе ввиду требований, изложенных во Второзаконии 24:1−4. Как бы то ни было, вполне могли возникать такие ситуации, когда мужчина был вынужден разойтись с женой в обстоятельствах, на которые указывает Второзаконие 24:1. В то же время существовали как более строгие, так и снисходительные взгляды на то, какие именно обстоятельства давали основание для развода. Здесь, возможно, рассматривается случай попроще. Если слушатели Иисуса состояли из простых людей, то совершенно естественно предположить, что они решили испытать нового Учителя этим колючим вопросом о браке и разводе. Но если там присутствовали фарисеи, тогда этот вопрос мог предоставить им новые свидетельства против Него, поскольку фраза искушая Его (2) означает «испытывать защиту» или «застать врасплох». Фарисеи поставили себе цель — заставить Его сказать что-нибудь совершенно противоположное общепринятым нормам того времени.

Очень часто Иисус направляет разговор о пустячных вопросах, ведущих к законническим декларациям, в иную плоскость, и указывает на корень всех проблем, заключающихся в повиновении Божьей воле и целям (ср.: Мф 5:21−48). Дело не в объяснении того, что значит «стать неугодным» или «совершить что-то неприличное», дело не в предоставлении «разводного письма». Дело не в том, что произойдет, если разведенная женщина повторно выйдет замуж, а потом еще раз разведется (Втор 24:1−4). Реальный вопрос заключается в главном: чего хотел Бог в первую очередь, давая людям брак? Для того чтобы ответить на этот вопрос, Иисус возвращается к Быт 1:27 и Быт 2:24. Божья изначальная цель заключалась в пожизненной верности друг другу мужчины и женщины в брачном союзе. В связи с резкими словами Иисуса в стихе 11 следует отметить, что Иисус, упоминая о мужчине, изменившем своей жене, говорит о совершенно ненормальном для того времени явлении.

Оставшись наедине со своими учениками, Иисус подтверждает изначальный замысел Творца в вопросах брака (10−12). Божья цель для брака и смысл развода выражены с предельной ясностью.

Очень важным остается вопрос, как следует понимать стихи 3−5. Иисус просит фарисеев вспомнить, что сказал по поводу развода Моисей (3). Он не говорит, что Моисей был не прав, давая такой закон (5). Изъяна нет ни в Божьей изначальной цели, ни в Моисеевом разрешении на получение развода. Изъян и грех гнездятся в человеческом сердце, готовом противоречить Божьим целям и идеалам, связанным с этими целями. Побуждения человеческого сердца приводят к опустошениям и разрушениям в человеческой жизни. Столкнувшись с противоречием между Божьими идеалами и неспособностью человека жить в соответствии с ними, Моисей сделал лучшее, что мог, чтобы сохранить идеал (бесспорно, под Божьим водительством) и, в то же время, разрешить возникающие в жизни людей проблемы. Тот факт, что, по словам Матфея (Мф 19:9), Иисус разрешил развод исключительно по причине прелюбодеяния, является очень значительным. Это исключение предполагает, что брак можно расторгнуть на основании «супружеской неверности», когда происходит разрыв «одной плоти» на части (по Бытию 2:24, Евангелиям: Мф 19:5 и Мк 10:8). Иисус отказывается быть законодателем или правоведом. Он лишь констатирует две реальности — Божье намерение и человеческую несостоятельность. Он не выдвигает обвинений против решения Моисея, хотя ясно дает понять, что не считает его наилучшим. В Евангелии от Матфея (Мф 19:9) Он допускает расторжение брака как ужасную реальность. Как и в других случаях, Он возвращает этот вопрос вопрошающему, а также и нам.

Условия брака и развода
В нашей западной культуре вопросы расторжения брака должны вызывать беспокойство не только из-за нарушения нормального образа жизни и той боли, которую развод причиняет самой супружеской паре, но и из-за того безмерного и непредсказуемого ущерба, который он принесет детям и другим близким даже в отдаленном будущем. Кроме того, развод — это всегда разрушение основания общества. И помимо всего — посягательство на Божий замысел для Его творений.

И тем не менее любой, кто задействован в служении помощи женатым парам, знает, что люди, как это ни трагично, очень часто встают не неверный путь, совершают ошибки, меняются самым драматичным для них образом, отказываясь жить в любви. Для тех, кто счастливо женат, или для тех, кто неженат, это может показаться невероятным. В ход идут советы типа «Почему бы им не…» Однако факт остается фактом — брак действительно часто теряет значимость для супругов. Люди чувствуют себя пойманными в ловушку. Ухудшение отношений между ними разрушает атмосферу партнерства. Влияние общества с его нехристианскими стандартами и образом жизни препятствует стабильному браку.

В такой ситуации христианская церковь должна найти правильные пути оказания необходимой поддержки и помощи в приобретении нужных для упрочения их супружества знаний, с тем чтобы им преуспеть в выполнении изначальной Божественной цели — один мужчина и одна женщина на всю жизнь. В то же время необходимо найти возможность показать людям глубокую любовь Иисуса и Его сочувствие к тем, чья жизнь не стала осуществлением высших идеалов.

6. Вера и богатство (10:13−31)

Радушное приветствие детей в этом отрывке перекликается с 9:33−37. Неизвестно, подразумевал ли Марк, что в народе разгорелся спор на тему крещения младенцев (что, кстати, вполне вероятно), или нет. Но здесь речь идет о другом. Еще раз звучит основная мысль Евангелия — детей нельзя исключать, потому что именно их отношение можно назвать отношением истинного ученика — «ибо таковых есть Царствие Божие» (14). По самой природе вещей дети находятся в полной зависимости от своих родителей. Главным условием самого существования ребенка является его абсолютное доверие родителям. Такое же отношение должно быть у учеников Иисуса. И Марк, приводя эти сцены с детьми, как бы напоминает им, что они не могут ничего заслужить, заработать или сделать сами, но только принять с благодарностью как Божий дар [Moule. Р. 79.]. Вот почему на протяжении всего евангельского повествования Марк изображает, как людям никак не удавалось войти в сферу полного доверия Богу. Все они — религиозные лидеры, семья Иисуса, толпы народа — шли к Нему с собственными требованиями и с собственной программой действий. Только те, кто отчаянно нуждался в исцелении, и иногда ученики прорывались в мир самоотреченного доверия, как маленькие дети. Они и получают благословения (16). Конечно, надо постоянно помнить, что на тот момент люди еще не видели главного, что могло стать основанием для полной самоотдачи. Пока есть только намеки (8:31; 9:31; 10:33−34), но такие намеки скорее отпугивают людей, а не привлекают их! Здесь же мы видим, что идет обучение учеников. Им было предложено два новых урока: если хотите постичь секрет веры, «не исключайте детей» и сами «станьте как дети» (не путать с «ребячливостью»).

Далее Марк предлагает к рассмотрению проблему богатства, которое является препятствием для приобретения полного доверия Богу (10:17−31). В первом отрывке (17−27) речь идет о финансовом богатстве. После этого Иисус говорит, что препятствием становится (28−31) все, что обогащает жизнь и привязывает к ней, особенно узы дружбы и любви (29). Эта часть текста характеризуется явным единством, хотя три отрывка 17−22, 23−27 и 28−31 могут существовать независимо друг от друга, а стих 31 встречается и в других местах Евангелия.

История о молодом человеке, который подошел к Иисусу (17−22), рассказывается во всех трех синоптических Евангелиях. Марк называет его некто (17) и говорит, что у него было большое имение (22). Лука сообщает, что он был «некто из начальствующих» (Лк 18:18) и «был очень богат» (Лк 18:23). Матфей добавляет, что он «юноша» (Мф 19:22). Сложив все вместе, получаем общепринятое определение — «молодой и богатый начальник» и начинаем еще более ценить наличие нескольких Евангелий о служении Иисуса. Как всегда, повествование Марка в сравнении с другими более ярко и более сжато, с короткими и точными вопросами и ответами.

Молодой человек выразил стремление и желание, которые превосходят все остальное в Евангелии. Он бежал к Иисусу (очень немногие бегали под палящим солнцем Палестины) и упал перед Ним на колени (17). Что касается его обращения к Иисусу как к Учителю, смотрите толкование 1:21−22. Он хочет получить вечную жизнь. Подобное определение духовной цели более типично для Евангелия от Иоанна, чем для синоптических Евангелий. Эта цель может означать «жизнь грядущего Царства Божьего». Очевидно, твердо исполняя все законы, он чувствовал, что это не удовлетворяло его духовным потребностям (19−20). Весьма примечательно, что богатый человек (22) в своих поисках спрашивает Иисуса: «… что мне делатъ?» (17).

Стих 18 по сей день приводит комментаторов в недоумение! Матфею эта фраза тоже, по-видимому, показалась сложной, а потому он предлагает более обтекаемую форму: «Почему ты спрашиваешь Меня, что есть благо?» (Мф 19:17) [В русской синодальной Библии это предложение Матфея переведено, как и в Мк 10:18 — примечание переводчика.]. У Марка это предложение звучит резче: « Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (18). Может быть, Иисус хотел указать молодому человеку на его преувеличенное подобострастие, или имел в виду нечто более глубокое по смыслу: «Ты понимаешь, что приписываешь Мне то, что принадлежит по праву только Богу? Ты понимаешь, что приблизился к истине?» Иисус знал об этом. И Марк знал. Поднимая вопрос о том, понимал ли это молодой человек, Марк призывает также и своего читателя принять решение.

Марк говорит, что «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (21). Это не игра слов, что становится ясно впоследствии. Приверженность законам вызывает симпатию, как и смиренная решимость молодого человека обрести в своих поисках желаемое. Но путь достижения этой цели — не обычный путь к успеху — «что мне делать, чтобы пересечь этот барьер?». Иисус предлагает ему сделать нечто, противоположное понятиям и принципам всей его предшествовавшей жизни: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною…» (21). Если молодой человек действительно хочет встать на путь ученичества, о котором говорится в стихах 13−16, тогда ему следует сначала ослабить свою привязанность к тому, что его крепко держит и на чем основана вся его уверенность, а именно — избавиться от своего богатства. Без этого шага ему не удастся выполнить десяти заповедей (Исх 20:3−4). Этому человеку придется сделать выбор — богатство или Царство. Его реакция на слова Иисуса показывает, насколько точно Иисус понял его. Он не сможет расстаться с богатством, поэтому ему приходится расстаться с Иисусом (22).

Размышления Иисуса по этому поводу даны в стихах 23−27. Крепко держаться за богатства и пытаться войти в Царство так же трудно, как невозможно огромному верблюду пройти через игольное ушко (23−25)! В обществе того времени ученикам казалась непостижимой идея Царства, в котором исключалась главенствующая роль богатых людей. Они забывали, как часто в израильской истории именно «бедные и нищие» оставались верными (см.: Пс 36 в качестве примера). Но если те, кто умеет преуспевать в этой жизни, не могут наследовать жизни вечной, кто же тогда может (26)? Ответ поразительно прост — только Бог может спасать людей (27). Вот почему дети и те, кто уподобился детям, спасены, поскольку они с полным доверием уповают на Него. И поэтому многие богатые не могут получить спасения, поскольку держатся за богатства, как этот молодой человек, и богатства владеют ими (22). Но заключительное слово развеивает мрачное настроение. Оптимизм — в благодати. Бог может то, что невозможно человекам.

Этот конкретный призыв наследовать благодать в стихах 28−31 опять обращен к ученикам. Петр, как всегда, вносит в разговор свою эмоциональную и не лишенную хвастовства лепту (27). Не показалась ли цена ученичества некоторым читателям Марка слишком высокой? Может быть, некоторые учили, что путь ученика — это дорога триумфа? Так или иначе, слова Петра и ответ Иисуса открывают все в перспективе, и не только для того времени, но и для нас.

Иисус не пытается скрыть цену ученичества (29). При помощи отрезвляющего напоминания «во время сие, среди гонений» (30), Он придает Своим словам большую конкретность. Однако право и привилегия принадлежать семье Божьего Царства и вечная жизнь (30), связанная с ним (которую искал молодой богач, 17), намного перевешивают любую цену ученичества, даже цену самоотречения учеников, изображенного в стихе 29.

При таких условиях все оборачивается неожиданностями и сюрпризами (31). Многие считали совершенно очевидным фактом, что в Царстве Божьем детей не будет, однако это не так (13−14). Казалось бы, нет сомнений, что благочестивый и набожный молодой человек, исполнявший законы и так страстно желавший войти в Царство Божье, попадет туда. Однако все оборачивается иначе (22). Кажется само собой разумеющимся, что богатые и властные люди как класс обязательно будут нужны и там. Но нет (23−25). Все видели, что ученики Иисуса, отдав все, ничего видимого не приобрели. Однако и это не так — они безгранично богаты во всех аспектах жизни (29−30). Конечно, двенадцать апостолов не должны превозносить себя как наиболее достойных только потому, что им пришлось все оставить. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (31). Воистину, кроткие наследуют землю (Мф 5:5).

а. Все оставить и быть доверчивыми, как дети

Существует опасность неправильного понимания этого отрывка. Например, о детях здесь говорится только в связи с необходимостью представить образец детской доверчивости и способности верить (13−17). Этот пример ни в коем случае не предлагает упрощенного подхода к жизни, отрицания важности знаний и пренебрежения к планированию. Никто не советует пренебрегать Богом данными дарами и талантами, отрешившись от активной и деятельной жизни. Наоборот, совершенно четко звучит предупреждение не полагаться на эти аспекты, однако использовать их надо.

Эпизод с молодым богачом затрагивает эти же проблемы, но освещает их с другой стороны. Он не смог отказаться от своих богатств, как понял Иисус и как ясно из истории (22). Однако Иисус не всегда призывал богатых оставить все (см.: Лк 14:25−33, где требование «отрешиться от всего, что имеет» использовано в том же смысле, что и «возненавидит» отца своего и мать, жену и т. д.). Верность Христу как самая первая заповедь (главный приоритет) — самое важное требование. Оно приходит к нам тогда, когда мы открываем для себя важную истину — обрести спасение (то есть вечную жизнь, место в Царстве Божьем) возможно только через доверие Богу, не надеясь ни на что из того, чем владеешь или что можешь сделать.

б. К верности невозможно принудить

Отметим любопытное сопоставление идей, прозвучавших в стихах 21 и 22. Иисус полюбил молодого человека, но даже не попытался уговорить его не уходить в печали, когда тот не смог или не захотел принять Его призыв. Иисус не делает никаких попыток убедить его. Условие было поставлено — молодой человек должен был сделать выбор. Мы сделаем правильно, если станем подражать нашему Господу в евангелизации. Он не пытается затащить человека в Божье Царство ни страхом, ни уговорами и не занижает уровень требований, предъявляемых к верующему.

в. Бедные и богатые

В этом отрывке нет утверждения, что бедные автоматически являются духовными людьми или людьми веры. Точно так же богатые не являются сами по себе ни материалистами, ни грешниками. Речь идет о том, что в вопросе спасения богатые и облаченные властью (которая обычно сопровождает богатство) более склонны доверять своему богатству, чем отдаться вере в Бога. Но есть богатые святые, над которыми деньги не имеют власти и которые смиренно служат Господу. И бедные не приобретают веру автоматически, по воле обстоятельств они имеют склонность быть в большей степени материалистами и страдать от большей жадности, чем богатые. И все же тот факт, что именно среди бедных происходят пробуждения и именно им принадлежит более глубокое видение христианской веры, не является простым совпадением. И если говорить о «пристрастии Бога к бедным», как считают некоторые, то мы должны прийти к признанию того, что не Божья воля творится в этом земном мире, ибо меньшинство обладает многим, а большинство имеет малое. Поэтому богатые христиане, какими являются большинство западных христиан, будут призваны к ответу. Нам же следует делать намного больше того, что мы делаем сейчас.

7. Что такое ученичество (10:32−45)

Опять звучит предсказание о смерти и воскресении Иисуса (32−34). Марк говорит и образно, и дословно, когда упоминает, что Иисус шел впереди их (32). Сочетание Его решимости и верности исполнить волю Отца и растущее недоумение и растерянность апостолов, которая передалась всем следовавшим за Ним, создают атмосферу сильного напряжения. Он шел впереди, ученики изумлялись (часто встречающееся слово у Марка), а остальные ужасались (32).

Однако нужно было продолжать обучение учеников. И опять апостолов отводят в сторону и повторяется знакомый урок. Впервые Иисус открыто говорит об Иерусалиме и о том, что «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам… и предадут Его язычникам; И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (33, 34). Подробности впечатляют, хотя, зная, что путешествие в Иерусалим должно завершиться смертью, назвать их необычными нельзя. Теперь и общий фон надвигающейся драмы вырисовывается более отчетливо.

В смерти Иисуса повинны не только евреи. Язычники, которые посмеют казнить Его, могут быть только римлянами. Что бы ни случилось с Сыном Человеческим — все это произойдет на мировой сцене.

Далее ярко и образно изображается ближайшее будущее (35−45). Иаков и Иоанн просят себе места по правую и левую руку Иисуса в славе (37). Марк говорит о том, что просьба исходила прямо от них, Матфей утверждает, что за них просила мать (Мф 20:20)! Однако и тогда они стояли рядом с ней на коленях, поскольку ответ Иисуса касался непосредственно их. Лука вообще пропускает эту сцену, приводящую в некоторое недоумение. Ясно одно — чем выше напряжение, тем больше двенадцать апостолов спорят о собственном величии и положении (ср.: 8:31−32, а затем 33−35).

Слова Марка «в славе Твоей» Матфеем истолкованы как «Царства Твоего» (Мф 20:21), то есть Царства Мессии, которое, как верили иудеи, должно было возникнуть раньше Божьего Царства. Контрастом к их видению Царства и славы Иисуса в окружении престолов и корон Иисус дает ответ в образах чаши и крещения (38). Образ чаши используется во многих ветхозаветных отрывках о страдании и наказании, как правило, от руки Божьей (Пс 74:9; Ис 51:17−23; Иер 49:12; Плач 4:21; Иез 23:31−34). Это позволяет догадаться о предстоящем проклятии для Сына Человеческого. На тот момент Иаков и Иоанн восприняли легко, как нечто неизмеримо отдаленное, тот факт, что иудейские власти и римляне отмерили для Бога чашу страданий, хотя впоследствии они вспомнят и осознают все сказанное в свете Ветхого Завета, а точнее — Книги Пророка Исаии 53:10: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его». О том, как Бог мог уготовить для страждущего слуги чашу страданий, мы узнаем из стиха 6 главы 53 Книги Пророка Исаии: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». Этот страждущий слуга, Чей образ вновь и вновь возникает в нашем воображении при словах Иисуса о Сыне Человеческом, несет за грешников то, чего они сами понести не могут, — наказание за их грехи в Божьем гневе. Это и есть чаша Сына Человеческого.

Крещение является еще одним образом, связанным с насилием, печалью и скорбью. Оно представляется насильственным погружением в воду, погружением в самые глубины (Пс 41:8; Пс 68:3, 16; Пс 123:4−5; Ис 43:2).

Мартин указывает, что ученики Иисуса, по всей видимости, связывали «чашу» Иисуса с празднованием, а крещение — с идеей, господствовавшей среди многих последователей Иисуса, согласно которой оно было «знамением Божьего обновления Его народа как прелюдии к наступлению Царства» [Martin. Action. P. 91.]. Иаков и Иоанн с уверенностью отвечают, что смогут испить Его чашу и креститься Его крещением. Тогда Иисус подтверждает их заявление, но не в их понимании, а в истинном значении этих понятий (39). Они еще не могли осознать характер ученичества через «смерть и воскресение». А Иисус не раздавал места справа и слева от Себя в Своей славе (40).

Остальные десять учеников могли бы с честью выйти из этой ситуации, но, узнав, что произошло, они с гневом обрушились на Иакова и Иоанна, возможно, оттого, что те обогнали их! Поэтому Иисус собрал их вместе, чтобы упрекнуть за такое поведение (42). Они все еще ведут себя как те, кто вне Царства, даже вне иудейской веры. В Божьем Царстве величие определяется степенью служения другим (42−43). Им надо следовать примеру Иисуса, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (45).

Это расширение Его предсказаний о смерти и воскресении, которые уже прозвучали в 8:31, 9:31 и 10:33−34. Двенадцать апостолов пока так и не нашли смысла в предстоящих Его страданиях, и теперь Иисус старается помочь им увидеть его. В еврейской, римской и греческой культурах слово «искупление» означало цену за освобождение раба, пленника или осужденного. Уплата необходимой цены избавляла человека от старых обязательств. Такое освобождение было известно как «выкуп». Действия Иисуса Христа по освобождению нас представлены как «избавление» в Евангелии от Луки 1:68; 2:38 и в послании к Титу 2:14, а как «искупление» — в послании к Евреям 9:12 и Первом послании Петра 1:18. И опять каждый раз при обсуждении этого вопроса над нами нависает тень страждущего слуги из Книги Пророка Исаии 53. Незачем спрашивать, у кого выкупается раб, — смысл образа не в этом. Единственная цель его — дать понять, что Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, «Сам стал ценой», уплаченной для того, чтобы освободить нас. У истоков любого христианского служения стоит распятый и воскресший Господь, Который умер, чтобы освободить нас для этого служения.

Забывая смысл
Нас может поразить то, что ученики так медленно доходили до «сути дела». Однако нам не следует слишком долго останавливаться на этом. Иисус представляет ученичество как самоотречение, риск, как жертвенное и смиренное служение ради избавления мира. И все же мы наблюдаем, что сегодняшней христианской жизни более свойственно стремление к устойчивому положению в обществе и к попытке убедить других в правильности нашего образа жизни. Мы почти ничего не делаем для того, чтобы изменить наши политические и общественные структуры, поддерживая таким образом существующие системы, которые угнетают бедных и нуждающихся как дома, так и за границей. Мы предоставляем проповедникам и евангелистам право распространять благовестие об Иисусе. Мы не рвемся в открытую (как правило!), как первые ученики, занять первые места в Царстве, но едва уловимые признаки в нашем поведении обнаруживают, как мало мы понимаем, что значит быть учеником распятого Господа, Который отдал Свою жизнь для искупления многих (45).

8. Исцеление слепого Вартимея (10:46−52)

Исцеление слепого Вартимея представляется вдохновляющей ноткой в конце этой части Евангелия. Он слышит, Кто идет, и призывает Его: «Иисус, Сын Давидов!» — то самое определение, которого Иисус так старательно избегал, потому что оно вызывало в народе ассоциации с великим воином-освободителем израильского народа (47). Но слепой точно знает, чего хочет, и никакие упреки из толпы не могут заставить его замолчать (48). Иисус слышит и зовет слепого, тот сбрасывает с себя верхнюю одежду и торопливо бежит на зов, в противоположность ученикам, которые степенно идут позади Иисуса в Иерусалим (32). Иисус задает слепому конкретный вопрос, и этот вопрос предоставляет тому возможность осуществить свое право на выбор (51). Ему не говорят, что он исцелен, но — «иди, вера твоя спасла тебя» (52). Человек не заработал своего исцеления, но в Евангелии от Марка драма спасения разворачивается на фоне ответа верности и веры. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге (52). Какими, должно быть, усталыми казались шаги учеников Иисуса по сравнению с его радостной походкой.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 грядущем — будущем, следущее; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.