Откровение 3 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Библия говорит сегодня

Синодальный перевод

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звёзд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
4 Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
5 Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.
6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего.
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Библия говорит сегодня

6. ПЯТОЕ ПОСЛАНИЕ: В САРДИС (3:1−6)

Несмотря на ошибки и неудачи церквей, к которым Христос обращался до сих пор, Он признавал в них и много хорощего. Что же достойное похвалы найдет Он в Сардисе? Ничего. Единственное, что у нее сеть «хорошего» — это хорошая репутация, ничем не обоснованная. Приговор, вынесенный ей Христом, сокрушительно краток: на словах она жива, а на деле мертва.

Давайте не будем заблуждаться относительно Сардиса. Эта церковь — не то, что в миру принято называть мертвой церковью. Возможно даже, что другие церкви считают ее «живой». Христос велит ей «бодрствовать». Он предупреждает, что придет судить ее совершенно неожиданно. Из этого можно сделать вывод, что она сама не отдает себе отчета в своем истинном духовном состоянии. Все относятся к ней, как к цветущей, активной, преуспевающей церкви. Все, кроме Христа. Ее дела на самом деле не соответствуют Его нормам. Ни одно из ее дел не «совершенно» (ст. 2). Христос предупреждает, что не станет исповедовать ее перед Богом. Потому что, несмотря на всю свою бурную деятельность, она на деле не исповедует Его (ст. 5; Мф 10:32).

Ее дела не совершенны? Она не исповедует Христа? Никого это обвинение не удивило бы больше, чем саму эту церковь. «Но когда мы вспоминаем, что означала «совершенная» христианская жизнь для христиан в Смирне... то начинаем лучше понимать, какие требования предъявлялись церкви в Сардисе»: пребывающая в покое и безопасности, самодовольная, подобно своему городу, не знающая гонений или ереси, она «поставила перед собой цель избегать трудностей, для чего следовала удобной политике осмотрительности. В ней не было чистосердечной веры, веры без оглядки».

Впрочем, утверждение, что добрая репутация — это единственная ее положительная характеристика, не вполне соответствует действительности. В ней есть немногое, что еще не мертво, но уже умирает (ст. 2). В ней есть несколько человек, сохранивших свою праведность незапятнанной (ст. 4). Кроме того, есть память о том, как она впервые откликнулась на Евангелие: «Вспомни, как ты принял и слышал» (ст. 3, ПВ). Здесь подчеркивается слово «как», а не «что». Если бы только церковь вновь могла обрести это «как», этот дух покаяния и преданности, который у нее был в первые дни! Если она этого не сделает, то Христос угрожает прийти внезапно, как тать в ночи, чтобы судить ее. Возможно, что Он описывает таким образом конец света (о нем также говорится в Мф 24:36−44). Но более вероятно, что речь идет о каком-то более непосредственном наказании. Иоанн «предполагал, что окончательный приход Христа будет более ограниченным во времени, но от этого ничуть не менее решительным».

Судьба церкви в Сардисе будет подобна судьбе сардисской цитадели. Она казалась неприступной, и ее никогда не удавалось взять штурмом, но при этом враги не раз проникали в нее тайно.

Такое же предостережение содержится и в стихе 5. Тут даже и речи нет о царстве, и силе, и славе, которые являются неотъемлемой частью награды одержавшим победу христианам. В других посланиях Христос все это обещает. Победителям в Сардисе Он обещает только, что они не будут вычеркнуты из книги жизни и будут ходить в белых одеждах Его праведности, — то есть, Он обещает, что Бог их примет. Тем самым Он дает понять, что церковь в целом может лишиться даже этого.

Христос — единственный, Кто может увидеть и осветить беспощадно-ярким светом бедственное положение Сардиса. Поэтому только Он может предпринять какие-то меры. И Он к этому готов. Он — Тот, Который держит «семь духов Божиих и семь звезд»; и когда Он собирает вместе звезды, каждая из которых означает ангела церкви, и присоединяет к ним семь духов, то есть Самого Духа, то могут произойти две вещи. Семь духов есть очи Божьи, от которых ничего не скрыто (5:6): отсюда суровый приговор, который мы только что услышали. Но они же являются и дарующей жизнь силой Божьей; и в Сардисе, так же, как и во всех семи церквях, Христос держит в Своих руках и нуждающуюся церковь, и дарующий жизнь Дух. Он может соединить их не только для того, чтобы поставить диагноз, но и для того, чтобы возродить умершее. И можно быть уверенным, что если Сардис вспомнит, прислушается и покается, то Он сделает это.

7. ШЕСТОЕ ПОСЛАНИЕ: В ФИЛАДЕЛЬФИЮ (3:7−13)

Не считая церкви в Смирне, церковь в Филадельфии — единственная, в которой Христос не находит недостатка. Каким бы суровым ни казался Его тон, это объясняется не пороками церкви, а реальными фактами жизни. Ибо приближается время испытаний. Нет, это не последняя великая скорбь. Иоанн не ошибается и не считает, что надвигается это время. Это также и не какое-то местное преследование, поскольку вряд ли его можно назвать «годиной искушения, которая придет на всю вселенную». Речь идет о постоянном тяжком испытании, олицетворением которого являются все испытания и особенно последнее. И чтобы встретить его, у церкви не очень много силы. Христос не умаляет трудности.

Но Он вселяет в церковь мужество. Ей придется столкнуться с оппозицией, и (вероятно) у нее будет возможность справиться с этой ситуацией. Он стремится помочь ей сопротивляться первому и воспользоваться вторым.

Ситуация в Филадельфии подобна ситуации в Смирне еще и в том смысле, что церкви там приходится сталкиваться с противодействием «сборища сатанинского» (2:9). Мы сможем лучше понять греческое слово, переведенное как «лгут», если представим себе этих людей как псевдоиудеев. Они называют себя святым Божьим народом, но это ложь. Христос, напротив, говорит как «Святый и Истинный» (ст. 9, 7). Он ссылается на древние пророчества о том, что Божьи люди однажды будут отомщены, а все остальное человечество поклонится им. Исполнение этого пророчества, как говорит Он церкви, будет прямо противоположным тому, чего ожидают филадельфийские иудеи: им придется поклониться «пред ногами твоими» и признать, что «Я возлюбил тебя». Пусть христиане мужаются — именно к ним благоволит Господь.

В Откровении Иоанн часто поддерживает учение других Апостолов о том, что христианская церковь унаследовала привилегии и обещания, данные ветхозаветному Израилю. К примеру, то, о чем говорится в послании к филадельфийской церкви, имеет библейское обоснование. Выражение «ключ Давида» напоминает нам о книге пророка Исаии; третья глава Откровения во многом перекликается с ней. «Ключ» появляется в Книге Исаии 22:22 вместе с обещанием, что его хранитель, служитель дома, Елиаким, будет обладать той же властью, какой здесь обладает Христос, — властью отворять и запирать. Отворять и запирать что? «Отворите ворота, — говорит Исаия, — да войдет народ праведный, хранящий истину» (Ис 26:2). Елиаким был укреплен, «как гвоздь в твердом месте и... как седалище славы для дома отца своего» (22:23), и также слабый, отверженный и прежде чуждый вере, но обращенный человек получит в доме Божьем и в стенах Божьих «место и имя» (56:5). Народы также войдут, в смирении и покорности (60:11); «и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (60:14; ср. 49:22−23). Таким образом, несколько идей связаны с входом в дом Давидов: царство, город и храм Божий. Мы можем рассмотреть их шаг за шагом. Господь осуждает иудейское законничество («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете», Мф 23:13) и передает власть хранителя дверей в руки апостольской церкви («И дам тебе ключи Царства Небесного», Мф 16:19). Таким образом Петр и его сподвижники имеют право пропускать на вечное жительство в Царство не только иудеев, но также самаритян и язычников (Деян 2, 8, 10) Таким образом, все эти понятия: ключ, дверь, город, храм и столп — становятся христианскими. Основания для такого изменения приведены выше. Иудеи «познают, что Я возлюбил тебя». Это незаслуженное благоволение является основой всего. В каком-то смысле Христос хранит (или сохраняет) Своих людей, потому что они хранят (или соблюдают) Его слово (ст. 10). Слова поддержки, обращенные к Филадельфии, так же, как и к Смирне, по сути, обращены ко всем, кто хранит Ему верность. Но цепочка причин и следствий на этом не заканчивается: они повинуются Его слову только потому, что Он сперва возлюбил их. И еще дальше: окончательным результатом Его любви к ним и заботы о них станет то, что эта церковь, имеющая «не много силы», станет непоколебимым столпом в храме Его небесного Иерусалима (ст.12). На ней будет стоять тройная печать — знак принадлежности Богу, Божьему городу и Божьему Сыну. Тем, кто мучительно осознаёт свою немощь и беззащитность, Он дает обещание. Он обещает, что в конце концов они будут принадлежать Богу.

До тех пор пока они не достигли этого пункта назначения, Он призывает их к стойкости и, без сомнения, к служению. Повсюду в Новом Завете «открытая дверь» символизирует возможность (1Кор 16:9; 2Кор 2:12). Здесь этот образ главным образом означает, что они сами обязательно войдут в Новый Иерусалим. Но тем же путем войдут и другие — даже (если полностью пересмотреть образ Исаии) иудеи из сборища сатанинского. Христиане филадельфийской церкви получают двойную поддержку. Христос уничтожает противодействие и увеличивает возможности. Дверь отворил Он, и никто не в состоянии запереть ее. Так пусть они мужаются. Пусть соберут силы, которые у них есть, и используют их для служения, которое Он для них предназначил.

8. СЕДЬМОЕ ПОСЛАНИЕ: В ЛАОДИКИЮ (3:14−22)

Данные археологии могут существенно обогатить наше понимание обстановки, в которой было написано это послание. Лаодикия была городом банков и текстильных предприятий. Она была также известна своим производством глазной мази определенного вида (см. ст. 18); из близлежащих источников текла теплая и тошнотворная известковая вода (ст. 16). Так, что слова Христа обращенные к церкви, были очень уместны. Но даже и без знаний этих обстоятельств невозможно ошибиться относительно Его мнения о ней. «О, если бы ты был холоден или горяч! » — можно ли вынести более ужасный приговор состоянию церкви!

Повсюду в Азии мы убеждались, что состояние церкви часто напоминает состояние города. Однако в Лаодикии все наоборот. Среди граждан города — известные финансисты, врачи, производители одежды. А о церкви сказано, что она жалкая, нищая, слепая и нагая. «Она не сумела обрести в Христе источник истинного богатства, роскоши и духовного понимания».

Лаодикийская тепловатость — самое худшее состояние, в которое может погрузиться церковь. Оно даже хуже, чем в Сардисе. Там еще мерцают проблески жизни. Единственное, что есть в Лаодикии «хорошего», — это чрезвычайно высокое мнение церкви о себе — и это мнение ошибочно. Она утверждает, что обладает всем, но у нее нет ничего. И не напомни мы себе о сказанном в стихе 16 — да, в руке Христа семь звезд, — мы могли начать всерьез сомневаться, а истинная ли это церковь. Так следует ли удивляться откровенно высказанному мнению Христа? Нам может быть нелегко принять то, что Он, по сути говорит в стихе 16: «Меня от тебя тошнит», но эти слова произносит Аминь, свидетель верный и истинный, и они звучат в унисон с теми пугающими отрывками из Писания, которые говорят о раздражении Бога (Пс 94:10) и о Его насмешке (Пс 2:4).

И все же даже у Лаодикии есть шанс. Тот факт, что Он ее обличает, показывает, что Он по-прежнему любит ее (ст. 19); а угроза полного отвержения в случае, если она не покается, уравновешивается обещанием полного восстановления, если она это сделает. Ради этой находящейся в бедственном состоянии церкви Он говорит о Себе как о начале или, точнее, источнике Божьего создания. Он может сойти прямо в полную хаоса бездну, в которой пребывает Лаодикия, и обновить церковь, сотворив ее заново, подобно тому, как когда-то Он сотворил мир.

Но только если она покается. В этом состоит суть вопроса. Этим божественное могущество нисколько не умаляется. Только Христос может дать и богатство, и одеяние, и мазь; убедительный голос, советующий Лаодикии принять Его предложение, принадлежит Ему Самому; Он приходит, Он стоит, Он стучит, Он зовет. То, что Он есть «источник создания» подразумевает Его всемогущество. Этой истине Он учил задолго до этого, еще тогда, когда до лаодикийской церкви дошло послание Павла колоссянам (Кол 1:15−18; Кол 4:16). Но вопрос для нее стоит так: откроет ли она дверь и впустит ли Его снова? Ибо «единственное средство от «тепловатости» — заново впустить отвергнутого Христа».

На тот случай, если церковь даже сейчас останется глуха к Его призыву, Он обращается индивидуально к каждому из ее членов. «Ибо когда Христос говорит: «Если кто услышит голос Мой...», Он обращается к отдельному человеку. Даже если церковь в целом не внемлет Его предупреждениям, отдельный человек может к ним прислушаться». И любому из лаодикийцев, который подаст признаки долгожданного раскаяния, Он обещает (ст. 20 и 21), вероятно, самую величественную награду — место на божественном пиру и на небесном престоле.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 тать — вор, похититель.
5 облечется — оденется.
6 + ст. 13, 22, церквам — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквям», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
10 година — время, час.
11 гряду — иду; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.