Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
 
Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
 
Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3

Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
 
Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
 
Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.

Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
 
Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.

Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
 
Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5

Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
 
Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.

Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся.
 
Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7

Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
 
Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.

Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнётся.
 
Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10

Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
 
Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
 
На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.

Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
 
Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.

Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
 
Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.

Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
 
Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12

Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
 
Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.

Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
 
Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
 
При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.

Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
 
Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.

Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
 
Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.

Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
 
Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16

Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
 
Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.

Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
 
Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.

Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.
 
Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.

Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
 
Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
 
Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.

Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
 
Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.

Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
 
Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.

Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
 
Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.

Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся.
 
Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.

Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое.
 
Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.