Притчи 14 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
 
Женщина мудрая1 созидает свой дом, а глупая — своими руками разрушает.

Идущий прямым путём боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежёт о Нём.
 
Кто благоговеет пред ГОСПОДОМ, идет по прямой дороге, а кто презирает Его, у того путь извилист.

В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
 
Болтовня глупца обернется розгой для его спины,2 а мудрых оберегают их собственные уста.

Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
 
Если нет волов, то и стойла чистые, но обилен урожай при могучих быках.3

Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи.
 
Правдивый свидетель не обманет, а лжесвидетель извергает ложь.4

Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
 
Ищет бесстыдный мудрости, да без толку, а разумному легко дается знание.

Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
 
От глупца держись подальше, не услышишь от него слов разумных.

Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.
 
Мудрость умных людей — знать свой путь, а неразумие глупцов обольщает их.

Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.
 
Глупцы потешаются над раскаянием,5 но честные обретают благоволение Господне.

Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
 
Лишь сердце знает твои печали, да и радости своей не разделишь с другими.

Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветёт.
 
Дом нечестивых разрушен будет, а жилище6 честных будет процветать.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.
 
Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.7

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
 
И во время веселья бывает сердце печально, и за радостью горе следует.

Человек с развращённым сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.
 
Сполна получит порочный за свои поступки,8 а добрый человек — за свои труды.

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
 
Наивный9 всему верит, а умный обдумывает каждый шаг.

Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
 
Мудрые опасаются зла и его сторонятся, а глупый самонадеян и вмешивается, не разобравшись.

Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
 
Вспыльчивый наделает глупостей, но расчетливый злодей более ненавистен.

Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
 
Удел наивных — глупость, а умные будут увенчаны знанием.

Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
 
Склонятся злые перед добрыми, и нечестивцы — пред вратами праведника.

Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
 
Даже близким своим ненавистен бедняк, а богача многие любят.10

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
 
Кто презирает ближнего — совершает грех, но благо тому, кто милосерден к бедным.

Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.
 
Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет? А тем, кто замышляет доброе, любовь неизменная сопутствует и верность.11

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
 
Всякий упорный труд принесет прибыль, а празднословие12 — лишь нужду.

Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
 
Венец мудрых — их богатство, а неразумие глупцов приумножает глупость.13

Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
 
Правдивый свидетель спасает жизни, а извергающий ложь — предаст.

В страхе пред Господом — надежда твёрдая, и сынам Своим Он прибежище.
 
Благоговенье пред ГОСПОДОМ — надежная защита, и детям Его — прибежище.

Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
 
Благоговенье пред ГОСПОДОМ — живительный родник, уберегающий от гибельной западни.14

Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
 
Неисчислим народ — царю хвала, без подданных — правителю гибель.15

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
 
Кто негневлив, весьма благоразумен, а вспыльчивый — только глупость свою выказывает.

Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
 
Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни, а зависть16 что гниль в костях.

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
 
Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит; кто почитает Господа — милосерден к обездоленному.

За зло своё нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
 
Сгинет нечестивец в собственном зле, а у праведника и при смерти есть защита.17

Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых даёт знать о себе.
 
В сердце разумном обитает мудрость, но и глупцам о ней известно.

Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
 
Праведность возвеличивает народ, а грех обрекает людей на позор.

Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.
 
К разумному рабу царь благоволит,18 а тот, кто позорит его, царский гнев вызывает.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: Премудрость — здесь возможна персонификация Мудрости и Глупости.
3  [2] — Так по друг. чтению; масоретский текст: розгой за его гордыню.
4  [3] — Друг. возм. пер. (второй части первой строки): …то и кормушки пусты. В оригинале игра слов (хиастический каламбур). Эта пословица свидетельствует о том, что занятие сельским хозяйством доходно и заслуживает всяческого поощрения. Там, где прибыль и достаток, не всегда чисто и опрятно.
5  [4] — Букв.: дышит ложью.
9  [5] — Смысл масоретского текста неясен. Букв.: над искупительными жертвами, которые были знаком раскаяния, см. Лев 4.
11  [6] — Букв.: шатер.
12  [7] — Стих дословно повторяется в 16:25.
14  [8] — Букв.: пути.
15  [9] — Или: простой / неопытный.
20  [10] — Ср. 19:4,6.
22  [11] — См. примеч. «а» к 3:3.
23  [12] — Букв.: слово уст.
24  [13] — Друг. чтение: а венец глупцов — их неразумие, ср. 4:9.
27  [14] — Этот стих с некоторыми изменениями повторяет 13:14.
28  [15] — Или: ужас.
30  [16] — Или: (поглощающая) страсть.
32  [17] — LXX и Пешитта: защита праведника — его непорочность, ср. 11:3,6; 12:6.
35  [18] — Ср. 16:13−15; 22:11; Пс 100.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.