Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
 
Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА: куда пожелает Он, туда его и направит.

Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
 
Все пути человека прямы в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует сердца.1

Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
 
Поступки справедливые и праведные желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.

Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
 
Надменные взгляды и сердца гордые сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3

Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
 
Замыслы человека усердного принесут достаток,4 а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.

Приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти.
 
Богатство, добытое лживым языком, — лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6

Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
 
Сметет7 нечестивцев само их злодейство, потому что они отказываются поступать справедливо.

Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо.
 
Извилист путь человека порочного,8 а кто душою чист — тот поступает честно.9

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
 
Лучше на самом краю крыши ютиться,10 чем жить в просторном доме со сварливой женой.11

Душа нечестивого желает зла: не найдёт милости в глазах его и друг его.
 
Нечестивец страстно желает зла и ближнего своего не пощадит.

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
 
Наказывают бесстыдного человека — простак мудрее становится; когда же мудрого вразумляют — он обретает знание.12

Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
 
Праведный следит за домом нечестивца, на беду нечестивцев обрекает.13

Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.
 
Кто к мольбам бедняков глух — сам однажды позовет на помощь, да никто не отзовется.

Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
 
Тайный дар успокоит гнев, взятка из-под полы лютую ярость погасит.

Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
 
Когда торжествует справедливость, праведник радуется, а злодей приходит в смятение.14

Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
 
Кто с пути разумного сбился, лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
 
Любишь веселиться — в нужду попадешь; тому, кто вино и пиры16 любит, богатым не бывать.

Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
 
Выкуп за праведника — нечестивец, за честного — лжец.17

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
 
Лучше в пустыне жить, чем вместе со сварливой18 и злобной женой.

Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
 
Запасется мудрый и сокровищем желанным, и оливковым маслом, а глупец всё проест.19

Соблюдающий правду и милость найдёт жизнь, правду и славу.
 
Кто стремится к праведности и неизменной любви — обретет и жизнь, и праведность, и славу.20

Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
 
Мудрый человек выступит против целого города воинов, и разрушит твердыню, на которую они полагались.

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
 
Кто в чистоте хранит уста свои и язык, тот сохранит себя от бед.

Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.
 
Вот каков кощунник: дерзок он, надменен и полон необузданной гордыни.

Алчба ленивца убьёт его, потому что руки его отказываются работать;
 
Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться.

всякий день он сильно алчет, а праведник даёт и не жалеет.
 
Каждый день снедает его прихоть, а праведник раздает, не скупясь.21

Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят её.
 
Жертвы нечестивцев — мерзость для Господа, а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.

Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
 
Лжесвидетель сгинет,23 а тот, кто внимательно выслушает свидетелей, выиграет тяжбу.24

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
 
У нечестивца глаза25 бесстыжие, человек же честный думает, как ему поступить.26

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
 
Бессильны пред ГОСПОДОМ27 и мудрость, и разум, и совет.

Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
 
Готовят коня ко дню битвы, но победа28 — от ГОСПОДА.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11, 24 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
25 алчба — алчность, жадность, желание.
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.