Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
 
Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.

потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
 
В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.

Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
 
Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;

и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
 
и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.

Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою.
 
Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1

Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
 
ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3

Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
 
Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.

Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
 
У кого на уме зло — того будут звать коварным.5

Помысел глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
 
Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
 
Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?
 
Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!

Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
 
Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?

Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
 
Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.

таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
 
Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7

Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
 
Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,

ибо семь раз упадёт праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
 
ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.

Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся.
 
Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.

Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
 
Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.

Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
 
Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,

потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
 
ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10

Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
 
Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11

потому что внезапно придёт погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
 
Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?

Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
 
Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.

Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
 
И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!

а обличающие будут любимы, и на них придёт благословение.
 
Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13

В уста целует, кто отвечает словами верными.
 
Удачный ответ слаще поцелуя.14

Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоём, и потом устрояй и дом твой.
 
Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15

Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
 
Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
 
Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
 
Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:

и вот, всё это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
 
всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.

И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок:
 
Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:

«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —
 
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —

и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооружённый».
 
и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.