Притчи 30 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
 
Слова1 Агура, сына Яке, собирателя пословиц.2 Сказал сей муж: «Я изнемог, о Боже, я изнемог, о Боже, обессилел!3

подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
 
Я безрассуден, и нет глупей меня, нет во мне разуменья человеческого.

и не научился я мудрости, и познания святых не имею.
 
Мудрости я не выучился, не познал, не постиг Святого.4

Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
 
Кто восходил на небеса или сходил с небес? Кто ветер в пригоршне удержал? Кто завернул пучину5 в свое одеяние? И кто установил все пределы земли? Как его имя? Какое имя у сына его? Скажи, если знаешь…»

Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
 
Всякое слово Бога огнем испытано,6 Он — щит для тех, кто в Нем прибежище находит.7

Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом.
 
К словам Его ничего не прибавляй, чтобы Бог не обличил тебя и ты не оказался перед Ним лжецом.

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
 
Двух вещей у Тебя прошу, не откажи мне, пока я еще не умер:

суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
 
лицемерие8 и ложь от меня удали, не давай мне ни бедности, ни богатства, хлебом насущным меня питай,

дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
 
чтоб, пресытившись, не отверг Тебя, не сказал: «Кто такой ГОСПОДЬ?», а впав в нищету, не стал бы воровать и кощунствовать, бесчестя9 имя Бога моего.

Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя и ты не остался виноватым.
 
Не злословь раба перед хозяином, иначе проклянет он тебя, и на тебя вина ляжет.

Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.
 
Есть люди,10 что клянут своих отцов и родных матерей не благословляют.11

Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.
 
Есть такие, что мнят себя чистыми, а от собственного кала не отмыты.

Есть род — о, как высокомерны глаза его и как подняты ресницы его!
 
Есть такие, что смотрят надменно, взгляды свысока бросают!12

Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми.
 
Это — племя, чьи зубы — мечи, челюсти — словно отточенный нож, чтоб поглотить бедняка на земле, нищего — средь людей.

У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» —
 
Две дочери у пиявки:13 «Дай! Дай!» Три вещи в этом мире ненасытны, да и четвертая никогда не скажет: «Довольно!»

Преисподняя и утроба бесплодная — земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»
 
Шеол и бесплодная утроба, земля, что водой никак не насытится, и огонь, который никогда не скажет: «Довольно!»14

Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные!
 
Глаза тех, что над отцом глумятся и послушанием матери пренебрегают,15 — выклюет их ворон, что живет в долине, сожрут молодые стервятники.

Три вещи непостижимы для меня, и четырёх я не понимаю:
 
Три вещи для меня непостижимы,16 даже четыре, которых мне не понять:

пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
 
путь орла в небе, путь змеи на скале, путь корабля среди моря, и путь мужчины к сердцу девушки.

Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтёрла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».
 
Путь жены прелюбодейной таков — наестся17 она, губы утрет и скажет: «Ничего худого я не сделала!»

От трёх трясётся земля, четырёх она не может носить:
 
От трех вещей земля содрогнется, четыре — она не вынесет:

раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб;
 
раба, который воцарился, негодного человека, который ест досыта,

позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
 
женщину злобную,18 что замуж вышла, и служанку, что выгнала свою госпожу.

Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:
 
Вот четверо на земле неимоверно малы, но они — мудрейшие из мудрых.

муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;
 
Среди них муравьи — народ не сильный, а запасы свои они собирают с лета.

горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале;
 
Даманы19 — народ не могучий, а дома свои они строят на скалах.

у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;
 
Саранча — нет у нее царя, а выступает она вся, как единое войско.

паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
 
Ящерка20 — может уместиться в ладони, а в царских чертогах бывает.

Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают:
 
У трех величавый шаг, у четырех величавая поступь:

лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
 
у льва, сильнейшего средь зверей, — ни перед кем он не отступит;

конь и козёл, и царь среди народа своего.
 
у петуха-задиры,21 у козла и у царя, перед которым никто не устоит.22

Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
 
Если ты превознесся и поступил постыдно, если недоброе задумывал — руку положи на уста!

потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
 
Ведь когда молоко взбивают, получается масло, по носу бьют — льется кровь, а вспышка гнева разжигает раздор.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 всуе — напрасно, без необходимости, попусту.
17 дольный — живущий в долине или степи.
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава состоит из собрания различных речений, стиль которых заметно отличается от всей остальной книги. Существует несколько точек зрения на то, какие части этой главы содержат речения Агура (ст. 1−4, ст. 1−9 или ст. 1−14). О личности Агура ничего не известно, поэтому существует множество предположений: напр., что Агур — это мудрец времен Соломона или даже сам Соломон. Имя Яке может быть переведено как «беспорочный».
1  [2] — Перевод по друг. чтению. Букв.: пророчеств / изречений. Это евр. слово некоторые воспринимают как топоним и идентифицируют его с местностью Масса, упомянутой в Быт 25:14; 1Пар 1:30.
1  [3] — Перевод по друг. чтению. Масоретский текст неясен, обычно его переводят: речь сего мужа к Итиэлю, Итиэлю и Ухалю, но кто это такие, неизвестно.
3  [4] — Или: святых.
4  [5] — Букв.: воду.
5  [6] — Букв.: очищено от примесей / переплавлено.
5  [7] — Этот стих почти дословно повторяет вторую часть Пс 17:31.
8  [8] — Или: обман / вероломство / тщетность.
9  [9] — Или: позорить, в знач. осквернять, обращаться с ним без должного уважения и почитания.
11  [10] — Букв.: поколение. То же в ст. 12−14.
11  [11] — Или: не благодарят.
13  [12] — Букв.: ресницы (горделиво) поднимает.
15  [13] — Друг. возм. пер.: алчности / ненасытности. Перевод предположителен. Далее следуют «числовые» изречения, которые характерны для библейской поэзии, ср. Ам 1:3−2:6; Пс 61:12; Иов 5:19; Иов 33:14; Иов 40:5.
16  [14] — Здесь смысл масоретского текста неясен.
17  [15] — Или: и строптиво косятся на мать.
18  [16] — Или: удивительны.
20  [17] — Возможно, эвфемизм соития.
23  [18] — Или (ближе к букв.): ненавистную; друг. возм. пер.: отвергнутую; или: падшую.
26  [19] — Даманы — небольшое млекопитающее (ок. 50 см), обитающее на севере Африки и в Сиро-Палестинском регионе, внешне напоминающее крупного кролика или морскую свинку, но оно относится к иной зоологической группе, это копытные животные, родственники слонов и муравьедов.
28  [20] — Перевод предположителен; точная идентификация этого животного не известна, иной распространенный перевод: паук.
31  [21] — Смысл масоретского текста неясен. Перевод по LXX, Пешитте и Таргумам.
31  [22] — Друг. чтение: царя, (выступающего) во главе своего народа. Смысл масоретского текста неясен.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.