Екклесиаст 5 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
 
Не торопись в речах, и пусть сердце твое не спешит говорить перед Богом, ведь Бог на небесах, а ты — на земле, потому и не будь многословен.

Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познаётся при множестве слов.
 
Где много забот, там пустые мечты,1 и многоречивость выдает глупца.

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
 
Когда даешь обет Богу, не медли с его исполнением:2 глупцы Ему неугодны — коль обещал, исполняй.

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
 
Лучше и вовсе не обещать, чем обещать, да не исполнить.

Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих?
 
Не доводи устами себя до греха, говоря пред служителем3 Божьим: „Это, мол, по ошибке!“ Зачем гневить Бога словами твоими, чтобы погубил Он содеянное тобою?4

Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.
 
Ибо от множества пустых мечтаний — и многословие,5 но ты пред Богом благоговей!

Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший;
 
А если увидишь в какой стране,6 как притесняют бедняка, как попирают правосудие и справедливость, — не удивляйся, ибо надзирает начальник над начальником, а над ними — еще начальники.

превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
 
Но любая прибыль — от земли, и царь кормится от поля.7

Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
 
Кто любит деньги — не насытится ими,8 и кто богатство любит — не будет иметь прибыли. Всё это тщета!

Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
 
Больше добра — больше нахлебников, а хозяину какая польза? Разве что глядеть на всё на это…

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть.
 
Сладок сон труженика, мало ли, много ли он съел, но трудно от пресыщения уснуть богачу.

Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
 
Видел я под солнцем и такую злую напасть: бережет хозяин богатство — да себе же и на беду;

И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
 
пропадает богатство в неудачном предприятии,9 и нечего оставить родному сыну.

Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришёл, и ничего не возьмёт от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
 
Вышел человек нагим из чрева матери своей — таким и уйдет, и ничего не вынесет от трудов своих, что мог бы унести в руках.

И это тяжкий недуг: каким пришёл он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
 
Зла эта напасть: каким пришел человек, таким и отойдет, и какой в том прок, ведь идут труды его на ветер, —

А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
 
а ему приходилось каждый день утолять голод во тьме, во всяком ожесточении, болезнях и досаде.

Вот ещё, что я нашёл доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
 
Но вот в чем усмотрел я благо, что нашел прекрасным: есть и пить на славу, довольствуясь трудами10 своими под солнцем в отмеренной жизни, что дана ему Богом. Таков его удел.

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий.
 
А уж если дал Бог человеку и богатство, и состояние, и возможность использовать их, порадоваться трудам своим — это дар Божий.

Недолго будут у него в памяти дни жизни его; поэтому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
 
И не будет печалиться человек о краткости дней своих, если Бог радует сердце его.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: где много забот, там (дурные) сны; или: где много трудов, там (крепок) сон.
3  [2] — Ср. Втор 23:21.
5  [3] — Или: перед посланником (из Храма); LXX: перед Богом.
5  [4] — Букв.: дела рук твоих.
6  [5] — Или: много снов, как и много слов, — тщета; или: где много снов, там и много бесполезных слов.
7  [6] — Или: области / провинции.
8  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Наиболее вероятный смысл этого стиха таков: от успешного ведения земледелия зависит экономика страны и стабильность власти. Друг. возм. пер.: но благо земле, когда ею занимается сам царь; или: но любая прибыль — от земли, и царь — для того, чтобы было вспахано поле.
9  [8] — Букв.: не будет (рад) прибыли, ср. 1:8; 4:8.
13  [9] — Или: в тяжких обстоятельствах.
17  [10] — Или: есть, и пить, и видеть счастье в труде.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.