От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
 
И вновь Иисус обратился к ним в притчах:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
 
«Представление о Царстве Небесном может дать то, что произошло с одним царем, который устроил для сына своего свадебный пир.

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
 
Он послал своих слуг собрать гостей, званных на пир, но те не захотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».
 
Послал он других слуг, наказав им: „Скажите званым: вот, я приготовил обед мой. Быки мои и откормленный скот заколоты, всё готово. Приходите на свадебный пир!“

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою;
 
Но те опять оставили его слова без внимания. Иные из них разошлись: кто на поле свое, кто по торговым делам;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
 
оставшиеся же схватили слуг его и, надругавшись, убили их.

Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
 
Разгневанный царь послал войска свои, приказав истребить тех убийц, а город их сжечь.

Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны;
 
А слугам своим потом сказал: „Свадебный пир готов, но гости, мной приглашенные, оказались его недостойны.

итак, пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир».
 
Ступайте же на распутья1 и, кого найдете, зовите на свадебный пир“.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
 
Слуги пошли по дорогам и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых. Зал наполнился наконец гостями.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
 
Но когда царь вошел посмотреть на собравшихся, он увидел там человека, одетого не в свадебную одежду,

и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.
 
и спросил его: „Друг! Как случилось, что ты вошел сюда не в свадебной одежде?“ Тот молчал.

Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;
 
Тогда царь велел слугам: „Свяжите ему руки и ноги и выбросите его вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.

ибо много званых, а мало избранных.
 
Ибо много званых, но мало избранных».

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
 
Фарисеи ушли и сговорились о том, как им поймать Иисуса на слове.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;
 
Они подослали к Нему учеников своих вместе со сторонниками Ирода. «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь, — сказали они, — и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.2

итак, скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
 
Так скажи нам, как Ты считаешь: позволительно платить налог кесарю или нет?»

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
 
Но Иисус, зная их умысел злой, сказал: «Зачем расставляете Мне сети, лицемеры?

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
 
Покажите монету, которой платят налог». Они подали Ему денарий.

И говорит им: чьё это изображение и надпись?
 
Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?»

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
 
«Кесаря», — ответили они. «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу», — сказал Он им.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
 
Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
 
В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его:

Учитель! Моисей сказал: «если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему»;
 
«Учитель! Моисей сказал: „Если кто-нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата своего“.3

было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
 
Было же у нас семь братьев. И первый, женившись, скончался бездетным и оставил жену своему брату.

подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
 
То же случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью.

после же всех умерла и жена;
 
А после всех умерла и та женщина.

итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её.
 
В день, когда мертвые воскреснут, женой кому из этих семи она будет, ведь все они были ее мужьями?»

Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
 
Иисус же ответил им: «Заблуждаетесь вы, не зная Писания и силы Божией.

ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
 
После воскресения уже не женятся, не выходят замуж, но живут, как ангелы в Небе.

А о воскресении мёртвых не читали ли вы реченного вам Богом:
 
А что до воскресения мертвых, то неужели вы не читали того, что Бог вам сказал:

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых.
 
Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова4? Он — не мертвых Бог, а живых».

И, слыша, народ дивился учению Его.
 
Услышав это, народ не переставал дивиться тому, как и чему Он учил.

А фарисеи, услышав, что Он привёл саддукеев в молчание, собрались вместе.
 
Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него,

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
 
и один из них, [законник], испытывая5 Его, спросил:

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
 
«Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»

Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —
 
Иисус сказал ему: «„Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумом своим“,6

сия есть первая и наибольшая заповедь;
 
вот первая и самая главная заповедь.

вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
 
Вторая подобна ей: „Люби ближнего своего, как самого себя“.7

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
 
Весь Закон и пророки на этих двух заповедях стоят».

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
 
Когда же вокруг собрались фарисеи, Иисус спросил у них:

что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
 
«Что думаете вы о Мессии?8 Чей сын Он?» «Давидов», — ответили они.

Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
 
«Если так, — сказал Иисус им на это, — почему же Давид, движимый Духом Божиим, называет Его Господом, говоря:

«сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
 
Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим9?

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
 
Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»

И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
 
И ни один из них не мог Ему на это ответить. С того дня никто уже больше не решался задавать Ему вопросы.

Примечания:

 
Синодальный перевод
44 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
44 одесную — по правую руку, справа.
 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Здесь говорится о тех местах, где городские улицы, выходя за пределы города, переходят в сельские дороги.
16  [2] — Букв.: ибо не смотришь на лицо людей.
24  [3] — Втор 25:5.
32  [4] — Исх 3:6.
35  [5] — Или: искушая.
37  [6] — Втор 6:5.
39  [7] — Лев 19:18.
42  [8] — Или: о Христе.
44  [9] — Пс 110 (109):1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.