От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
 
И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.

И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им:
 
Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:

слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
 
«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
 
Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
 
Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах;
 
Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,

так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
 
чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
 
«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3

Сеятель слово сеет.
 
Сеятель здесь сеет слово.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
 
С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4

Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
 
Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,

но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
 
но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

Посеянное в тернии означает слышащих слово,
 
А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,

но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
 
однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.

А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
 
Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике?
 
И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.
 
Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.

Если кто имеет уши слышать, да слышит!
 
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
 
«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.

Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
 
Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
 
«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11

и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он,
 
Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.

ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
 
Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
 
И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
 
С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —

Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
 
Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
 
Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
 
С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14

Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.
 
(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
 
А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»

И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
 
Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
 
Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.

А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
 
Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
 
Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.

И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
 
Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»

И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
 
Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.