От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
 
Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.

Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
 
Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
 
Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
 
«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
 
«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.

Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
 
От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше».
 
Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
 
Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
 
«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.

Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
 
«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
 
Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
 
Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
 
Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.

И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
 
Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него.
 
Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.

Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
 
Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.

ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
 
Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.

а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
 
Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11

После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
 
Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
 
Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение

ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу.
 
(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).

Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении.
 
Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.

И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
 
Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».

Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
 
«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12

Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».
 
Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
 
Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.

Ему должно расти, а мне умаляться.
 
Ему — возрастать, мне — умаляться.14

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
 
Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];

и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
 
Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16

Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
 
Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17

ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.
 
Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.

Отец любит Сына и всё дал в руку Его.
 
Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
 
Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.