От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим.
 
После того снова ходил Иисус на один из иудейских праздников в Иерусалим.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
 
Там у Овечьих ворот есть водоем (по-еврейски он называется Вифезда)1 с пятью галереями.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, параличных.

ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
 
[отсутствует]2

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
 
Был там человек, болевший уже тридцать восемь лет.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
 
Иисус увидел его среди лежащих и, узнав, как давно тот болеет, спросил у него: «Хочешь ли выздороветь?»

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
 
«Господин мой, — ответил Ему больной, — нет у меня никого, кто помог бы мне войти в воду, когда приходит она в движение. Когда же сам я силюсь сделать это, туда успевает всякий раз еще до меня погрузиться кто-то другой».

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
 
Иисус сказал ему на это: «Встань, возьми циновку свою и ходи!»

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний.
 
И тотчас выздоровел человек этот, он взял циновку свою и стал ходить. Всё это было в субботу,

Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
 
поэтому ревностные законники из иудеев стали нападать на исцеленного: « Сегодня суббота, ты не должен нести свою циновку».

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи».
 
Но он отвечал им: «Человек, Который исцелил меня, это Он сказал мне: „Возьми свою циновку и ходи“».

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»?
 
«Кто Он, Этот Человек, что сказал тебе такое?» — спросили они его.

Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
 
Но исцеленный не знал, Кто это был, потому что Иисус сразу скрылся в толпе, которая собралась там.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
 
Потом Иисус нашел того человека в Храме и сказал ему: «Теперь ты здоров, но не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!»

Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
 
Исцеленный пошел и объявил иудейским властям, что здоровым сделал его Иисус.

И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
 
И начали иудейские власти преследовать Иисуса3 потому, что Он делал такие дела в субботу.

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
 
На это отвечал им [Иисус]:4 «Отец Мой никогда не перестает творить добро, так делаю и Я».5

И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
 
Еще более тогда утвердились в своем намерении убить Его иудейские власти, теперь уже не только за нарушение субботы, но и за то, что, называя Бога Своим Отцом, Он Себя Самого ставил наравне с Богом.

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
 
Иисус же говорил им: «Воистину, ничего не сделает Сын от Себя, пока не увидит, что и Отец это делает. Что делает Отец, то делает и Сын.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает ему всё, что делает Сам, и еще большие покажет Он Ему дела, так что изумитесь вы.

Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
 
Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь, так и Сын дарует жизнь, кому хочет.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
 
Никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд,

дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
 
чтобы чтили все Сына, как чтят Отца. Кто Сына не чтит, не чтит и Отца, Который послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.
 
Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом:6 перешел он от смерти к жизни.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
 
Верьте Мне, наступает время,7 — и уже настало оно, — когда услышат мертвые голос Сына Божия, и те, которые услышат Его, будут жить.

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
 
Как Отец никому не обязан жизнью Своей — в Нем Самом она, так и Сын в Самом Себе жизнь несет — даровано то Отцом Ему.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
 
И право судить дано Ему как Сыну Человеческому.

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
 
Да не удивит вас всё это! Близко время, когда услышат все мертвые8 голос Его.

и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
 
Тогда те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда.9

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
 
Сам по Себе ничего не могу совершить Я. Если же сужу Я, то так только, как от Отца о том слышу;10 потому Суд Мой — Суд праведный, ибо не Свою волю стремлюсь исполнить, а волю Пославшего Меня.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.
 
Если бы никто, кроме Меня Самого, не свидетельствовал обо Мне, не имело бы силы то, что Я говорю о Себе.11

Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
 
Но обо Мне Другой свидетельствует, и Я знаю, что всякое Его слово обо Мне — истинно.12

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
 
Вы посылали к Иоанну, и он тоже подтвердил эту истину.

Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
 
Говорю это не потому, что нуждаюсь в свидетельстве людей, ради вашего спасения говорю.

Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
 
Иоанн был светильником ярко горящим, и какое-то время вы были готовы радоваться во свете его.

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
 
Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн: дела, порученные Мне Отцом для завершения, сами эти дела, которые совершаю Я, — они свидетельствуют, что послан Я Отцом.

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
 
И Отец, Меня пославший, уже засвидетельствовал обо Мне. Но вы ни голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели,

и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
 
и слово Его не пребывает в вас, потому что не верите вы Тому, Кого Он послал.

Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
 
Вы усердно изучаете13 Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне,

Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
 
вы всё же не хотите прийти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь.

Не принимаю славы от человеков,
 
Мне не нужно людское признание,

но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
 
да и вас Я хорошо знаю: нет у вас настоящей любви к Богу!

Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете.
 
Я во имя Отца Моего пришел,14 и вы не принимаете Меня! А приди к вам другой кто-нибудь от своего к тому же имени, его бы вы приняли.

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
 
Поверите ли вы, если жаждете похвалы друг от друга и ничуть не заботитесь о похвале от Бога единого?

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
 
Не думайте, будто Я стану обвинять вас перед Отцом. Вы возложили свои надежды на Моисея, он вам и судья.15

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
 
Если бы действительно верили вы Моисею, поверили бы и Мне: он обо Мне писал.

Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
 
Если же не верите тому, что Моисей написал, как Моим словам поверите?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: Бетзата/Бетсаида. «Вифезда» (греч.: Бетесда) переводится как «дом милости».
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень время от времени сходил в пруд/водоем и приводил воду в движение. Первый, кто входил в воду, когда она приходила в движение, выздоравливал, какою бы ни был болен болезнью.
16  [3] — Некот. рукописи добавляют: и искали убить Его.
17  [4] — В некот. рукописях: Господь.
17  [5] — Букв.: Отец Мой доныне действует/трудится, и Я действую/тружусь.
24  [6] — Букв.: и на Суд не приходит.
25  [7] — Или: час; то же и в ст.28.
28  [8] — Букв.: кто в гробах.
29  [9] — Букв.: и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30  [10] — Букв.: как слышу, (так) сужу.
31  [11] — Букв.: если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32  [12] — Букв.: истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.
39  [13] — Или: прилежно изучайте.
43  [14] — В знач. пришел как откровение.
45  [15] — Букв.: обвинитель.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.