Бытие 18 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного.
2 Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатёр к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла, и молока, и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатёр, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошёл с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нём.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа.
23 И подошёл Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдётся там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдётся там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в своё место.

Толкование Далласской семинарии

Быт 18:1−8. Три мужа посетили Авраама у дубравы Мамре в Хевроне (сравните с 13:18; 14:13). Это были Господь (18:1, 13; сравните толкование на «Ангел Господень» в 16:7) и два ангела. Хотя правы и те, которые склонны видеть здесь урок гостеприимства, ангелы не затем явились к Аврааму, чтобы преподать ему этот урок. Так почему же Господь действовал таким образом? Почему не использовал, чтобы говорить с Авраамом, прорицателя, видение или голос? Возможно потому, что это должно было стать испытанием как для Авраама, так и для содомлян.

О моральном состоянии патриарха и жителей Содома можно судить уже по тому, как он и они обошлись с пришельцами. Радушный прием, оказанный гостям Авраамом, резко отличался от взрыва цинизма и бесчеловечности, вызванного их появлением в Содоме (главы 18−19) Но, скорее всего, посетители Авраама имели в виду вступить с ним в личное общение.

Принятие в этом случае пищи из рук того, кому предлагается дружба, имело важное значение как для упомянутого общения, так и в свете предстоявшего принесения мирных жертв и заключения соглашений. Когда Господь счел нужным уточнить время исполнения данного Им обетования, то пришел лично и ел у Авраама в шатре. Ничто не могло бы лучше и убедительнее свидетельствовать об установившейся между ними близости.

Авраам побежал на встречу им (18:2), затем поспешил в шатер к Сарре (стих 6), потом побежал к стаду (стих 7); и его слуга (отрок), в свою очередь, поспешно исполнил порученное ему господином его (стих 7). При встрече Авраам поклонился посетившим его до земли (стих 2). Он велел принести воды, чтобы омыть им ноги (стих 4); угощая их, подал им свежеиспеченный хлеб (стих 6), мясо нежного теленка (стих 7), масло и молоко (стих 8), а сам смиренно стоял подле них, пока они ели (стих 8; сравните со стихом 1−2). (Мнения богословов о том, догадывался ли Авраам, кто были его посетители, разделились: некоторые считают, что если бы догадывался, это снизило бы цену добродетели, явленной патриархом в гостеприимстве.)

Быт 18:9−15. После трапезы один из посетителей сообщил, что у Сарры через год родится сын. (С этого момента Говорящий прямо отождествляется с Самим Господом; стих 13.) Мысль эта показалась Сарре нелепой, и она рассмеялась в душе. Укором и обвинением в адрес женщины прозвучали слова Гостя: Есть ли что трудное для Господа?

Рождение, невозможное с человеческой точки зрения, совершится, подтвердил Он. Для человека, однако, характерно — откликнуться на кажущееся невероятным так, как откликнулась Сарра: проявить недоверие, рассмеяться, а потом из страха отрицать, что не поверил и рассмеялся (18:15). Так реагируют порой и христиане. Но Бог, знающий человеческое сердце, в милости Своей проявляет к ним снисхождение. Что же до обещания Его Сарре, то неужели появление ребенка из «омертвелого чрева» — такое уж великое диво для Того, Кто творит жизнь во всех ее формах!

г. Ходатайство Авраама о жителях Содома (18:16−33)

В этом тексте преобладающее звучание имеет мотив справедливости («вырастающий» из предыдущих стихов; стихи 9−15). Конечно, Бог в состоянии сделать все, что пожелает, но будет ли это справедливым? Да, будет, и это следует из Его ответов на просьбы Авраама.

Быт 18:16−21. Здесь Божий монолог о Его суде над «городами долины», главным из которых был Содом. Обращает на себя внимание «двойная мотивировка» Богом Его откровения Аврааму относительно того, что Он намерен делать: 1) Все народы благословятся в Аврааме, поэтому Бог открывает ему, что прежде того Он уничтожит нечестивый Содом. 2) Аврааму предстоит учить своих потомков праведности и справедливости (ходить путем Господним, творя правду и суд; стих 19), так как без этого им не дано будет наслаждаться Божиим благословением.

Фразу вопль Содомский и Гоморский надо понимать как «вопль людской против тяжких грехов Содома и Гоморы, возносящийся к небу». Сойду и посмотрю Руководствуясь принципом абсолютной справедливости, всезнающий Бог показывает, что суд Его совершится не прежде чем Он полностью и непосредственно убедится в происходящем.

Быт 18:22−33. Неужели Бог погубит праведного заодно с нечестивым? Авраам был убежден, что и в Содоме жили праведные люди, и в душе своей он молился не только о Лоте; он просил о Содоме в целом, аппелируя к Божией справедливости. В этом его ходатайстве о Содоме раскрывается благородный характер Авраама. Он молился о том, чтобы все в городах на равнине — как нечестивые, так и праведные — были пощажены ради праведников (стих 24). Было время, когда сам он освободил этих людей, плененных им в сражении (14:16).

А теперь просил за них тем более смело и настойчиво, что сознавал, к кому обращается. «Неотступность» Авраама в разговоре с Богом поражает. Однако не следует упускать из виду, что смелости его сопутствовали искреннее смирение и глубокое благоговение. Он молил о справедливости: об избавлении Содома, если в нем найдется 50 45 40 30 20 или хотя бы 10 праведников (18:24−32). Он не пытался «уговорить» Бога поступить против Его воли (в этом смысле просьбы Лота разрешить ему пойти в Сигор отличаются от молитвы Авраама: 19:18−23).

Итак, тема справедливости звучит тут явно и подчеркнуто: благословляемым Богом предстоит а) наставлять справедливости других; б) ходатайствовать о справедливом суде; и в) знать, что Бог может сохранить и нечестивых ради праведных. Несомненно, Израиль познал из этого, что Бог есть справедливый Судия, что праведность возвышает народ (сравните с Притч 14:34), и что на праведных людях держится всякое человеческое сообщество (сравните с Мф 5:13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.