Бытие 24 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно моё
3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку.
5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлёт Ангела Своего пред тобою, и ты возьмёшь жену сыну моему оттуда;
8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.
9 И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сём.
10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошёл. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахора,
11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать воду,
12 и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли её сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
13 вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
14 и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим.
15 Ещё не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин её на плече её;
16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
17 И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
18 Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
19 И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются.
20 И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его.
21 Человек тот смотрел на неё с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
22 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;
23 и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?
24 Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.
25 И ещё сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.
26 И преклонился человек тот и поклонился Господу,
27 и сказал: благословен Господь, Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путём привёл меня к дому брата господина моего.
28 Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.
29 У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.
30 И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: «так говорил со мною этот человек», — то пришёл к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника;
31 и сказал: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.
32 И вошёл человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним;
33 и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.
34 Он сказал: я раб Авраамов;
35 Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов;
36 Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему сына, которому он отдал всё, что у него;
37 и взял с меня клятву господин мой, сказав: «не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу,
38 а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмёшь жену сыну моему».
39 Я сказал господину моему: «может быть, не пойдёт женщина со мною».
40 Он сказал мне: «Господь, пред лицом Которого я хожу, пошлёт с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмёшь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего;
41 тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей».
42 И пришёл я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю,
43 то вот, я стою у источника воды, и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: «дай мне испить немного из кувшина твоего»,
44 и которая скажет мне: «и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю», — вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего.
45 Ещё не перестал я говорить в уме моём, и вот, вышла Ревекка, и кувшин её на плече её, и сошла к источнику, и почерпнула воды; и я сказал ей: «напои меня».
46 Она тотчас спустила с себя кувшин свой и сказала: «пей, и верблюдов твоих я напою». И я пил, и верблюдов она напоила.
47 Я спросил её и сказал: «чья ты дочь?» Она сказала: «дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка». И дал я серьги ей и запястья на руки её.
48 И преклонился я, и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путём привёл меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.
49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо или налево.
50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;
51 вот, Ревекка пред тобою; возьми её и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
52 Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.
53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату её и матери её дал богатые подарки.
54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня, к господину моему.
55 Но брат её и мать её сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдёшь.
56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.
57 Они сказали: призовём девицу и спросим, что она скажет.
58 И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдёшь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
59 И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу её, и раба Авраамова, и людей его.
60 И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твоё жилищами врагов твоих!
61 И встала Ревекка и служанки её, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошёл.
62 А Исаак пришёл из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.
63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвёл очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
65 И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
66 Раб же сказал Исааку всё, что сделал.
67 И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по матери своей.

Толкование Далласской семинарии

в. Исаак получает жену (глава 24)

На примере этого события видим попечение Господа о верных слугах Его. Это Он ведет слугу Авраама, посланного за невестой для Исаака, — во исполнение следующей фазы Своего обетования. Глава делится на четыре раздела:

Быт 24:1−9. 1) Поручение. Авраам, полагаясь на Божие обещание, сказал рабу своему управлявшему домом его, чтобы тот торжественно поклялся привести жену Исааку из родной земли патриарха, лежавшей километрах в семистах от места их тогдашнего обитания. Давая клятву, Елиезеру (15:2) следовало положить руку под бедро Авраама (сравните 47:29) — в знак того, что, если он клятвы не выполнит, то дети, которые родятся от «чресл» потомков Авраамовых, отмстят потомкам Елиезера.

Быт 24:10−27. 2) Упование. Елиезер уповал на то, что Господь поведет его, и помолился, чтобы будущая невеста Исаака напоила его и верблюдов его. Заметим, что это была нелегкая работа — напоить десять верблюдов, так как животные эти потребляют очень много воды. И вот в города Нахора (в северо-западной Месопотамии; стих 10; сравните 25:20) все произошло в точности по молитве верного раба.

В знак благодарности Елиезер щедро одарил девушку, дав ей золотое кольцо (какие продевались в нос), и два золотых браслета. Затем он спросил ее, не найдется ли место в доме отца ее, чтобы ему и его спутникам переночевать. Девица ответила, что не только место, но и пища найдется, и снова поразился Елиезер доброте ее и готовности услужить.

Быт 24:28−59. 3) Успех. Узнав от сестры о происшедшем, Лаван, брат ее, пригласил Елиезера с его спутниками в дом. Тот рассказал родным Ревекки о поручении, с которым пришел, и о том, что Господь, благословивший господина его, привел его к ним прямым путем, после чего получил разрешение взять девицу для Исаака.

Есть основания полагать (судя, в частности, по словам Девица рассказала в доме матери своей), что Вафуил, отец Ревекки, к тому времени уже умер. Не случайно Лаван, видимо, заменяя отца, решает вопрос о замужестве сестры.

Быт 24:60−67. 4) Завершение дела. Елиезер привел Ревекку в Негев (в русском переводе Библии — «земля полуденная»), и стала она женой Исаака, когда тому было сорок лет (25:20); Аврааму было в то время 140 лет.

В 24:12 Елиезер, обращаясь к Господу, просит Его «сотворить милость». Слово «милость» находим и в стихах 27 и 49. Ему соответствует еврейское хесед, которое в более точном переводе звучит как «верная любовь» или «верность завету». Хесед — ключевое слово в этом тексте. В четырех разделах 24-ой главы четыре персонажа действуют в согласии с «милостью», а точнее — с «верностью завету»: Авраам — подготавливая будущее; Елиезер — содействуя исполнению его; Бог — осуществляя его; Ревекка — принимая уготованное ей.

Бог в провиденьи Своем и милости (хесед — «верность завету») действует как верховный Владыка, но — через обстоятельства людей, верящих в Него. Эта скрытая в Боге обусловленность трояко подчеркнута в главе 24.

1. Господь — в сущности единственная «причина» всего происходящего. Это явственно звучит в словах Елиезера: «Господь привел меня» (стих 27 и 48). (И верно для всего «происходящего» в Библии.) Даже и Лаван, брат Ревекки, признает, что от Господа это дело (стих 50) и призывает Ревекку «пойти», как сказал Господь (стих 51).

2. Присутствие Бога «за сценой» явно, хотя прямо здесь не исходит от Него ни слова ни чуда, ни прорицания; даже и подтверждения Его завета с Арваамом не находим в этой части повествования, которое по-своему уникально для книги Бытия. Но, подчеркиваем, оно сохраняет свою актуальность и для современных верующих. Предвидение веры, находящее выражение в личной молитве, тем более преобладает здесь, что видимые доказательства Божьего участия в этом деле отсутствуют.

3. Божией рукой переворачивается еще одна страница намеченного Им плана по благословению человечества. О соучастии Его в судьбах человеческих свидетельствует и то, скольких неудач удалось избежать «действующим лицам»; раб Елиезер мог бы потерпеть неудачу в своей миссии (стихи 5−8): он мог бы «не узнать» ту, которая была назначена Исааку (стих 14, 21); ему мог бы отказать Лаван (стихи 49−51), либо сама Ревекка — выразить нежелание идти с ним (стихи 54−58). Но направляющая сила Божия преодолевала все возможные препятствия и «из частей складывала целое»

Однако и человеческая роль тут налицо. Прежде всего роль верного раба Елиезера. Для него порученное ему было свято как содействующее осуществлению Божией воли. Он полностью уповает на Бога и ищет водительства Его в молитве. Он неизменно воздает хвалу Господу (стих 27, 48−49), и по ходу развития событий это имеет немаловажное значение.

Итак, выбор невесты для Исаака был делом Божиим, и это признано Лаваном и Ревеккой. Тех, кто молитвенно и послушно исполняют волю Его, Бог ведет и направляет. Как сказано в Притч 3:5−6: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

Примечания:

 
Синодальный перевод
2, 9 стегно — часть ноги от таза до коленного сгиба; бедро.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.