Бытие 27 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошёл Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 «принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя перед лицом Господним, пред смертью моею».
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козлёнка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесёшь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошёл, и взял, и принёс матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
18 Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь, Бог твой, послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его,
24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!
30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришёл с ловли своей.
31 Приготовил и он кушанье, и принёс отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это, который достал дичи и принёс мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришёл, и я благословил его? он и будет благословен.
34 Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
35 Но он сказал: брат твой пришёл с хитростью и взял благословение твоё.
36 И сказал Исав: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё. И ещё сказал он: неужели ты не оставил мне благословения?
37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой, и заплакал.
39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твоё и от росы небесной свыше;
40 и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моём, и я убью Иакова, брата моего.
42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,
44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмёт жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Толкование Далласской семинарии

д. Обман в целях получения благословения (27:1−40)

Бог хочет, чтобы слуги Его руководствовались в исполнении своих духовных обязанностей верой. К несчастью, в жизни это не всегда бывает так, отчего человеческие обстоятельства непомерно осложняются. В этой главе повествуется о том, как целая семья попыталась исполнить свой духовный долг, руководствуясь не верой, а чисто человеческими соображениями и стремлениями, каковые плохо совмещались с тем, что было предопределено Божией волей. Налицо несостоятельность человеческих средств и, несмотря на это, торжество (в непреложности их) Божиих решений.

Итак, перед нами всем знакомая история о том, как Иаков получил благословение отца своего Исаака посредством обмана. Это, одновременно, история распада семьи, избравшей для совершения духовных дел ложный путь!

Неправы были все ее участники. Исаак знал о прорицании, полученном Ревеккой свыше (25:23), что «больший будет служить меньшему», но попытался (готовясь благословить Исава) воспрепятствовать осуществлению предсказания! Исав, поклялся брату, а затем нарушил клятву (25:33). Ревекка и Иаков — оба, руководствуясь «благими намерениями», попытались добиться Божьего благословения, прибегнув к обману, чуждые в те часы как вере, так и любви.

Победа окажется на их стороне, но ценой ненависти, которая расколет их семью, и разлуки — ибо Ревекка никогда больше не увидит Иакова! Что же до вражды между Иаковом и Исавом, возникшей еще во чреве их матери, то она значительно усугубится тем, что Иаков, желавший получить то, что принадлежало «перворожденному» (благословение), действовал методом домогательства. Но разрушил семью не только Иаков, а, в первую очередь, родители, ибо отец «предпочитал» одного сына, а мать — другого.

Быт 27:1−4. СЦЕНА 1 (Исаак и Исав). Исаак настроен благословить Исава. Важную роль в развитии дальнейших событий играют старческая немощь Исаака и его слабое зрение. Внимание читателя обращается и на то, что он любил вкусно поесть (сравните 25:28): сердцем его управлял желудок. Но главное в намерении Исаака благословить Исава. Возникает ситуация, которая побуждает к действиям Ревекку.

Быт 27:5−17. СЦЕНА 2 (Ревекка и Иаков). «Действовать» она заставляет и Иакова, чтобы не допустить осуществления отцовского намерения! Ревекка была уверена, что сумеет из мяса козленка приготовить кушанье, которое по вкусу не будет отличаться от приготовленного из дичи (стих 9). Но Иаков не был уверен в том, что сумеет обмануть Исаака.

Достаточно будет отцу прикоснуться к его гладкой коже, чтобы понять, что перед ним — не косматый Исав. Чувство не вины, но страха пробудил в Иакове план матери. Ведь они рискуют не только не получить благословения, но и навлечь на себя проклятие отца (стихи 12−13). Любящая мать выражает готовность «взять проклятие на себя». И тогда Иаков поступает так, как велит ему Ревекка. А она даже облачает младшего сына в лучшую одежду Исава!

Быт 27:18−29. СЦЕНА 3 (Иаков и Исаак). Иаков обманул отца и получил благословение. Подстрекаемый матерью, он дважды солгал Исааку — выдав себя за Исава (стих 19) и заявив, что это Бог послал ему успешную охоту (стих 20). Трижды выражал недоверие старый Исаак (стих 20, 22, 24). Но обманутый своими чувствами (осязания — стихи 16, 23) и обоняния (стих 27), он благословил Иакова, думая, что благословляет Исава (стихи 27−29). Благословение включало пожелание процветания и богатых урожаев (стих 28), господства над другими народами и собственными братьями (стих 29, 37), проклятие в адрес тех, кто стал бы проклинать благословенного отцом, и благословение благословляющих его (стих 29).

Быт 27:30−40. СЦЕНА 4 (Исав и Исаак). Вскоре вернулся домой Исав и стал просить у отца благословения. С того момента, как он вносит в шатер Исаака приготовленное им кушанье, эмоциональная обстановка все более накаляется. Осознав, что случилось, Исаак вострепетал великим трепетом (стих 33), а Исав разразился громким горестным воплем (стих 34). Исаак намеревался поступить вопреки Божиему плану, но в конечном счете Божия воля возобладала, и пути назад не было.

Дважды, жаловался Исав, обманул его младший брат: он отобрал у него первородство, а теперь и благословение.

Неужели у отца не осталось хоть какого-нибудь благословения и для него? И заплакал Исав.

Отвечая ему, Исаак обещает ему так же, как Иакову, плодородие почвы и обилие росы (важное условие плодородия на знойном Востоке, где редко выпадают дожди), однако, предсказывает, что жить Исав будет мечем, и что он должен будет служить брату своему (стих 40). Пророчество Исаака сбылось в точности. Идумеи, потомки Исава, вели разбойничий образ жизни; цари Израиля, начиная с первого Саула, одерживали над ними победы, а при Давиде они сделались рабами евреев. Одно время они входили в состав иудейского государства. Слова воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей некоторые толкуют в том плане, что, было и такое время, когда идумеянин Ирод Великий, в затем и его потомки даже управляли Иудеей.

Итак, в каком-то смысле Ревекка и Иаков «одержали победу» хотя они ничего не получили сверх того, что Бог так или иначе дал бы им; зато они многое потеряли. Божий план неизменно осуществляется, часто вопреки человеческой деятельности.

е. Бегство Иакова (27:41 — 28:9)

Быт 27:41−46. С этого момента в центре повествования — Лаван. Бегство Иакова из дома — следствие совершенного им подлога. Но здесь же возникает (в связи с его бегством) и мысль о необходимости для Иакова жениться на женщине из своего клана, живущего на востоке. Тогда как Исаак оставался в земле, а в путь отправился слуга Авраама, чтобы найти и привести жену для молодого господина (глава 24), Иаков вынужден был оставить землю под угрозой быть убитым своим братом (стихи 41−42). Но, кроме того, и Бог обойдется с Иаковом сурово, приведя его «под руку» Лавана, дяди его. В сущности временное пребывание Иакова за пределами земли в каком-то смысле параллельно позднейшему пребыванию его семьи в Египте.

Ревекка рассказала Иакову о грозившей ему от Исава опасности и посоветовала немедленно отправиться к брату ее в Харран. Тревожась о сыне, она вновь обманула мужа: она, мол, жизни не рада из-за своих невесток — хеттеянок (стих 46, 26:34−35), так пусть Исаак позволит Иакову взять жену из своего народа. Разрешение Исаака дало бы Иакову возможность, получив благословение отца, бежать из дома.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.