Бытие 28 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;
2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,
4 и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!
5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошёл в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.
6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и, благословляя, послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «не бери жены из дочерей Ханаанских»;
7 и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошёл в Месопотамию.
8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
9 и пошёл Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жён своих.
10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран,
11 и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарёк имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Толкование Далласской семинарии

Быт 28:1−5. Вновь благословил Исаак Иакова и заповедал ему не брать себе жены из дочерей Ханаанских.

Хананеи представляли собой смешанное племя: они постоянно включали в свое «сообщество» — посредством военных, деловых и брачных союзов — новые и новые этнические группы и семейные кланы. Семья же Авраама решительно противилась подобному смешению (о нежелании Авраама взять для Исаака жену — хананеянку в 24:3). Стремление заключать браки в пределах своего клана было продиктовано желанием соблюсти чистоту «родословия».

Верным средством, напротив, «размыть границы» своего племени являлось вступление в смешанные браки. Впоследствии в словах Моисея (постоянно повторяемых израильтянам) о том, что их предки не желали завязывать брачные узы с хананеями, конечно же, звучало предостережение. Ибо это не только повредило бы «чистоте родословия», но и (что более важно) подорвало бы чистоту израильской веры.

Прежде чем Иакову покинуть дом, Исаак произнес над ним благословение, имевшее, выражаясь современным языком, юридическую силу. Пути назад не было: волей отца Иаков стал восприемником благословения, которым Бог-Всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) благословил Авраама и Исаака. И отпустил Исаак Иакова в Месопотамию.

Быт 28:6−9. Исав же, желая разрядить напряженные отношения с отцом и угодить ему, женился на одной из «дочерей» Авраама по линии Измаила. Имя ей было Махалафа. По иронии обстоятельств сын Исаака, неугодный Богу, женился на женщине из рода Измаила, появившегося на свет не по Божией воле.

ж. Подтверждение обетовании завета в Вефиле (28:10−22)

Своим видением в Вефиле Иаков был обязан исключительно Божией благодати. Бог явился ему, чтобы заверить, что обещание благословения Его и защиты распространяется и на него, Иакова, и тем побудил его искренне Ему поклониться и принести обет верности. Из текста следует, что Господь есть Бог не только Авраама и Исаака, но и Иакова; он, кроме того, свидетельствует о том, как круто меняются взгляды и представления Иаков.

Быт 28:10−15. Иаков, заночевав в пути, увидел во сне Ангелов, «восходящих и нисходящих» по лестнице, касающейся неба. Смысл этого видения в том, что Бог везде сопровождал Иакова, куда бы он ни пошел. Символом этого и является «лестница»; объяснение же исходит от Самого Господа (стих 15). Иаков верою принимает сказанное ему (стихи 20−22).

Слова завета, заключенного с Авраамом и Исааком, Бог повторяет Иакову, обещая ему землю и многочисленное потомство (сравните 13:16; 22:17), а также, что в нем, Иакове, благословятся все племена земные (сравните 12:2−3; 15:5, 18; 17:3−8; 22:15−18; 35:11−12). Бог, кроме того, обещал Иакову защищать его за пределами земли и возвратить его в нее.

Быт 28:16−22. Иаков, совершив поклонение Богу:

а) Выразил свой страх перед Ним.

б) Камень, который послужил ему в ту ночь изголовьем, он поставил памятником Господу.

в) Он освятил этот камень, возлив на него елей.

г) Памятное это место Иаков назвал Вефилем, что значит Дом Божий.

д) Он произнес обет (впервые) на основании веры (и будет Господь моим Богом).

е) Пообещал Богу отдавать Ему десятую часть из всего, что Бог дарует ему.

Всем этим подчеркнута главная мысль раздела — о подающем защиту Божием присутствии. Здесь слышатся «мотивы» позднейших обычаев израильского народа, основание которым было положено Иаковом. Особо примечательно установление «мемориала» в Вефиле. В годы завоевания земли израильтяне будут рассматривать Вефиль как святое место, где можно «увидеть» Бога.

Другим «мотивом» является обещание десятины (сравните с предложением десятины Мелхиседеку Авраамом в 14:20). В этом обычае отражено признание, что все, что человек имеет, принадлежит Богу.

Важное значение имеет и обет, данный Иаковом, особенно в свете того, какую впоследствии серьезную роль будут играть обеты в жизни Израиля. Тут Иаков поклялся, что если Бог станет защищать его и заботиться о нем и возвратит его в Обетованную землю, то Вефиль станет центром поклонения Ему.

Заметим, что установление «священных камней» — не то же самое, что установление жертвенника. Назначение первых было в напоминании о «посещениях свыше» людям будущих поколений, дабы, если возникнет у них вопрос: «Что значат эти камни?» — не остаться ему без ответа (Ис Н. 4:6).

Обещание Бога быть со Своим народом «красной нитью» проходит через все Писание (Исааку Бог, к примеру, говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою», 26:24). Уверенность в Божием присутствии должна у каждого верующего вызывать такой же отклик, как у Иакова, — преклонение перед Богом, боязнь Его и доверие Ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.