Бытие 30 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?
3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от неё.
4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошёл к ней Иаков.
5 Валла зачала и родила Иакову сына.
6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.
7 И ещё зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.
8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.
9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала её Иакову в жену.
10 И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына.
11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.
12 И Зелфа, служанка Лии, родила другого сына Иакову.
13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.
14 Рувим пошёл во время жатвы пшеницы, и нашёл мандрагоровые яблоки в поле, и принёс их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
15 Но Лия сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16 Иаков пришёл с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне, ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лёг он с нею в ту ночь.
17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.
18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар.
19 И ещё зачала Лия, и родила Иакову шестого сына.
20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.
21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.
22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал её Бог, и отверз утробу её.
23 Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой.
24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.
25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в своё место, и в свою землю;
26 отдай жён моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.
27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашёл благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.
28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам.
29 И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе и каков стал скот твой при мне;
30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?
31 И сказал Лаван: что дать тебе? Иаков сказал: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.
32 Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину чёрную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне.
33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придёшь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не чёрная, краденое это у меня.
34 Лаван сказал: хорошо, пусть будет по твоему слову.
35 И отделил в тот день козлов пёстрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех чёрных овец, и отдал на руки сыновьям своим;
36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.
37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,
38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить и где, приходя пить, зачинал перед прутьями.
39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пёстрый, и с крапинами, и с пятнами.
40 И отделял Иаков ягнят, и ставил скот лицом к пёстрому и всему чёрному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.
41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах перед глазами скота, чтобы он зачинал перед прутьями.
42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.
43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Толкование Далласской семинарии

Быт 30:1−8. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом «побороть» свою бездетность (сравните 16:1−4). Горечь борьбы с сестрою и радость победы нашли отражение в именах, которые дала Рахиль детям Валлы. Имя Дан объясняется словом дананни — судил мне Бог (в значении «Бог оправдал меня»); имя Неффалим созвучно словам наптуле («борение») и нипталти («я боролась»: стих 8).

Быт 30:9−13. Тогда и Лия последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу. От нее родились Гад («счастье») и Асир («ко благу моему»; по смыслу это имя синонимично предыдущему).

Быт 30:14−21. Рувим, первенец Иакова, нашел мандрагоровые яблоки (плоды, имеющие наркотическую силу, видимо, редкие в Месопотамии), которым приписывалась способность стимулировать зачатие. Рахиль, в надежде, что они «помогут» ей, взяла их у Лии в обмен на разрешение старшей сестре, которую «превозмогла» (стих 8: видимо, в том смысле, что всецело завладела сердцем мужа; стих 15), провести ночь с Иаковом.

В результате появился на свет Иссахар («есть награда»). Вероятно, возмездие (в значении «воздаяния») от Бога Лия, по ее мнению, заслужила за свое «самоотречение» (она ввела к мужу, которого любила, рабыню, чтобы у него больше родилось сыновей) и унижение (Иакова ей пришлось «купить» у Рахили на одну ночь за мандрагоровые яблоки).

В имени шестого (и последнего) сына — Завулона — Лия отразила мысль, что Бог дал ей дар, и надежду, что теперь у нее в шатре будет жить Иаков (на Востоке долгое время авторитет жены зависел от числа сыновей у нее). Потом Лия родила дочь и дала ей имя Дина.

Быт 30:22−24. Наконец родила и Рахиль (но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому, что услышал ее Бог — стих 22) и назвала сына Иосиф (йосеп). Это имя, как и имя «Завулон», имеет двойное значение. И сказала (Рахиль): снял Бог (асап) позор моего бесплодия. И другого, произнесла она с верою, сына Господь даст мне. В евр. тексте здесь слово йосеп («прибавит»).

В этом разделе (29:31 — 30:24), составленном из ряда коротких повествований, внимание акцентируется назначении имен сыновей Иакова. Каждое из них «толкуется» Лией или Рахилью применительно к конкретным семейным обстоятельствам. Из текста видно, как Бог заботился об Иакове, полагая начало великому народу.

Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть «корни» свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, которая, однако, должна была служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества. С самого начала, однако, именно им определялся в значительной мере характер межплеменных отношений в Израиле.

Что же до присутствия Божьего «среди» зарождавщегося народа, то книга Бытия не оставляет сомнения в том, что Бог «предпочел» обиженную мать. Колено Иудино, из которого выйдут цари Израиля, и колено Левинно, из которого выйдет его священство, имели свои «истоки» в Лии, несмотря на всю любовь Иакова к Рахили и ее сыну Иосифу.

е. Иаков увеличивает свое богатство за счет Лавана (30:25−43)

История о приобретении Иаковом богатства необычна. На первый взгляд кажется, будто этот умный человек просто перехитрил еще одного своего соперника. Но Иаков более, чем он, возможно, сознавал это, обязан был своим торжеством Богу.

Быт 30:25−36. Когда он обратился к Лавану за разрешением отпустить его в родные края, тесть стал уговаривать его остаться (стихи 27−28, 31). Перед читателем образчик «восточной дипломатии»: ведя переговоры, два бедуина-вождя — предельно начеку. По словам Лавана, он приметил, что Господь благословляет его за Иакова. Иаков соглашается (стих 27, 30). Постепенно они подходят к сути дела. Зять предлагает Лавану план, который как будто бы самому Иакову не сулит особого выигрыша. В награду за продолжение работы на Лавана он просит у того овец черной масти и всякий скот и коз с крапинами.

Такого скота (более редкой масти) было меньше чем одноцветного, и Лаван, не видя в этой сделке никакой «угрозы» для себя, быстро на нее согласился. Для вящей безопасности он, однако, поручил скот, отобранный для Иакова, надзору собственных сыновей, а в качестве дополнительной предосторожности назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Теперь он был уверен, что Иакову нелегко будет увеличить поголовье своих стад.

Быт 30:37−43. Бог благословил Иакова, как это прямо следует из 31:11−12, через осуществление тем хитроумного плана. Опытный скотовод, Иаков воспользовался известной с древних времен крайней восприимчивостью овец и коз к внешним впечатлениям во время случки. Пестрые прутья в водопойных корытах, перед которыми спаривались животные, послужили причиной массового рождения пестрого скота.

Прибег Иаков и к другому «селективному методу»: когда зачинал скот крепкий (ранней весной), Иаков, который продолжал пасти мелкий скот у Лавана (стих 36), клал пестрые прутья пред глазами скота, и не делал этого, когда зачинал скот слабый. И становился «крепкий» пестрый скот собственностью Иакова, и стал этот человек весьма богатым.

«План» Иакова вызвали к жизни несправедливость и хитрость Лавана, как задолго до того намерение Исаака благословить Исава толкнуло Иакова на обман. В обоих случаях попытки «обездолить» его были Иаковом отражены. Но в конечном счете источник своих побед он видел в Божием благословении, хотя и вынужден был (испытывая страх и гонимый опасностью) расплачиваться за свое «лукавство».

г. Бегство от Лавана; Иаков — под Божией защитой (глава 31)

Доказательство Божьего благословения как в процветании Иакова у Лавана, так и в том, что он невредимым вернулся домой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.