Бытие 42 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?
2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.
3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,
4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.
5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.
6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли.
7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.
8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.
9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;
11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.
12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.
14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;
15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придёт сюда меньший брат ваш;
16 пошлите одного из вас, и пусть он приведёт брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи.
17 И отдал их под стражу на три дня.
18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога:
19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;
20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.
21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.
22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.
23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик.
24 И отошёл от них и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.
25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.
26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.
27 И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро своё в отверстии мешка его,
28 и сказал своим братьям: серебро моё возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?
29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему всё случившееся с ними, говоря:
30 начальствующий над тою землёю говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той.
31 И сказали мы ему: «мы люди честные; мы не бывали соглядатаями;
32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской».
33 И сказал нам начальствующий над тою землёю: «вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите,
34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле».
35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.
36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — всё это на меня!
37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.
38 Он сказал: не пойдёт сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдёте, то сведёте вы седину мою с печалью во гроб.

Толкование Далласской семинарии

4. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИАКОВА В ЕГИПЕТ (42:1 — 47:27)

Из последующего повествования ясно, что Бог воспользовался голодом для того, чтобы привести Израиля в Египет, под управление Иосифа. Народу предстояло оставаться там четыреста лет, как Бог возвестил Авраму (13:13). В рассказе об Иосифе Израиль мог черпать утешение: наступит день, когда и его Бог избавит из рабства и, подобно Иосифу, позволит восторжествовать над Египтом.

а. Первое посещение Египта братьями Иосифа (глава 42)

Быт 42:1−5. И земли Ханаанской достиг голод. Иаков вынужден был послать в Египет десять сыновей своих — купить хлеба. Он послал всех, кроме Вениамина, потому что боялся потерять и второго сына Рахили. Подозрения не оставляли Иакова и, хотя о том, как все было в действительности, и о судьбе Иосифа ему еще не было известно, характеры его сыновей не составляли тайны для старого патриарха. Теперь он не доверил бы им Вениамина.

Быт 42:6−17. Узнав своих братьев, Иосиф четырежды обвиняет их в том, что они соглядатаи (шпионы); стихи 9, 12, 14, 16. Внешне он обошелся с ними весьма сурово (стихи 7, 30), но в глубине души испытал прилив волнения и радости — при виде их, как это станет ясно из последующего. Не сознавая, с кем говорят, братья «сообщают» Иосифу, которого не ожидали встретить среди живых, что одного из них не стало (стих 13).

Появление сыновей Иакова в Египте подтверждало, что сны Иосифа были вещими, однако, время их исполнения только наступало. Зная, что вся его семья должна придти в Египет — «под его власть» — Иосиф потребовал, чтобы один из братьев привел в Египет младшего их брата — в подтверждение, якобы, того, что они — не соглядатаи. Кратковременное пребывание братьев в темнице как бы соответствует недолгому пребыванию Иосифа во рву. Смысл этого «сюжетного повторения» — в утверждении неизбежности воздаяния.

Быт 42:18−24. По прошествии трех дней Иосиф изменял свой план и предложил братьям оставить в качестве «заложника» только одного — с тем, чтобы девять возвратились домой. Он задержал Симеона (стих 24), а остальные пошли обратно в Ханаан, нагруженные хлебом. Условием им было поставлено, чтобы возвратились с младшим братом. Происходящее сыновья Иакова осознают как воздаяние и под воздействием этого в них начинают пробуждаться чувства, которые в свое время не были пробуждены ни мольбами Иосифа о пощаде (стих 21) ни слезами Иакова (37:34−35).

Они знали, что отец их все еще скорбит о потерянном сыне, теперь же время скорби наступило для них. И они говорили об этом друг другу, в присутствии Иосифа, так как не знали, что он понимает их, ибо в разговоре с ними Иосиф прибегал к переводчику (вероятно, чтобы не вызвать у братьев ни малейшего подозрения). Их раскаяние глубоко растрогало Иосифа и, отойдя от них, он заплакал (сравните с 43:30; 45:2, 14; 50:1, 17).

Быт 42:25−28. Щедро наделив братьев хлебом и припасами на дорогу, Иосиф приказал тайно положить в их мешки и деньги, уплаченные ими за зерно. Он, по-видимому, руководствовался при этом родственными чувствами; не известно, думал ли он, что это откроется по дороге или когда они вернутся домой, но первоначальной реакцией братьев на это открытие был страх. Пробудившееся в них уже ранее чувство вины заставило их увидеть в странном поведении правителя действие руки Божией. Что это Бог сделал с нами? — в смятении спрашивали они друг у друга. Сам по себе этот вопрос был уже плодотворной реакцией на беду.

Теперь, полагали они, Иосиф обвинит их в воровстве и укрепится в своих подозрениях в том, что они шпионы.

Быт 42:29−38. По возвращении домой в Ханаан все девять стали рассказывать Иакову о случившемся с ними. Серебро, обнаруженное во всех мешках, испугало их, испугало оно и Иакова. Печаль охватила патриарха при мысли, что и Симеона он, возможно, лишится, как прежде лишился Иосифа, и что Вениамина хотят увести от него. И он отказывался отпустить его, хотя Рувим предлагал оставить отцу «заложниками» двух своих сыновей, — тот самый Рувим, который не сумел уберечь Иосифа (37:21−22).

Испытания, которым подверг Иосиф братьев, были необходимы ради осуществления Божьего плана благословения семени Авраамова. Это Бог планировал привести семью в Египет, чтобы там она разрослась в великий народ. Но крайне важно было, чтобы люди, которые войдут в Египет, были верны Господу. Поэтому и надлежало братьям, будущим сопричастникам Божьего благословения, «быть испытанными».

Пробуждать в них совесть, духовно «подталкивать» их Иосифу следовало осторожно и незаметно; братьям следовало «узнавать» в происходившем руку Божию, действующую против них, пока они полностью и глубоко не раскаются в своем преступлений против Иосифа и в своем противодействии вещим его снам. Видимо, одного испытания было недостаточно — требовалось еще одно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.