Бытие 44 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И приказал Иосиф начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его,
2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он.
3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.
4 Ещё не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: «для чего вы заплатили злом за добро?
5 Не та ли это чаша, из которой пьёт господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали».
6 Он догнал их и сказал им эти слова.
7 Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела.
8 Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?
9 У кого из рабов твоих найдётся чаша, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.
10 Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдётся чаша, тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.
11 Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок.
12 Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.
13 И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.
14 И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был ещё дома, и пали пред ним на землю.
15 Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно, угадает?
16 Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашёл неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
17 Но Иосиф сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему.
18 И подошёл Иуда к нему, и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон.
19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: «есть ли у вас отец или брат?»
20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его.
21 Ты же сказал рабам твоим: «приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него».
22 Мы сказали господину нашему: «отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрёт».
23 Но ты сказал рабам твоим: «если не придёт с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лицо».
24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего.
25 И сказал отец наш: «пойдите опять, купите нам немного пищи».
26 Мы сказали: «нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдём; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего».
27 И сказал нам раб твой, отец наш: «вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов;
28 один пошёл от меня, и я сказал: верно, он растерзан; и я не видал его доныне;
29 если и сего возьмёте от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведёте вы седину мою с горестью во гроб».
30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его,
31 то он, увидев, что нет отрока, умрёт; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни».
33 Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идёт с братьями своими:
34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.

Толкование Далласской семинарии

в. Иосиф вновь испытывает братьев (глава 44)

Быт 44:1−13. Блестяще преуспев в испытании братьев во время двух их посещений, Иосиф наносит последний «удар». Теперь он подвергает испытанию их отношение к Вениамину, чтобы через это выявилось, в какой мере раскаялись они во зле, сделанном ему, старшему сыну Рахили. Отсутствие у них сострадания ко второму сыну ее лишило бы их сопричастности к обетованиям. Бог в этом случае повел бы великий народ от Иосифа — коль скоро другие братья «расписались бы» в своей недостойности (сравните стих Исх 32:10).

Как и при первом испытании, в мешки братьям было подложено серебро, а в мешок Вениамина — и собственная серебряная чаша Иосифа; затем за братьями была организована погоня с тем, чтобы задержать Вениамина. Когда начальник Иосифова дома догнал их, то, обвинив в краже, умышленно создал при обыске «напряженную атмосферу»; «проверять» мешки он начал со старшего брата, а окончил — младшим, заведомо зная, что чаша находится у Вениамина. Внезапная угроза Вениамину, как меч, пронзила сердца братьев. Реакция их свидетельствовала об эволюции их характеров в нужном Богу направлении. Сыновья Иакова, охваченные скорбью, разодрали одежды свои, как когда-то их отец, лишившись Иосифа (Быт 37:34).

Быт 44:14−17. Братья возвратились и опять поклонились Иосифу (стих 14; сравните с 37:7; 43:26, 28). Вряд ли Иосиф прибегал к гаданию, хотя на древнем Востоке известны были разнообразные виды гаданий по чаше (стих 5). Он и его домоправитель «упоминают» об этом скорее с целью подчеркнуть как способность Иосифа проникать в «тайные замыслы» (и тем еще более усилить благоговейное отношение к нему со стороны братьев), так и «важность» пропажи.

Иуда, снова выступив от имени всех, говорит, что Бог карает их за их неправду, и всех их объявляет рабами Иосифа. Но тот повторяет слова своего домоправителя, что только «виновный» будет ему рабом, а другие могут идти домой.

Быт 44:18−34. Иуда вступился за отрока. Удивительно трогательны его мольба о Вениамине и предложение стать рабом, вместо него. Они были продиктованы состраданием не только к младшему брату, но и к отцу, который непременно умрет с печалью, если Вениамин не возвратится (стих 31, 34; сравните с 42:38).

Итак, сыновья Иакова в полной мере явили свое раскаяние во грехе, который совершили против брата своего Иосифа («Бог нашел неправду рабов тавих»; 44:16). И тогда Иосиф (45:1−15) открылся им и привел их и семьи их в Египет, где для них достаточно было пищи (45:16 — 47:12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.