Бытие 5 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
28 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
29 и нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь.
30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей.
31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.
32 Ною было пятьсот лет и родил Ной: Сима, Хама и Иафета.

Толкование Далласской семинарии

В. Родословие Адама (5:1 — 6:8)

Новое родословие (толедот) начинается отсюда — с двояким намерением: связать историю первых людей с историей Ноя, и показать последствия греха. Фактически тут содержится ответ на вопрос, возникающий в предыдущем разделе. Если, несмотря на действие греха, цивилизация и сопутствующие ей прогресс и процветание — налицо, то в чем же сказывается, проклятие греха? Ответ видится в том, что «завершением» всех человеческих стремлений и достижений является смерть.

1 РОДОСЛОВИЕ ОТ АДАМА ДО НОЯ (глава 5)

Родословие в этой главе следует «по вертикали» — от Адама, через Сифа, к Ною. Родословие потомков Каина в 4 главе насчитывает семь поколений (от Каина до Иувала). А в этом родословии их десять (от Адама до Ноя). Каждый из «перечней» завершается тремя сыновьями того, кто стоит в перечислении последним (Иавал, Иувал и Тувалкаин, сыновья Ламеха (4:20−22); Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя; 5:32).

В каждом перечне «выступает со словом» лишь один мужчина: в перечне каинитов — Ламех (4:23−24), и другой Ламех — в перечне сифитов (5:29). Ламех, потомок Каина, в сущности насмехался над Божиим проклятием, «обыгрывая» его на свой лад (4:24), а тот Ламех, что был из рода Сифа, стенал под проклятием, ожидая утешения от сына своего Ноя (5:29).

Как библейский текст так и «Перечень шумерских царей», найденный в Месопотамии, свидетельствуют о долголетии древних людей. По-видимому, этому феномену способствовали природные условия в допотопном мире, отличавшиеся от нынешних. И, несомненно, это было частью Божьего плана направленного на заселение земли (сравните с 1:28).

Быт 5:1−2. Эта глава начинается с напоминания о том: что человек был сотворен по подобию Божию; трудно не заметить и напоминания о том, что, сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их. Однако по ходу главы постоянно говорится о смерти, которая есть следствие греха.

Быт 5:3−32. Образ Божий, полученный Адамом, воспроизведен был затем в Сифе, сыне Адама.

Эта глава, помимо того, что образует связующее звено между Адамом и его временем и Ноем и его временем, несет в себе (как лейтмотив) вновь и вновь повторяющуюся фразу — и он умер (стихи 5, 8, 11, 14, 17, 20, 27, 31). Если бы кто усомнился в том, что «возмездие за грех смерть» (Рим 6:23), то и поверхностный обзор библейской истории развеял бы его сомнения.

Констатацией факта смерти заканчивается краткое сообщение о каждом из мужей, потомков Адама. Исключение составляет Енох. О других говорится, что они долго жили, но все-таки умерли, о нем же что он ходил пред Богом (5:22, 24). Термин этот в Библии означает близкое общение с Богом и послушание Ему, награждаемые Божиим благоволением. «Хождение» Еноха длилось триста шестьдесят пять лет. Несомненно, оно продолжалось бы, но Бог взял его (стих 24) — патриарх этот не умер. Такое именно «хождение» заповедано было Израилю (Лев 26:3, 12) и затем — Церкви.

В пятой главе Бытия дается этимология имени Ноя (стих 29); жизнью Ноя определяется развитие повествования в последующих разделах. Ламех назвал сына своего Ной в надежде, что он принесет людям, работающим на проклятой Богом земле (стих 29; сравните «со скорбью будешь питаться» и «проклята земля за тебя» в 3:17) утешение, успокоение. Ламех понятия не имел, как Бог осуществит его надежду, которую он вложил в имя своего сына, и все-таки он надеялся. Так в этой «главе смерти» появляется второй луч надежды. Енох избежал проклятия смертью, а Ной внесет утешение в жизнь тех, кто находится под этим проклятием.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.