2 Царств 20 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Там случайно находился один негодный человек, по имени Савей, сын Бихри, Вениамитянин; он затрубил трубою и сказал: нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!
2 И отделились все Израильтяне от Давида и пошли за Савеем, сыном Бихри; Иудеи же остались на стороне царя своего, от Иордана до Иерусалима.
3 И пришёл Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жён наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.
4 И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трёх дней и сам явись сюда.
5 И пошёл Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени.
6 Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше, нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашёл себе укреплённых городов и не скрылся от глаз наших.
7 И вышли за ним люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри.
8 И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние своё и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил.
9 И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его.
10 Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.
11 Один из отроков Иоавовых стоял над Амессаем и говорил: тот, кто предан Иоаву и кто за Давида, пусть идёт за Иоавом!
12 Амессай же лежал в крови среди дороги; и тот человек, увидев, что весь народ останавливается над ним, стащил Амессая с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что всякий проходящий останавливался над ним.
13 Но когда он был стащен с дороги, то весь народ Израильский пошёл вслед за Иоавом преследовать Савея, сына Бихри.
14 А он прошёл через все колена Израильские до Авела-Беф-Мааха и через весь Берим; и люди собирались и шли за ним.
15 И пришли и осадили его в Авеле-Беф-Маахе; и насыпали вал пред городом и подступили к стене, и все люди, бывшие с Иоавом, старались разрушить стену.
16 Тогда одна умная женщина закричала со стены города: послушайте, послушайте, скажите Иоаву, чтобы он подошёл сюда, и я поговорю с ним.
17 И подошёл к ней Иоав, и сказала женщина: ты ли Иоав? И сказал: я. Она сказала: послушай слов рабы твоей. И сказал он: слушаю.
18 Она сказала: прежде говаривали: «кто хочет спросить, спроси в Авеле»; и так решали дело.
19 Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать городов в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?
20 И отвечал Иоав и сказал: да не будет этого от меня, чтобы я уничтожил или разрушил!
21 Это не так; но человек с горы Ефремовой, по имени Савей, сын Бихри, поднял руку свою на царя Давида; выдайте мне его одного, и я отступлю от города. И сказала женщина Иоаву: вот, голова его будет тебе брошена со стены.
22 И пошла женщина по всему народу со своим умным словом; и отсекли голову Савею, сыну Бихри, и бросили Иоаву. Тогда Иоав затрубил трубою, и разошлись от города все люди по своим шатрам; Иоав же возвратился в Иерусалим к царю.
23 И был Иоав поставлен над всем войском Израильским, а Ванея, сын Иодаев, — над Хелефеями и над Фелефеями;
24 Адорам — над сбором податей; Иосафат, сын Ахилуда — дееписателем;
25 Суса — писцом; Садок и Авиафар — священниками;
26 также и Ира Иаритянин был священником у Давида.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДАВИДА (ГЛ. 20)

2Цар 20:1−3. В Галгале дух соперничества между иудеями и израильтянами достиг такого накала, что некоему Савею из колена Вениаминова удалось увлечь израильтян за собой. И отделились они от Давида. А царь, с иудеями, оставшимися на его стороне, вернулся в свой дом в Иерусалим. Подтверждая свое возвращение к власти, Давид удалил от себя тех своих десять наложниц, которых осквернил Авессалом (16:21−22). Напомним, что по древневосточным представлениям жены и наложницы царя символизировали собой царские прерогативы, обладание ими было знаком власти.

2Цар 20:4−10. Сознавая, что неотложным делом государственной важности было подавить мятеж Савея, сын Бихри, поднятый им в Галгале (стих 1), Давид повелел своему новому военачальнику Амессаю (19:13) собрать к нему воинов-иудеев на протяжении трех дней. Возможно, по неопытности Амессаю в назначенный срок выполнить задание царя не удалось, и тогда Давид поручил Авессе (заметим: ему, а не отставленному от командования брату его Иоаву) отправиться в погоню за Савеем, чтобы не дать ему нигде закрепиться (стих 6). И вышли из Иерусалима на север недавние подчиненные Иоава и отборная гвардия самого Давида (Хелефен и Фелефеи, и все храбрые).

Среди них был, однако, и Иоав. Не отойдя и десяти километров от Иерусалима, они встретились с Амессаем. Подойдя к Амессаю, чтобы приветствовать его родственным поцелуем, Иоав вероломно убил его, ставшего у него на пути. Гнусность этого преступления усугублялась тем, что он и Амессай были двоюродными братьями, сыновьями двух сводных сестер Давида (1Пар 2:16−17). Снова таким образом осуществилось пророчество Нафана, изреченное Давиду: «не отступит меч от дома твоего во веки» (12:10).

2Цар 20:11−22. Покончив с Амессаем, Иоав взял командование на себя. Не позаботясь о том, чтобы похоронить убитого, его попросту оттащили в сторону от дороги и набросали на него одежду, чтобы не привлекал внимание проходящих. С отрядом, увеличивавшимся за счет пристававших к нему на пути, Иоав прошел чрез все колена Израильские (т. е. через земли, занимаемые ими) и чрез весь Верим (местонахождение неизвестно) и появился под стенами Авела-Беф-Мааха (находился километрах в шести на запад от Дана и на север от моря Киннеретского).

Там укрылся мятежный Савей. И пришли и осадили его в Авеле-Беф-Ма-ахе. И стали разрушать городскую стену. Но некая умная женщина, обратилась со стены к Иоаву и просила выслушать ее. О своем городе она говорила как о мирном и верном в Израиле, к тому же издавна известном мудростью его жителей (стихи 18−19).

Иоав заверил ее, что не разрушение Авела-Беф-Мааха было его намерением: ему нужна была голова Савея, поднявшего мятеж против царя Давида. Женщина, очевидно, уполномоченная горожанами говорить от их имени, обещала бросить ему голову мятежника со стены. И отсекли голову Савею и бросили Иоаву, и осада города была снята После чего Иоав возвратился в Иерусалим.

2Цар 20:23−26. Очевидно, Давиду пришлось смириться с убийством Амессая Иоавом, потому что последний был сильным администратором, а свой пост главнокомандующего отстаивал с удивительным упорством, безжалостно расправляясь с соперниками. Так что Давид вновь поставил его над всем войском Израильским. Ванея, сын Иодаев, был поставлен над царской гвардией, а Адорам — над сбором податей (этот пост он занимал и при Соломоне; 3Цар 4:6 и 3Цар 5:14, где он назван «Адонирамом»).

Летописцем (дееписателем) царь сделал Иосафата, а своим писцом (секретарем) Сусу (очевидно, вместо Сераии; сравните 8:17). Садок и Авиафар оставались главными священниками, но личным своим священником, видимо, своего рода советником, знавшим закон в его тонкостях и способствовавшим царю в исполнении его религиозных обязанностей как в скинии, так и вне ее, Давид сделал некоего Иру Иаритянина (стих 26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.