2 Царств 23 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева:
2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня.
3 Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.
4 И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли,
5 не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твёрдый и непреложный. Не так ли исходит от Него всё спасение моё и всё хотение моё?
6 А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою;
7 но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнём сожигают его на месте.
8 Вот имена храбрых у Давида: Исбосеф Ахаманитянин, главный из трёх; он поднял копьё своё на восемьсот человек и поразил их в один раз.
9 По нём Елеазар, сын Додо, сына Ахохи, из трёх храбрых, бывших с Давидом, когда они порицанием вызывали Филистимлян, собравшихся на войну;
10 израильтяне вышли против них, и он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу. И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать убитых.
11 За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян,
12 то он стал среди поля и сберёг его и поразил Филистимлян. И даровал тогда Господь великую победу.
13 Трое сих главных из тридцати вождей пошли и вошли во время жатвы к Давиду в пещеру Одоллам, когда толпы Филистимлян стояли в долине Рефаимов.
14 Давид был тогда в укреплённом месте, а отряд Филистимлян — в Вифлееме.
15 И захотел Давид пить, и сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?
16 Тогда трое этих храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но он не захотел пить её и вылил её во славу Господа,
17 и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить её. Вот что сделали эти трое храбрых!
18 И Авесса, брат Иоава, сын Саруин, был главным из трёх; он убил копьём своим триста человек и был в славе у тех троих.
19 Из трёх он был знатнейшим и был начальником, но с теми тремя не равнялся.
20 Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошёл и убил льва во рве в снежное время;
21 он же убил одного Египтянина, человека видного; в руке Египтянина было копьё, а он пошёл к нему с палкою и отнял копьё из руки Египтянина, и убил его собственным его копьём:
22 вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе у трёх храбрых;
23 он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний.
24 Асаил, брат Иоава — в числе тридцати; Елханан, сын Додо, из Вифлеема,
25 Шамма Хародитянин, Елика Хародитянин,
26 Херец Палтитянин, Ира, сын Икеша, Фекоитянин,
27 Евиезер Анафофянин, Мебуннай Хушатянин,
28 Цалмон Ахохитянин, Магарай Нетофафянин,
29 Хелев, сын Бааны, Нетофафянин, Иттай, сын Рибая, из Гивы сынов Вениаминовых,
30 Ванея Пирафонянин, Иддай из Нахле-Гааша,
31 Ави-Албон Арбатитянин, Азмавет Бархюмитянин,
32 Елияхба Шаалбонянин; из сыновей Яшена — Ионафан,
33 Шама Гараритянин, Ахиам, сын Шарара, Араритянин,
34 Елифелет, сын Ахасбая, сына Магахати, Елиам, сын Ахитофела, Гилонянин,
35 Хецрай Кармилитянин, Паарай Арбитянин,
36 Игал, сын Нафана, из Цобы, Бани Гадитянин,
37 Целек Аммонитянин, Нахарай Беротянин, оруженосец Иоава, сына Саруи,
38 Ира Итритянин, Гареб Итритянин,
39 Урия Хеттеянин. Всех тридцать семь.

Толкование Далласской семинарии

Б. Давид о своих «храбрых» (глава 23)

2Цар 23:1−7. Перечислению храбрых воинов Давида предшествует краткое поэтическое вступление (стихи 1−7), о котором сказано, что таковы были последние слова Давида. В первой строфе ее (стих 1) о царе Давиде говорится как о сыне Иессеевом, муже, поставленном высоко, помазаннике Бога Иаковлева и сладкоголосом певце Израиля. Воистину удивительным был взлет его: от неприметного сына рядового вифлеемлянина до поэтически одаренного царя Израиля; Божьему избранию и помазанию Его обязан был этим Давид. Из строфы второй (стихи 2−3) явствует, что Давид прекрасно осознавал: он — инструмент в руке Божьей.

Бог говорил о нем (по другим переводам — ему) — стих 3; обращаясь к израильскому народу, Он говорил через него (стих 2). Давида, который поставлен владычествовать над людьми, Он призывает быть праведным, владычествуя в страхе Божием (именно такой смысловой нюанс стиха 3 следует из других, в частности, английского, переводов).

В третьей строфе (стихи 4−7) Давид сравнивает «возрастание» дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу на безоблачном небе. В центре этой строфы — мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие (сравните 7:8−16).

В нем — залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; стих 5.) Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда — там, куда будут выброшены (стих 7; сравните Мф 13:30, 41).

2Цар 23:8−39. Итак, их было у Давида тридцать семь человек (стих 39), прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три (стихи 8−17), затем еще двое, как бы рангом пониже (стихи 18−23), и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека (стихи 24−39). Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса (стих 18) и Асаил (стих 24). Ни автор 2-й Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности — ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования (20:23).

Несмотря на разницу в написании ряда одних и тех же имен в 2Цар и в 1Пар., они по большей части могут быть отождествлены. Автор 1Пар добавляет, однако, еще 16 имен к тем 37, что находим в 2Цар. Может быть, эти 16 занимали не столь высокое положение, как перечисленные в 2Цар., либо они заменили некоторых из перечисленных прежде, которые пали в битвах.

Первыми тремя (по значимости) были: а) Исбосеф Ахамалитяннн, который один поразил копьем восемьсот человек (2Цар 23:8; относительно 300 в 1Пар 11:11, которых поразил Иесваал, соответствующий комментарий); б) Елеазар, сын Додо, сына Ахохи (23:9−10), который избил великое множество филистимлян — после того, как они, собравшиеся в Фасдамиме (1Пар 11:13), чтобы воевать с Израилем, насмешками (в русском тексте — порицанием) вызваны были на битву; и в) Шамма, сын Аге, Гараритянин, который тоже одержал великую победу над филистимлянами (2Цар 23:11−12).

Мужество этих троих выразилось и в том, что они принесли воду Давиду, почерпнув ее из колодезя Вифлеемского; было жаркое лето (время жатвы), царь находился тогда в пещере Одоллам (стих 13−15; сравните 1Цар 22:1) и осажден был филистимлянами, толпы которых стояли в долине Рефаимов. Троим храбрым пришлось пробиться сквозь стан Филистимский, чтобы принести царю напиться. Глубоко тронутый верностью их и мужеством, Давид отказался, однако, пить воду, добытую такой ценой, и вылил ее на землю, т. е. принес Господу как жертвенное возлияние (стихи 16−17).

Главным в следующей «тройке» был Авесса сын Саруин (т. е. племянник Давида; 1Пар 2:15−16); он, однако, стоял ниже первых трех, и с ними не равнялся (2Цар 23:18−19; 1Цар 26:6−11; 2Цар 10:14; 21:16−17). Вторым в этой «тройке» назван Ванея, сын Иодая, одержавший памятные победы над сильными врагами Израиля, а также убивший льва во рве в снежное время (23:20−23; сравните 8:18; 1Цар 1:32, 36, 38; 2:35; 4:4).

Весь последующий список состоит из 32 человек. Но в тексте неоднократно встречается слово «тридцать»; возможно, это число служило обозначением небольшого военного «подразделения», которое на деле могло состоять из тридцати с небольшим человек. По-еврейски оно звучит как хашлошим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.