2 Царств 6 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч.
2 И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.
3 И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.
4 И повезли её с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шёл пред ковчегом.
5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простёр руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
8 И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы».
9 И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?
10 И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина.
11 И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.
12 Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и всё, что было у него, ради ковчега Божия», то пошёл Давид и с торжеством перенёс ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.
13 И когда нёсшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.
14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.
15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.
16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своём.
17 И принесли ковчег Господень, и поставили его на своём месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принёс Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;
19 и раздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепёшке каждому. И пошёл весь народ, каждый в дом свой.
20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!
21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождём народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;
22 и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти её.

Толкование Далласской семинарии

В. Возвращение ковчега (глава 6)

2Цар 6:1−5. На протяжении долгих 100 лет ковчег Божий хранился не в скинии, и не было его в местах богопоклонения евреев. После того, как ковчег был взят в Афеке филистимлянами (1Цар 4:11), он находился у них в течение семи месяцев, а потом какое-то время — в Вефсамисе; все остальное время местом пребывания ковчега был Кириаф-Иарим (то же, что «Ваал Иудин»; Нав 15:9). Теперь же, когда Давид овладел Иерусалимом и сделал его столицей своего царства, ему необходимо было перенести сюда ковчег, чтобы поместить его в скинию, которую предстояло возвести на горе Сион, и затем — провозгласить Иерусалим религиозным центром Израиля.

С отборными людьми, числом тридцать тысяч, отправился Давид за ковчегом в дом Аминадава, хранителя его. (Ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа означает, что ковчег представлял Самого Бога, Который, невидимый, обитал среди Своего народа; Исх 25:22.)

Обращаться с ковчегом следовало в высшей степени благоговейно и осторожно, в том числе и при переносе его с места на место, по той причине, что он символизировал присутствие Господне. В законе уточняется, что носить ковчег должны были левиты — на плечах, с помощью шестов, продетых в золотые кольца, прикрепленные к ковчегу (Исх 25:14; сравните Чис 4:15, 20). Но даже и левитам запрещалось прикасаться к ковчегу или заглядывать внутрь его — по причине его святости.

Нам уже не узнать, почему Давид пренебрег этими требованиями; все, что нам сообщается, это, что ковчег был поставлен на новую колесницу, которую вели Оза и Ахио сыновья Аминадава. Везли ковчег в сопровождении целой процессии, и сам Давид был среди играющих пред Господом на всяких музыкальных инструментах (6:5). Игра на тимпанах кимвалах, гуслях и т. п. обычно сопутствовала богопоклонению в Израиле, что в частности, видно из Псалмов 149 и 150, где перечислены почти все те же, что и здесь, музыкальные инструменты.

2Цар 6:6−11. Случилось так, что у гумна Нахонова, на неровном месте, волы споткнулись, и ковчег наклонился. И тогда Оза, один из сыновей Аминадава, простер руку свою (скорее всего инстинктивно), чтобы поддержать ковчег, и это стоило ему жизни… Как и отец его Аминадав, Оза был левитом; высказывается предположение, что столь суровое наказание настигло Озу не за то, что он поддержал ковчег, который «волы наклонили», а за нарушение правила ношения ковчега (на шестах); возможно и то, что он прикоснулся к ковчегу без должного благоговения. Хорошо им известные правила и законы евреи должны были исполнять скрупулезно — как святые Божии установления (толкование на 1Цар 6:19 — 7:2). С них в этом смысле спрашивалось иначе чем с язычников, которые закона не имели.

Опечаленный смертью Озы, Давид запечатлел происшедшее в названии места, где это случилось. И устрашился Давид и не захотел везти ковчег Господень к себе, но оставил его в доме Аведдара Гефянина (уроженца города Геф). Три месяца пробыл там ковчег и благословил Господь Аведдара и весь дом его.

2Цар 6:12−15. Это, очевидно, послужило Давиду благоприятным знаком, и он с торжеством перенес ковчег Божий в город Давидов. Создается впечатление, что на этот раз ковчег именно несли (стихи 13, 15), т. е. соблюли установление Господне. По пути Давид, облаченный в священническое одеяние (льняный ефод; стих 14), неоднократно приносил жертвы; и скакал Давид от радости пред Господом, и все израильтяне восклицали и трубили в трубы.

Давид не был потомком Аарона и, казалось бы, не мог выступать в роли священника. Однако он был помазан Господом, Который Сам положил в нем начало мессианской линии, полностью осуществиться которой предстояло в Иисусе Христе, Царе, Священнике и Пророке (7:12−16; 1Цар 2:35; Втор 18:15−19). Заметим, что и другие цари по линии Давида исполняли священнические функции, хотя и не всегда должным образом (1Цар 3:4; 8:62−63; 2Пар 26:16−19).

2Цар 6:16−23. Когда процессия вошла в Иерусалим, то увидела ее из окна царского дворца и Мелхола, первая жена Давида, дочь Саула; но зрелище царя скачущего и пляшущего пред Господом, не вызвало у нее ничего, кроме презрения. И когда Давид вошел в дом свой, чтобы благословить его, Мелхола стала выговаривать ему, что, вот мол, выставляет напоказ свои чувства, словно простолюдин, не стыдясь и рабов своих. Именно так восприняла она ревность Давида по Боге, чем глубоко обидела его. Царь ответил ей с достоинством (стихи 21−22), но после этого, видимо, отдалился от Мелхолы, и она до смерти оставалась бесплодной.

Ковчег Господень был помещен в устроенную для него скинию (стих 17). И царь принес всесожжения и жертвы мирные, а затем раздал всему народу угощение и тем завершил торжество.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.