2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда царь жил в доме своём, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его,
2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром.
3 И сказал Нафан царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою.
4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану:
5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»?
8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля;
9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё великим, как имя великих на земле.
10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,
11 с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки.
17 Все эти слова и всё это видение Нафан пересказал Давиду.
18 И пошёл царь Давид, и предстал пред лицом Господа, и сказал: кто я, Господи, мой Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!
19 И этого ещё мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил ещё о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!
20 Что ещё может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!
21 Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая всё это великое рабу Твоему.
22 По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.
23 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Своё имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
24 И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, навеки, и Ты, Господи, сделался его Богом.
25 И ныне, Господи, Боже, утверди навеки слово, которое изрёк Ты о рабе Твоём и о доме его, и исполни то, что Ты изрёк.
26 И да возвеличится имя Твоё вовеки, чтобы говорили: «Господь Саваоф — Бог над Израилем». И дом раба Твоего Давида да будет твёрд пред лицом Твоим.
27 Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «устрою тебе дом», то раб Твой уготовал сердце своё, чтобы молиться Тебе такою молитвою.
28 Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо!
29 И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицом Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным, вовеки.

Толкование Далласской семинарии

В. Завет Господа с Давидом (глава 7)

2Цар 7:1−2. После того, как Давид утвердился на иерусалимском троне и какое-то время жил Божией милостью мирно, не тревожимый «окрестными врагами» своими, стал он задумываться о том, чтобы переносную скинию заменять постоянным «домом для Господа», где Он мог бы обитать среди народа Своего. Не гоже это, думал царь, чтобы ковчег Божий находился под шатром, тогда как он, Давид, живет в доме из кедрового дерева.

2Цар 7:3−17. О своем желании царь сказал пророку Нафану, и тот поначалу одобрил его намерение, оказавшееся, однако, преждевременным, о чем как пророку, так и самому Давиду, предстояло узнать весьма скоро. Ибо в ту же ночь было слово Господа к Нафану. Со дня исхода евреев из Египта, сказал Господь пророку в его ночном видении, Он обитал среди Своего народа во временном святилище. И нет необходимости менять это. Не было на то Божией воли, чтобы Давид строил Ему дом, но Сам Господь устроит дом Давиду! (стих 11).

Не из убожества ли вызвал Он Давида, чтобы сделать его пастырем народа Своего (стих 8), который Он намерен «укоренить» на месте (т. е. на земле) его. Под «домом», который Бог устроит для Своего избранника, подразумевался царствующий дом, или царская династия. Она началась с Давида, но конца ей не будет (стих 16). Это будут вечное царство и вечный престол, потому что вечен Сын Давидов, Которому они принадлежат (сравните 23:5).

Обещание Давиду и его «семени» царского достоинства, в сущности, дано было во исполнение гораздо более древнего благословения и обетования, согласно завету с Авраамом, о том, что от патриархов пойдут цари (Быт 17:6, 16; 35:11). Иуде, правнуку Авраама, было ясно сказано, что обещанный правитель произойдет от него (Быт 49:10). И вот Самуил помазал Давида, потомка Иуды, о котором Господь сказал, что «это он» (1Цар 16:12).

Давид знал, что избран Богом, и сознавал высший смысл этого выбора в плане осуществления мессианского родословия, завершиться которому предстояло в Небесном Потомке и Царе (Пс 2:6−7; 109; обратите внимание на слова Ефана в Пс 88:4−5). Да и пророки свидетельствовали о Мессии из рода Давидова, правление Которого будет вечным (Ис 9:1−7; 11:1−5; Иер 30:4−11; Иез 34:23−24; 37:24−25; Ам 9:11−15).

Обетование, что народ Господень, царство Давидово, навсегда укоренятся в своей земле, тоже основывалось и на более ранних откровениях Господа. Так, Бог сказал Аврааму, что «семени» его Ханаан будет дан как дом его в вечное владение (Быт 13:15; 15:18; 17:8; Втор 34:4). Что же касается храма, то Давиду не было дано построить его, но чести этой предстояло удостоиться его сыну (2Цар 7:12−13).

Разбираемые стихи являют собой интересный пример ветхозаветного откровения, в котором одни элементы подлежат исполнению в непосредственном будущем (все, что касалось Соломона и других потомков Давида по сугубо человеческой линии), а другие — во времена гораздо более отдаленные (явление Иисуса Христа, сына Давидова; Лк 1:31−33).

2Цар 7:18−29. Потрясенный этим откровением, царь Давид от всего сердца славит Бога и Его несравненное величие (стих 22). Обращает на себя внимание фраза в стихе 19: Это уже по человечески, Господи мой, Господи! Давид хочет сказать, что ощущает Бога, снисходящего до него и являющего ему столько незаслуженной заботы и милости, как близкого себе человека.

Особенно глубоко трогает его попечительство Бога об Израиле, который Он выделил среди всех народов, приобретя его Себе у Египтян, чтобы явить на нем силу искупления Своего и прославить имя Свое посредством совершения перед Израилем великих и страшных дел (выразившихся, в частности, в изгнании из Ханаана других народов и богов их; стихи 23−24).

Свое славословие Давид завершает мольбой к Богу исполнить и то, что изрек Он теперь (через Нафана) — и да возвеличится имя Его во веки. Обращает на себя внимание благоговейное и вместе исполненное искренним чувством обращение Давида к Богу: это его неоднократное Господи мой, Господи, Господи Саваоф, Боже Израилев! (евр. адонаи, Яхве). Сознавая всю свою малость перед Ним, еврейский царь подчеркнуто называет себя рабом Его, 10 раз употребив это слово в стихах 19−29.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.