3 Царств 12 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пошёл Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.
2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился ещё в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта;
3 и послали за ним и призвали его. Тогда Иеровоам и всё собрание Израильтян пришли и говорили Ровоаму и сказали:
4 отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе.
5 И сказал он им: пойдите и через три дня опять придите ко мне. И пошёл народ.
6 Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу?
7 Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни.
8 Но он пренебрёг совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним,
9 и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: «облегчи иго, которое наложил на нас отец твой»?
10 И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: «отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас»; так скажи им: «мой мизинец толще чресл отца моего;
11 итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».
12 Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.
13 И отвечал царь народу сурово и пренебрёг совет старцев, что они советовали ему;
14 и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.
15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрёк Господь через Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову.
16 И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошёлся Израиль по шатрам своим.
17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам.
18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошёл на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим.
19 И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.
20 Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился, то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова.
21 Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову.
22 И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано:
23 скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу:
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню.
25 И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нём; оттуда пошёл и построил Пенуил.
26 И говорил Иеровоам в сердце своём: царство может опять перейти к дому Давидову;
27 если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому.
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан.
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.
32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил,
33 и принёс жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошёл к жертвеннику, чтобы совершить курение.

Толкование Далласской семинарии

II. История разделения царства в начальном ее периоде

(главы 12−22)

Роковой раздел Израильского царства на два народа произошел в результате неразумного решения, сделанного сыном Соломона, Ровоамом. Однако антагонистические отношения между разделившимися племенами имели позади долгую историю. Конфликт зрел на протяжении десятилетий. Племя Иуды, насчитывавшее наибольшее число людей, в годы скитаний по пустыне занимало главенствующее положение среди других племен. И в Обетованной земле Иуде, по причине его численности, был отведен наибольший надел.

Между тем, Ефрем был любимым сыном Иосифа и, хотя не был столь многочисленен, как Иуда, не упускал случая продемонстрировать свое чувство превосходства (Суд 9:1−3; Сихем был городом Ефремовым; 12:1−6). Северные племена, предводительствуемые Ефремом, стремились отделиться от своих южных собратьев и на протяжении царствования Давида (2Цар 19:41 — 20:22). Итак, процесс расхождений и разногласий между двумя группами племен становился все очевиднее и, наконец, привел к расколу монархии в этот тяжелый для нее период истории.

А. Разделение царства (12:1−24)

Оно произошло в 931 г. до Р. Х.

1. ДИЛЕММА РОВОАМА (12:1−5)

3Цар 12:1. Сихем был достойным местом для коронации царей Израильских. Именно в Сихеме Иегова впервые явился Аврааму, чтобы сказать, что всю эту землю (Ханаан) Он отдает ему (Быт 12:6−7). Позднее в Сихеме поселился Иаков (Быт 33:18−20), и там же был погребен Иосиф (Нав 24:32). Сихем был тем местом в долине между горами Гевал и Гаризим, где израильтяне, вошедшие в Обетованную землю, поклялись следовать закону Моисееву (Нав 24:1−27). Теперь священное это место должно было напомнить израильтянам о том, что судьба их как народа определяется Богом, и о том, что Бог верен им.

3Цар 12:2−5. По-видимому, главы северных племен, побуждаемые ефремлянами, послали за Иеровоамом (призвали его… из Египта; стихи 2−3), как только Соломон скончался (11:40). Они хотели, чтобы именно он возглавил их, собравшихся «подать петицию» Ровоаму. Это и произошло, возможно, во время коронационных торжеств. Хотя Иеровоам знал от пророка Ахии, что ему предстоит править 10 племенами из 12 (11:31−39), он, видимо, на этот раз предпочел дать событиям развиваться «естественным путем», не провоцируя «государственного переворота».

Ради того, чтобы не тускнел блеск его царствования, Соломон, по всей вероятности, обложил народ высокими податями и нелегкой трудовой повинностью, хотя во всем предыдущем повествовании прямо речи об этом нет, а, судя по 3Цар 9:21−22 и 2Пар 8:9, Соломон, распределяя государственные работы, основные тягости возлагал на хананеев, а не на евреев.

Так что подлинной причиной недовольства северных племен могло быть не столько тяжкое иго, наложенное на них Соломоном, сколько давняя неприязнь Израиля к Иуде и желание северных племен отделиться от южных. Однако, пойдя навстречу просителям, царь Ровоам мог бы обрести поддержку в их среде. Но, вместо того, он предложил им еще три дня подумать над своими требованиями и только потом опять прийти к нему.

2. РОВОАМ ОБРАЩАЕТСЯ К СОВЕТНИКАМ (12:6−11)

3Цар 12:6−7. К двум группам советников обратился царь Ровоам. Сначала к старцам, может быть, ровесникам своего отца, которые занимали при Соломоне какие-то официальные посты. И они дали ему мудрый совет: облегчить «иго» народа сего. Если бы Ровоам послушался их, то в царстве, по крайней мере, на время воцарился бы мир.

3Цар 12:8−11. Может быть, желая показать, что «последнее слово» всегда останется за ним, Ровоам, однако, пренебрег благоразумным советом Соломоновых «старцев» и обратился к молодым людям из придворной знати, которые росли вместе с ним. И те дали ему неумный совет, который, тем не менее, пришелся Ровоаму по душе. А ведь он не был ребенком, ибо вступил на престол 41 года (14:21). И не под влиянием момента принял свое решение: три дня было в его распоряжении, чтобы обдумать его (12:5).

Нет, это было сознательным выбором человека, ослепленного непонятным высокомерием даже по отношению к собственному отцу. Слова, подсказанные Ровоаму его молодыми придворными, которые он с удовольствием повторит возвратившимся просителям (стих 14), как будто нарочно были направлены на разжигание враждебности с их стороны. Образность его речи — «мой мизинец толще чресл отца моего» — должна была показать, насколько он, Ровоам, могущественнее почившего царя.

Возможно, Ровоам и его сановники полагали, что запугать народ и, в первую очередь, потенциальных мятежников, дабы они и думать забыли о протестах разного рода, и явится мудрым политическим шагом, что это и станет необходимым средством укрепления царства. Под «скорпионами», вероятно, понимались особые плети с острыми кусочками металла на концах.

3. РЕШЕНИЕ РОВОАМА (12:12−15)

3Цар 12:12−15. Однако истинной мудрости и простому здравому смыслу политика Ровоама противоречила (стихи 13−14 сравните со стихами 10−11). Но автор книги замечает, что такой оборот событий соответствовал воле Божией (стих 15), чтоб исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию… Иеровоаму (11:31−39).

Важно уразуметь, что волей Божией в данной ситуации, как и в случае ожесточения сердца фараонова (книга Исход), лишь не было поставлено препятствий на пути «естественного» проявления злой человеческой воли. И в результате народ, избранный Богом, распался на два враждебных царства. Так было наказано отпадение Соломона, а с ним и всего народа, от Иеговы (11:11−13).

4. БУНТ ИЗРАИЛЯ (12:16−20)

3Цар 12:16−17. Высокомерие и бесчувственность Ровоама лишили его подданных надежды на облегчение, и они откололись от него; так перестал существовать союз 12 племен. Лишь ближайшие сородичи царя из колена Иудина (а также вениамитяне и те израильтяне из колен Симеона и Левия, которые жили в Иудее) остались с ним; но это составляло не более четверти владений Соломоновых. Ответ израильтян Ровоаму (стих 16) прозвучал как военный клич (сравните с военным кличем Савея, восставшего за много лет до того против Давида; 2Цар 20:1).

3Цар 12:18−19. Трудно сказать, что побудило Ровоама послать к мятежникам Адонирама, ответственного за сбор подати, т. е. олицетворявшего в глазах израильтян все их беды и угнетение. Может быть, царь считал, что Адонирам наделен особыми дипломатическими способностями. Однако «мудрость» Ровоама и на этот раз обернулась глупостью: посланный им чиновник пал жертвой народной ярости.

Да и сам Ровоам едва спас свою жизнь, поспешно укрывшись за стенами Иерусалима. Бедой и бесславием обернулась его коронация, которая должна была стать народным торжеством (стих 1). Автор книги пишет, что Израиль, восставший против Иуды, отложился… от дома Давидова, и так было до сего дня (т. е. до времени, в которое писалась эта часть книги).

3Цар 12:20. Собственно, коронация Ровоама обернулась «воцарением» Иеровоама. Даже и лаконично сказанное в этом стихе свидетельствует о том, что произошло это в результате заговора. Только Иуда и Вениамин остались верны династии Давида.

5. РЕАКЦИЯ РОВОАМА НА СОБЫТИЯ (12:21−24)

3Цар 12:21. Не сумев сохранить единство дипломатическим путем, Ровоам попытался восстановить его силой, набрав сто восемьдесят тысяч отборных воинов из иудеев и вениамитян, непосредственных соседей Иуды на севере. Столичный город Иерусалим находился почти на границе между этими двумя коленами. Воины Ровоама должны были сразиться на севере с братскими им десятью племенами.

3Цар 12:22−24. Но планы Ровоама были сорваны пророком Божиим — Самеем. Принародно возвестил он слово Господа о том, что гражданская война противоречит воле Его, и убедил Ровоама и его воинство возвратиться по домам.

Б. Нечестивое правление Иеровоама в Израиле (12:25 — 14:20)

Иеровоам мог бы стать средством благословения Израиля. Он был избран свыше и получил обещание, что его династия продолжится и станет процветать, если он будет послушен Господу (11:38−39). Однако он не поступал по слову Господню и не доверился ему; множество тяжелых грехов совершил он, и в результате израильтяне еще более отдалились от Иеговы.

Горькие семена, посеянные Иеровоамом, давали свои ядовитые всходы все время, пока Израиль сохранялся как народ. Двадцать царей правили Северным царством, и ни один из них не способствовал возвращению народа к Господу. История Израиля не знала стабильности, представители нескольких династий побывали на троне его (таблицу «Цари Иудеи и Израиля в пору до вавилонского пленения»).

1. ИЕРОВОАМ ПОКЛОНЯЕТСЯ ИДОЛАМ (12:25−33)

3Цар 12:25. Иеровоам сделал своей столицей Сихем (в котором короновался Ровоам, стих 1) и укрепил его и произвел строительные работы по своему вкусу. На протяжении своего существования Северное царство имело три столицы: Сихем, Фирцу (14:17; 15:33) и Самарию (16:23−24). (карту «12 округов при Соломоне и окрестные народы».) Иеровоам построил также Пенуал (карту) — крепость на восток от р. Иордан, вероятно, с целью защитить Израиль от возможных вторжений с востока галаадитян, оставшихся лояльными к династии Давида.

3Цар 12:26−27. Размышления Иеровоама были размышлениями человека не твердого в вере. Вместо того, чтобы положиться на обещание Бога основать и поддержать его династию (11:31, 37−38), царь попытался укрепить свои власть и безопасность, в сущности, отвратив народ от Бога. По-человечески рассуждая, его опасения, что израильтяне могут снова обратиться к государю своему, к Ровоаму, были оправданы, однако, Бог ведь сказал ему, что даст Израиль его дому. Но Иеровоам не вполне доверял Богу, а потому оказался беззащитным перед страхом за свою жизнь. Такова духовная реальность.

3Цар 12:28. «Реформы» царя, о которых говорится в этом стихе, свелись к религиозному отступничеству. Вот почему воздействие их на Израиль оказалось столь злостным и имевшим далеко идущие последствия. Изменения, введенные Иеровоамом, подорвали отношения Израиля с Богом, т. е. лишили его источника его силы, причем на долгие годы и столетия. В сущности, «советовался» (стих 28) царь о том, как вернее закрепить возникший раскол.

Первым делом Иеровоам ввел новые религиозные символы. С целью удержать израильтян от паломничества в Иерусалим, к их великолепному храму и ковчегу завета (сравните стих 27), царь сделал двух золотых тельцов, которых объявил богами. Вероятно (об этом пишет и Иосиф Флавий), тельцы «представляли», по мысли Иеровоама, Иегову, истинного Бога (почему он и ссылался на то, что эти боги… вывели народ из земли Египетской). Представлять божество в виде быка было распространенной на Ближнем Востоке традицией, известной и в Египте и среди ханаанских народов (последние изображали в виде быка своего Ваала).

Но если бы Иеровоам лучше знал историю Израиля, то, наверное, вспомнил бы, какую ярость вызвало у Иеговы поклонение евреев золотому тельцу в пустыне (Исх 32). Каковы бы, однако, ни были мысли и цели Иеровоама, он и подчинившийся его «реформе» народ совершили тяжкий грех против самого духа Господних установлений, согласно которым придавать невидимому Богу зримый образ и поклоняться Ему на манер язычников запрещалось. Между тем, тельцы Иеровоама стали у израильтян предметом поклонения, и это послужило началом неисчислимых бедствий для народа (Ос 8:5−6; 13:2−3).

3Цар 12:29−30. Иеровоам построил и святилища для золотых тельцов — одно в Дане, на крайнем севере Израиля, а другое — в Вефиле, в южной части страны, на севере от ее границы с Иудеей (карту «12 округов при Соломоне» в толковании на 4:17−19). Израильтянам было сказано, чтобы ходили туда, а не в Иерусалимский храм.

3Цар 12:31. Следующей «реформой» Иеровоама было назначение священников из всего народа, а не из левитов (каковые, с другой стороны, и не должны были служить «богам», введенным Иеровоамом). Священников из сынов Левииных новый израильский царь «уволил», и они ушли в Иудею (2Пар 11:14). А новые, которых он назначил, служили, в частности, в капище на высоте. Очевидно, таких «капищ» было несколько. И это создавало известное «удобство»: люди проникались чувством, что вот теперь они могут совершать богопоклонение как угодно часто; чувство это было ложным, и им вытеснялась потребность поклоняться Иегове так, как они поклонялись Ему прежде.

3Цар 12:32−33. Праздник кущей, который в Иудее праздновался в пятнадцатый день седьмого месяца, в Израиле Иеровоам постановил праздновать ровно на месяц позже, в восьмом месяце (что соответствовало октябрю-ноябрю). Местом празднования его он сделал Вефиль. Все атрибуты этого празднества: священники, жертвоприношения и жертвенник — должны были свидетельствовать, что оно ни в чем не уступает празднеству в Иудее (если не превосходит его). Однако, в отличие от иудейских празднеств, назначенных Богом, это было предписано человеком. Сомнительный пример подал Иеровоам народу тем, что лично стал приносить жертвы на жертвеннике и совершать курение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.