3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем.
2 На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошёл к царю Израильскому.
3 И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берём его из руки царя Сирийского.
4 И сказал он Иосафату: пойдёшь ли ты со мною на войну против Рамофа Галаадского? И сказал Иосафат царю Израильскому: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони.
5 И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь.
6 И собрал царь Израильский пророков, около четырёхсот человек, и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.
7 И сказал Иосафат: нет ли здесь ещё пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа?
8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, через которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.
9 И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.
10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своём, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодёшь Сириян до истребления их.
12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
13 Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе.
14 И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь.
15 И пришёл он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
16 И сказал ему царь: ещё и ещё заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.
17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.
18 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?
19 И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его;
20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
21 и выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрёк о тебе недоброе.
24 И подошёл Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошёл Дух Господень, чтобы говорить в тебе?
25 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,
26 и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,
27 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.
28 И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня. И сказал: слушай, весь народ!
29 И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому.
30 И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение.
31 Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским.
32 Начальники колесниц, увидев Иосафата, подумали: «верно, это царь Израильский», и поворотили на него, чтобы сразиться с ним. И закричал Иосафат.
33 Начальники колесниц, видя, что это не Израильский царь, поворотили от него.
34 А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен.
35 Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу.
36 И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю!
37 И умер царь, и привезён был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.
38 И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрёк.
39 Прочие дела Ахава, всё, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских.
40 И почил Ахав с отцами своими, и воцарился Охозия, сын его, вместо него.
41 Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеею в четвёртый год Ахава, царя Израильского.
42 Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля.
43 Он ходил во всём путём отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ ещё совершал жертвы и курения на высотах.
44 Иосафат заключил мир с царём Израильским.
45 Прочие дела Иосафата и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал, описаны в летописи царей Иудейских.
46 И остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы, он истребил с земли.
47 В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.
48 Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Ецион-Гавере.
49 Тогда сказал Охозия, сын Ахава, Иосафату: пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. Но Иосафат не согласился.
50 И почил Иосафат с отцами своими и был погребён с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.
51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года,
52 и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путём отца своего и путём матери своей и путём Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех:
53 он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа, Бога Израилева, всем тем, что делал отец его.

Толкование Далласской семинарии

6. СМЕРТЬ АХАВА (22:1−40)

а. Ахав вступает в союз с Иосафатом (22:1−4)

3Цар 22:1−4. Прошло три года после битвы при Афеке, в которой сирийцы потерпели поражение от израильтян (20:26−34), и все это врмя не было войны между Сирией и Израилем. Но в третий год (853 г. до Р. Х.) недолгое время спустя после того, как Ахав и Венадад II совместно нанесли поражение ассирийскому царю Салманассару в битве при Каркаре, Ахав решил, что настала ему пора возвратить себе удерживаемый сирийцами Рамоф Галаадский.

Вероятно, Рамоф был среди городов, которые Венадад по условиям договора с Ахавом обещал возвратить ему (20:34). Это был один из главных городов на территории Гада; он располагался километрах в 45 на восток от р. Иордан и километрах в 24 на юг от Геннисаретского озера и почти сразу же на восток от Изрееля. Чтобы собрать внушительную силу против сирийцев, Ахав обратился к иудейскому царю Иосафату с предложением вместе пойти на войну, чтобы отобрать у сирийцев Рамоф Галаадский.

По-видимому, Иосафат пришел в Самарию по приглашению Ахава, судя по тому, что израильский царь устроил пир по случаю его прихода (2Пар 18:2). Так или иначе, Иосафат принял предложение Ахава, исходя из политических соображений. Если бы этот, в целом благочестивый царь, верный Господу, исходил из соображений духовного порядка, то, возможно, отверг бы мысль о союзе с нечестивым Ахавом.

б. Совещание пророков царя Ахава (22:5−12)

3Цар 22:5−7. Прежде чем выходить на войну с сирийцами, Иосафат захотел, однако, вопросить на этот счет Иегову. И по его просьбе Ахав созвал около четырехсот… пророков. Официально они, возможно, считались Господними пророками (Вааловых не стал бы слушать Иосафат, а эти, как полагают, были служителями «культа тельцов», учрежденного царем Иеровоамом (3Цар 12:28−29 и комментарии на эти стихи; культ этот и при Ахаве продолжал существовать наряду с культом Ваала), но в сущности были пророками-отступниками.

Пророчество стало для них выгодной профессией, и они заботились не о том, чтобы донести до людей истинное слово Божие, а о том, чтобы угодить царю, и сказать ему именно то, что он хотел бы услышать. Их ответ Ахаву вызвал у Иосафата сомнение, и он попросил позвать, если таковой найдется, истинно Господнего пророка, чтобы… вопросить… Господа… чрез него (сравните 4Цар 3:11).

3Цар 22:8−12. И ответил Ахав Иосафату, что есть здесь еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но он, Ахав, его не любит, ибо тот пророчествует ему только худое. Отношение израильского царя к пророкам, как видно из этой фразы, было чисто языческим, т. е. он исходил из того, что пророк властен «диктовать» божеству (прибегая к соответствующим ритуалам и словесным формулам), а, значит, ответственен за благоприятный или неблагоприятный характер пророчества (именно такое представление о пророках имел моавитский царь Валак, уговаривавший Валаама проклясть ему Израиля; Чис 22−24).

Михей, как и Илия, был одним из относительно немногих пророков в Израиле тех дней, которые оставались верными Господу. За ним-то и послал Ахав. Михей, вероятно, жил в Самарии или неподалеку от нее. Между тем, оба царя восседали на престолах своих, в полном царском и, вероятно, военном облачении, у ворот Самарии, а пророки пророчествовали пред ними, т. е. сулили им победу и наперед воспевали ее. Площадь перед воротами города была на древнем Востоке местом стечения народа и решения судебных дел, торговых сделок и т. п.

Вполне хватило здесь места и для 400 пророков. Один из них, по имени Седекия, даже сделал себе железные рога (символ силы и победы в представлении древних израильтян; сравните Иер 48:25) — в знак того, что Бог будто бы сказал ему, что цари-союзники «избодают» сирийцев и полностью истребят их. И прочие пророки обещали им то же.

в. Пророчество Михея (22:13−28)

3Цар 22:13−14. Из просьбы посланца Ахава, обращенной к Михею, возвестить царю доброе в согласии со всеми остальными лишний раз следует, что Ахав и его окружение рассматривали пророчества как своего рода магическое средство воздействия на божество. Но Михей ответил, что изречет лишь то, что скажет ему Господь.

3Цар 22:15−16. На обращенный к нему вопрос Ахава — тот же самый, что задал царь пророкам-отступникам, Михей дает благоприятный ответ, однако, Ахав уловил в его словах скрытые сарказм и иронию, и это побудило царя «заклинать» Михея во имя Господа, чтобы… не говорил… ничего, кроме истины.

3Цар 22:17−18. И тогда Михей заговорил серьезно, возвещая действительно открытое ему Господом, возможно, в видении: я вижу… Израильтян, рассеянных по горам (Галаадским), подобно овцам, потерявшим пастыря. Господь… сказал Михею, что нет у них начальника, подразумевая, по всей вероятности, Ахава. После его гибели они смогут вернуться домой с миром, не преследуемые врагом (сирийцами). Но Ахав не принял прорицания Михея всерьез и поспешил заверить своего союзника Иосафата в том, что это худое пророчество объясняется личным нерасположением к нему Михея.

3Цар 22:19−23. Михей, однако, продолжал говорить: я видел Господа, возвестил он обоим царям, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное вокруг престола. Совещание в небесах, данное пророку в видении, было образной картиной Божиего попущения совершиться тому, что происходило перед двумя земными престолами — у ворот Самарии: там в устах… пророков-отступников действовал дух лживый, под влияние которого попал Ахав; этот-то демон лжи и влек израильского царя к погибели (стих 20). Михей говорил правду.

3Цар 22:24−25. Может быть, Седекия действительно полагал, что в нем действует Дух Господень; так или иначе, его глубоко оскорбительное действие по отношению к Михею свидетельствовало о том, как сильно он был задет его предсказанием. Михей в ответ лишь дал понять Седекии, что лживость или истинность произнесенных сегодня пророчеств он поймет в тот день, когда будет бегать из одной комнаты в другую, ища спасения (образ того, что после гибели Ахава и лжепророки его разбегутся, гонимые ужасом).

3Цар 22:26−28. Реакция Ахава на все сказанное Михеем свидетельствует о слепоте и безумии, настигающих тех, кто пренебрегают словом Божиим. Вместо того чтобы покаяться, как покаялся однажды (21:27), он на этот раз проявил в своем неповиновении Господу поразительное упорство. Он даже приказал бросить Михея… в темницу, на хлеб и воду, и держать там, пока он, царь, не вернется с войны победителем. «Сын царя» — здесь, видимо, следует понимать не буквально, а как титул царского приближенного (сравните 2Пар 28:7; Иер 36:26; 38:6). Последнее слово Михея прозвучало как еще одно грозное прорицание в адрес царя, которому не суждено было возвратиться с этой войны. Слушай, весь народ! — уверенно провозгласил пророк, обращаясь к собравшимся на площади израильтянам; слушай, чтобы после осознать, через кого говорил Господь.

г. Битва за Рамоф Галаадский (22:29−40)

3Цар 22:29−33. Вопреки своему благочестию, Иосафат, царь Иудейский, сопутствовал в этом походе Ахаву, хотя, казалось бы, пророчество Михея должно было удержать его от этого шага. Оба царя пошли к Рамофу Галаадскому, чтобы сразиться за него с сирийским царем Венададом II. Вероятно, из страха за свою жизнь (в свете пророчества Михея, которое все-таки не могло не произвести на него впечатления) Ахав решил вступить в битву, переодевшись, возможно, в одежду офицера. Союзнику же своему Иосафату он предложил идти в сражение в полном царском облачении, и этим едва не погубил его.

Не осознал и Иосафат, какой опасности подвергает себя. Он ведь не знал, что Венадад, будучи в сильном гневе на Ахава, именно его «души ищет», как говорили тогда (стих 31). Гнев этот мог объясняться тем, что Ахав выступил против него, несмотря на заключенный между ними договор (20:34). Кроме того, он, видимо, полагал, что, потеряв своего царя, израильские воины, скорее всего, утратят и свою боеспособность.

Итак, единственный облаченный в царское одеяние, Иосафат стал и единственной целью, к которой устремились сирийцы. И закричал Иосафат. Возможно, он выкрикнул что-то, что дало сирийцам понять: он не тот, кого они ищут. А, может быть, его вопль был обращен к Господу, в Которого он верил. Так или иначе, спасся Иосафат чудом.

3Цар 22:34−36. Обстоятельство смертельного ранения Ахава представляет собой один из многочисленных в Библии примеров того, как Бог пользуется, казалось бы, случайностью для достижения Своей цели. Ахав был ранен стрелой, не в него пущенной, случайно. Человек, который натянул лук, тем более не метил в швы между латами, бывшими на нем. Но Бог направил его стрелу в цель.

Ахав хотел было, чтобы возница вывез его, раненого, из битвы, но так как сражение все более набирало силу, остался в своей колеснице, вероятно, чтобы не подать повод к бегству израильских воинов. Кровь из раны царя лилась в колесницу (и позднее — стих 38 — это даст повод сказать об исполнении пророчества относительно его смерти; 21:19), и к вечеру он умер. Тогда же прекратилась и битва. Вышло по желанию Венадада: взять Рамоф Галаадский израильтяне не сумели (по войску их при заходе солнца был дан приказ всем возвращаться по домам).

3Цар 22:37−38. Тело царя Ахава привезли в Самарию и там похоронили. Можно предположить, что если бы прежде он не покаялся (21:27), то и вовсе не был бы предан погребению (21:28−29). И все-таки в глазах Господа он был человеком достойным презрения. Символически это могло выразиться в посмертном осквернении его крови, предсказанном царю Илией (21:19). Полагают, что в пруде Самарийском, в котором по дороге в город обмыли колесницу Ахава, имели обыкновение омываться самарийские блудницы, И когда смывали с колесницы кровь… бродячие псы лизали ее.

3Цар 22:39−40. При раскопках Самарии археологи обнаружили в одном из складских, по-видимому, помещений более 200 фигурок, пластин и различных изделий из слоновой кости. Несомненно, орнаменты и статуэтки из этого красивейшего материала во множестве украшали и дворец Ахава. Сказано, что он строил в Израиле новые города.

Несмотря на явный духовный упадок Израиля в царствование Ахава, в целом он правил страной довольно умело. Причину этого можно видеть как в природных способностях Ахава, так и в милосердии Божием по отношению к Израилю, несмотря на его отпадение от Иеговы.

Установление Ахавом союзнических отношений с Иудеей при царе Иосафате впервые (со времени отделения Израиля от Иуды) положило начало мирному сосуществованию Северного и Южного царств, которое продолжалось около 30 лет (до воцарения в 841 г. Ииуя). И все-таки, несмотря на все дела Ахава, сооружение им жертвенника и капища Ваалу и то, что он не только не противился, но, напротив, способствовал утверждению культа этого языческого бога (16:32−33), ослабило Израиль как никогда прежде.

М Праведное правление Иосафата в Иудее (22:41−50)

3Цар 22:41−43а. Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеею в 873 г. до Р. Х., но поначалу правил вместе со своим отцом по причине слабого здоровья последнего; регентство Иосафата продолжалось 3 года, до смерти Асы в 870 г., после чего Иосафат стал полноправным царем Иудеи. Напомним, что короткое время Соломон правил вместе с отцом своим Давидом, но с их дней до дней совместного правления Асы и Иосафата подобных примеров в истории еврейского народа не было.

Всего Иосафат правил Иудеей двадцать пять лет (873−848 гг. до Р. Х.). Он был одним из восьми благочестивых царей Иудеи и одним (как и отец его Аса) из четырех реформаторов ее.

3Цар 22:43б−44. Согласно 2Пар 17:6 Иосафат «отменил» высоты, однако, здесь 3Цар (22:43), а также в 2Пар 20:33 читаем о том, что они не были отменены. Возможно, какая-то часть их все еще оставалась местом поклонения при Иосафате, а, может быть, царь, однажды приказав снести высоты, не распорядился о повторном уничтожении тех, которые вновь были восстановлены людьми.

Вот другие цари Иудеи, которые допускали существование высот в свои дни: Иоас (4Цар 12:3), Амасия (4Цар 14:4), Азария (4Цар 15:4) и Иофам (4Цар 15:35). Ахаз сам приносил жертвы на высотах (4Цар 16:4), возможно, на тех, что сам же и восстановил. Они впоследствии были уничтожены царем Езекией (4Цар 18:4), опять восстановлены Манассией (4Цар 21:3) и снова уничтожены Иосией (4Цар 23:8, 13, 15, 19).

Как уже упоминалось прежде (толкование на 3Цар 22:39−40), Иосафат и Ахав заключили (из политических соображений) союз между собой, результатом чего был длительный мир между Израилем и Иудой. К несчастью, заключение этого союза сопровождалось женитьбой Иорама, сына Иосафата, на дочери Ахава — Гофолии, «достойной» преемнице Иезавели: по вине Гофолии Иудею постигли немалые бедствия (4Цар 11).

3Цар 22:45−47. Дела и достижения Иосафата более полно изложены в 2Пар 17−20. Там, в частности, говорится о его распоряжении обучать народ закону Моисееву по всей Иудее. Здесь мы читаем, что он очистил землю иудейскую от еще остававшихся на ней блудников, т. е. мужчин, занимавшихся ритуальной проституцией при языческих храмах (они наводнили страну при царе Ровоаме; 14:24).

Замечание о том, что в Идумее не было тогда царя, а был наместник царский (стих 47), связано, видимо, вот с чем: вместе с Охозией, сыном Ахава, Иосафат построил флот в Ецион-Гавере, располагавшемся на территории Идумеи; Идумеей управлял в это время иудейский наместник, и это способствовало строительству флота двумя царями.

Из 2-ой книги Паралипоменон мы узнаем, что в ответ на молитвы царя Иосафата и в награду за его послушание Господь чудесным образом спас Иудею от объединенных сил Моава, Аммона и Идумеи. Расположения Иосафата, сильного правителя, добивались филистимляне и жители Аравии.

3Цар 22:48−50. Упомянутый флот, выстроенный в Ецион-Гавере (у северной оконечности Акабского залива), предназначался для торговых операций, а именно для доставки золота из Офира (юго-западная часть Аравии), откуда доставлял его и Соломон (сравните 3Цар 9:28; 10:11). Однако отправлять туда своих купцов вместе с купцами Охозии Иосафат отказался. Но флот, так или иначе, в море не вышел, он был разбит (бурею) в самой гавани. Нельзя не заметить, что все совместные предприятия Иосафата с нечестивыми царями Израиля кончались неудачей.

В 858 г. до Р. Х. соправителем Иосафата стал его сын Иорам. Когда в 848 г. Иосафат умер, Иорам сделался царем и правил до 841 года.

Н. Начало нечестивого правления Охозии в Израиле (22:51−53)

3Цар 22:51−53. Кратким, в общих чертах, обзором царствования Охозии завершается 3-я книга Царств, но подробно о нем рассказывается в 4-ой книге Царств.

Охозия, в сущности, царствовал в Израиле не два, а один год (с 853 по 852 год до Р. Х.) — в то время, когда Иудеей правил Иосафат. Охозия был старшим сыном Ахава. Поскольку сыновей у Охозии не было, то после него воцарился его брат Иорам. Матерью Охозии была Иезавель. Сказано, что Охозия ходил путями своих родителей и нечестивца Иеровоама. Он всячески потворствовал процветанию культа Ваала в Израиле.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11 избодёшь — будешь бодать, забодаешь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.