4 Царств 14 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Во второй год Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, воцарился Амасия, сын Иоаса, царь Иудейский:
2 двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иегоаддань, из Иерусалима.
3 И делал он угодное в очах Господних, впрочем, не так, как отец его Давид: он во всём поступал так, как отец его Иоас.
4 Только высоты не были отменены: народ совершал ещё жертвы и курения на высотах.
5 Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его.
6 Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: «не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью».
7 Он поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной, и взял Селу войною, и дал ей имя Иокфеил, которое остаётся и до сего дня.
8 Тогда послал Амасия послов к Иоасу, царю Израильскому, сыну Иоахаза, сына Ииуева, сказать: выйди, повидаемся лично.
9 И послал Иоас, царь Израильский, к Амасии, царю Иудейскому, сказать: тёрн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: «отдай дочь свою в жену сыну моему». Но прошли дикие звери, что на Ливане, и истоптали этот тёрн.
10 Ты поразил Идумеян, и возгордилось сердце твоё. Величайся и сиди у себя дома. К чему тебе затевать ссору на свою беду? Падёшь ты, и Иуда с тобою.
11 Но не послушался Амасия. И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе, что в Иудее.
12 И разбиты были Иудеи Израильтянами, и разбежались по шатрам своим.
13 И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Охозиина, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе, и пошёл в Иерусалим и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных на четыреста локтей.
14 И взял всё золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Самарию.
15 Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царём Иудейским, написано в летописи царей Израильских.
16 И почил Иоас с отцами своими, и погребён в Самарии с царями Израильскими. И воцарился Иеровоам, сын его, вместо него.
17 И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет.
18 Прочие дела Амасии записаны в летописи царей Иудейских.
19 И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там.
20 И привезли его на конях, и погребён он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом.
21 И взял весь народ Иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии.
22 Он обстроил Елаф, и возвратил его Иуде, после того как царь почил с отцами своими.
23 В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год,
24 и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех.
25 Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрёк через раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера,
26 ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключённого, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля.
27 И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова.
28 Прочее об Иеровоаме и обо всём, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавших Иуде, написано в летописи царей Израильских.
29 И почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими. И воцарился Захария, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

к. Благочестивое правление Амасии в Иудее (14:1−22)

1. ОБ АМАСИИ (14:1−6)

4Цар 14:1−6. Амасия стал царствовать в Иудее примерно через год после того, как в Израиле воцарился Иоас, сын Иоахаза. Он был довольно молод в ту пору, двадцати пяти лет от роду, и правил долго: двадцать девять лет (796−767 г. до Р. Х.). Значительную часть этого времени вместе с Амасией правил его сын Азария (790−767 г. до Р. Х.).

Амасия продолжал политику своего отца Иоаса иудейского: был ревностным приверженцем Иеговы, хотя высоты, на которых народ совершал богослужения, вопреки Моисееву закону (Втор 12:2−7, 13−14), не были отменены и при нем (толкование на 3Цар 22:43). Уровня царя Давида, основателя их династии и величайшего из царей Иудеи, Амасия, конечно, не достиг.

Сказано, однако, что именно в согласии с законом Амасия не предал смерти детей убийц своего отца, как обычно поступали ближневосточные монархи. Очевидно, сознавая, что оставленные им в живых, они — потенциальные мятежники, он принес это дело Богу.

2. ВОЙНА АМАСИИ С ЕДОМОМ (14:7)

4Цар 14:7. Об этой войне с идумеями более подробно написано в 2Пар 25:5−16. При царе Иораме идумеи восстали и освободились от вассальной зависимости от Иудеи (4Цар 8:20). И Амасия вознамерился «возвратить их под руку свою», так как через территорию Едома Иудея получала доступ к южным торговым путям.

Битва, о которой здесь речь, произошла в долине Соляной, которая представляла собой заболоченную равнину у южной оконечности Мертвого моря (сравните 2Цар 8:13). Город Села, переименованный Амасией в Иокфеил, позднее стал называться Петрой (что значит «скала»); это был укрепленный город идумеев, высеченный в отвесных горных «стенах».

3. ВОЙНА АМАСИИ С ИЗРАИЛЕМ (14:8−14)

4Цар 14:8−10. Почувствовав себя «на высоте» после победы над Едомом, Амасия решил бросить вызов Северному царству, страдавшему в то время от нападений сирийцев (13:22). «Приглашение» Амасии, направленное Иоасу, царю Израильскому, было равносильно объявлению войны (подробнее об этом в 2Пар 25:5−13), хотя Израиль и по количеству населения и по размерам своей территории значительно превосходил Иудею. Иоас ответил на вызов Амасии предупреждением в форме притчи. Как терн, так и кедры были весьма распространены в Ливане.

Уподобляя Амасию терну, себя Иоас сравнивал с кедром. Как диким зверям легко вытоптать терн, так легко Израилю при его силе нанести сокрушительное поражение Иудее. Благоразумным советом Иоаса «сидеть у себя дома» Амасия, однако, пренебрег, и, уязвленный в гордости своей, еще более загорелся желанием «затеять ссору». Чувство это охватило его по воле Господа, готовившего поражение Амасии, ибо он, одержав победу над идумеями, ввел в Иудее поклонение их богам (2Пар 25:14, 20).

4Цар 14:11−14. «Встреча» между царями все-таки состоялась. Перехватив инициативу, израильский царь вторгся на территорию Иудеи, и увиделись Иоас и Амасия лично. И разразилась битва при Вефсамисе (в двадцати с чем-то километрах западнее Иерусалима), в которой разбиты были Иудеи, а царь Амасия взят в плен.

После этого царь Израильский вошел в Иерусалим и разрушил немалую часть городской стены. В качестве трофеев он взял все остававшиеся в храме драгоценности, ограблен был и царский дворец. Взяв, кроме того, заложников, он возвратился в Самарию. Вероятно, пока Амасия находился в плену, Иудеей стал управлять его сын Азария (началом его правления считается 790 г. до Р. Х.).

4. СМЕРТЬ ИОАСА (14:15−16)

4Цар 14:15−16. Возможно, второе упоминание о смерти Иоаса (сравните 13:12−13) как-то связано с необычной ситуацией, возникшей между двумя царствами из-за пленения Амасии израильтянами. Когда Иоас умер (в 782 г. до Р. Х.), Амасия был освобожден и вернулся в Иерусалим. Преемником же Иоаса в Израиле стал, как уже говорилось, Иеровоам II, сын его.

5. СМЕРТЬ АМАСИИ (14:17−22)

4Цар 14:17−20. Амасия, умерший в 767 г. до Р. Х., пережил Иоаса царя Израильского на пятнадцать лет. После возвращения в Иудею он делил трон со своим сыном Азарией, пока не умер.

Те, кто составили против него заговор, по именам не названы; скорее всего, это были люди из числа его приближенных. Амасия бежал от них в Лахис, бывший царский город на южной границе Иудеи. Оставив Лахис, он мог бы оказаться за пределами страны, но заговорщики действовали оперативно и, подослав убийц в Лахис умертвили царя.

Погребен был Амасия по-царски — в той старой части Иерусалима, которая называлась городом Давидовом.

4Цар 14:21−22. Предполагают, что воцарение Азарии в шестнадцать лет произошло не после убийства его отца в Лахисе, а когда отец (Амасия) был уведен в плен в Израиль (в 790 г. до Р. Х.). Единоличным же правителем Азария стал в 767 г. до Р. Х. — по смерти Амасии. Восстановление им Елафа (ныне порт Элат на берегу Акабского залива), идумейского города, который он возвратил Иуде, завершив покорение Едома, начатое его отцом, было, вероятно, одним из самых примечательных дел Азарии, и поэтому о нем здесь упоминается особо. Более подробно об Азарии рассказывается в 15:1−7.

Л. Нечестивое правление Иеровоама II в Израиле (14:23−29)

4Цар 14:23−24. Иеровоам II делил трон со своим отцом Иоасом с 793 по 782 г. до Р. Х. В пятнадцатый год Амасии царя Иудейского, который и соответствовал 782 году, он стал единовластно править в Израиле, в Самарии. Всего он царствовал сорок один год (793−753 г. до Р. Х.), дольше, чем кто-либо из его предшественников.

В духовном плане он следовал своим «отцам» — прежним израильским царям, и делал неугодное в очах Господних. Однако как политический деятель он был сильнейшим из царей Израиля. Но лишь некоторые из его «дел» записаны автором 4-й Царств, ибо для него духовные аспекты израильской истории были важнее политических достижений.

4Цар 14:25−27. Иеровоам II восстановил Израиль в тех примерно пределах, какие он имел при Соломоне (за исключением, конечно, территории Иуды и Вениамина, образовавших Южное царство). Емаф находился примерно в 250 км на северо-восток от моря Киннеретского. «Морем пустыни» названо здесь Мертвое море.

О возвращении Израилем территорий в этих именно границах было предсказано пророком Ионой, который служил Господу в царствование Иеровоама II (таблицу «Цари Иудеи и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» — там, где толкование на 12:25−33). На страницах Писаний это пророчество Ионы — того самого, который ходил в Ниневию с Божиим призывом к ассирийцам покаяться (Иона 1:1) — не записано. Иона был родом из Гафхефера, расположенного на несколько километров севернее Назарета.

Бедствие Израиля явилось результатом непрестанных агрессивных вылазок сирийского царя Азаила. Из сострадания к Своему народу Господь послал ему некоторое облегчение при царе Иоасе (4Цар 13:22−25) и продолжал «спасать» его рукою Иеровоама, сына Иоасова. Объяснение ко второй части стих 26 можно найти в комментарии на аналогичную фразу в 3Цар 21:21.

4Цар 14:28−29. Иеровоам II возвратил Израилю Дамаск (столицу Сирии) и Емаф. Когда-то эти города и прилегавшие к ним территории, действительно, принадлежали Иуде, но это было в дни Давида и Соломона, т. е. до разделения царства. Взяв под свой контроль эти земли, Иеровоам II несомненно отвоевал и всю Трансиорданию, захваченную у Израиля сирийским царем Азаилом (10:32−33). Так Израиль стал самым крупным государством на восточном побережье Средиземного моря.

Победы Иеровоама II оказались возможными потому, что Дамаск ослабел в результате многократных вторжений ассирийцев (при Ассурдане III; толкование на 13:5) в северо-восточные пределы Сирии. Но и сама Ассирия теряла силу в это время: она, в свою очередь, подвергалась набегам со стороны государства Урарту, северная граница которого прилегала к Ассирии, и от бесконечных разногласий с другими соседними народами, а также от того, что на престоле ее один слабый правитель сменял другого. Иоас был хорошим военным стратегом (14:11−14) и, видимо, сын его Иеровоам не только унаследовал способности отца, но и превзошел их.

В царствование Иеровоама II в Израиле служили Господу и пророки Амос и Иосия (помимо Ионы); Ам 1:1 и Ос 1:1. Читая их пророчества, можно яснее понять специфику обстановки и дел в Израиле в дни Иеровоама II. Умер он в 753 г. до Р. Х. И наследовал ему Захария, сын его (4Цар 15:8−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.