4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.
2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его,
3 но ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провёл через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
5 Тогда пошёл Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
9 И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10 И пошёл царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж всего устройства его.
11 И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.
12 И пришёл царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошёл царь к жертвеннику, и принёс на нём жертву;
13 и сожёг всесожжение своё и хлебное приношение, и совершил возлияние своё, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.
14 А медный жертвенник, который пред лицом Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с места между жертвенником новым и домом Господним, и поставил его сбоку сего жертвенника на север.
15 И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
16 И сделал священник Урия всё так, как приказал царь Ахаз.
17 И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол.
18 И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского.
19 Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
20 И почил Ахаз с отцами своими, и погребён с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

У. Нечестивое правление Ахаза в Иудее (глава 16)

I. ДЕЛА АХАЗА В ОЦЕНКЕ АВТОРА (16:1−4)

4Цар 16:1−2а. Семнадцатый год правления Факея в Израиле приходился на 735 г. до Р. Х. Но шестнадцатилетнее царствование Ахаза началось не в 735, а в 732 г. и продолжалось до 715 г. до Р. Х. Как видно из таблицы «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» (помещенной рядом с толкование на 3Цар 12:25−33), отец Ахаза, Иоафам, тоже царствовал 16 лет (2Пар 27:1) — с 750 по 735 г. до Р. Х. А умер он, повторяем, в 732 году. Очевидно, в эти четыре года (735−732) ни Иоафам, ни Ахаз не были полновластными правителями, но правили Иудеей как «сорегенты». Предполагают, что вместе с отцом Ахаз начал править даже не с 735, а с 744 года (4Цар 17:1 и комментарий на этот стих).

4Цар 16:2б−4. Если многие из царей Иудеи были хотя бы сопоставимы с Давидом, то этого никак нельзя сказать об Ахазе. Пренебрегая волей Господа, он во всем подражал нечестивым царям израильским и зашел так далеко, что даже сына своего принес как всесожжение в жертву языческому идолу (очевидно, Молоху). Омерзительный этот грех (сравните 17:17) имел широкое распространение в среде аммонитам и других ханаанских народов, которых при Иисусе Навине евреи изгнали (к сожалению, не до конца) из земли обетованной.

Жертвы и курения Ахаз приносил и на высотах и под всяким тенистым деревом. Здесь гипербола, цель которой показать, как много и в Иудее было — в нарушение Моисеева закона — этих «священных мест». Существенно, что Ахаз (к тому же) приносил на них жертвы не Иегове, а чужим богам (сравните 17:10).

2. ВРАГИ АХАЗА (16:5−9)

4Цар 16:5−6. Как уже говорилось выше (14:37), Рецин и Факей заключили между собой союз с целью отпора ассирийской агрессии, и хотели, чтобы Ахаз присоединился к ним. Но Ахаз «доброй ссоре» с Ассирией предпочитал «худой мир» с ней, и попытки израильского и сирийского царей сделать его участником их союза не увенчались успехом.

Как бы в скобках автор замечает (стих 6), что Рецин вновь овладел Елафом, городом у северной оконечности Акабского залива, который царь Азария незадолго перед этим «возвратил Иуде» (14:22 и толкование на этот стих). Более иудеям не удалось овладеть этим важным портовым городом. Изначально принадлежавший идумеям, он опять, будучи завоеван сирийцами, стал местом их обитания.

4Цар 16:7−9. Вместо того, чтобы присоединиться к Рецину и Факею, Ахаз обратился за помощью к Феглаффелласару. Он просил его защитить Иудею от ее беспокойных соседей и ради этого готов был сделаться вассалом Ассирии (я раб твой, говорит он ассирийскому царю). Получив от Ахаза богатые дары (серебро и золото из дома Господня и сокровищниц царских), пошел царь Ассирийский в Дамаск и взял его.

Теперь уже сирийцам ничего не оставалось, как снять осаду с Иерусалима: им надо было защищать собственную территорию. Результатом этой военной кампании было умерщвление Рецина и переселение жителей Дамаска (по обычаю ассирийцев переселять побежденные народы — сравните 15:29; 17:23) в Кир (на территорию Ассирии).

Решение Ахаза обратиться за помощью к ассирийцам было явно неразумным (Ис 7). Мало того, что множество иудеев погибло при осаде Иерусалима израильтянами (Факеем; 2Пар 28:5−8). теперь, по инициативе иудейского царя, в Палестину вторглись ассирийцы. Автор 2-й Паралипоменон пишет и об успешных вторжениях в Иудею (в то же самое время) идумеев и филистимлян (2Пар 28:17−19). Огромными потерями, которые он понес, Ахаз в конечном счете был обязан своему отступничеству от Господа (2Пар 28:19).

3. ПОДРОБНО ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ АХАЗА (16:10−18)

4Цар 16:10−11. Ахаз отправился в Дамаск, где временно пребывал Тиглат-Палассар III, чтобы лично засвидетельствовать ему о своей покорности. Там он увидел большой (стих 15) жертвенник, сирийской или, скорее, ассирийской работы, который произвел на него впечатление своей конструкцией. Ахаз приказал сделать изображение жертвенника и чертеж его и отправить их в Иерусалим первосвященнику Урии, чтобы он построил такой же к возвращению царя из Дамаска.

4Цар 16:12−18. Повеление Ахаза Урия, может быть, неохотно, но исполнил. Вернувшись в Иерусалим, царь приказал передвинуть медный жертвенник для всесожжении Господу, занимавший центральное положение во дворе храма, чтобы освободить место для нового жертвенника. На нем он приказал совершать все регулярные жертвоприношения, а жертвенник, сделанный еще при царе Соломоне, «оставить на его усмотрение». (Видимо, Ахаз хотел понаблюдать за реакцией иудеев на его нововведение, прежде чем решиться на последующие в согласии с языческими культами, к которым этот царь питал особое пристрастие.).

Не объясняется, с какой целью обломал царь ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и сделал все остальное, о чем сказано в стихе 17. Ясно только, что он сознательно нарушил волю Господа, воплотившуюся в создании этих предметов, которые были изготовлены по образцу тех, что стояли в скинии. Поклоняясь чужим богам в расчете на их милостивое отношение к нему (о смешении в царствование Ахаза культа Иеговы, религии богооткровения, с многообразными элементами язычества читаем и в 2-й Паралипоменон и в книге Исаии) и способствуя тем самым все более глубокому духовному падению Иудеи, царь и в политическом плане добровольно «встал под руку» язычника Тиглат-Палассара. Так Иудея оказалась в унизительной вассальной зависимости от ассирийца, которому Ахаз всячески стремился угодить.

В стихе 18 читаем, что ради царя Ассирийского он отменил крытый субботний ход при храме, и внешний царский вход к дому Господню; речь, вероятно, идет об особо оборудованных для царя и его свиты путях и выходах к храму, в частности, о крытой (защищенной от солнца) колоннаде. Не заботившийся о торжественной красоте храма Господня, Ахаз разрушал его, может быть, желая принести какие-то особо ценные части в дар своему ассирийскому покровителю, а, может быть, боясь вызвать у него раздражение видом всего этого благолепия.

4. СМЕРТЬ АХАЗА (16:19−20)

4Цар 16:19−20. По смерти Ахаз был похоронен в Иерусалиме, но не в царских гробницах, не вблизи благочестивых царей Иудеи (2Пар 28:27). Это свидетельствует о том, что и в его царствование в стране оставались влиятельные люди, не одобрявшие политики Ахаза. Ф. Нечестивое правление Осии в Израиле (17:1−6)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.