4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень.
2 И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6 и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7 Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак, и нашёл царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошёл от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11 Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним,
15 и молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого!
17 Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18 и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19 И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
21 Вот слово, которое изрёк Господь о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22 Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева!
23 Через послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошёл на высоту гор, на рёбра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришёл на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24 и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25 Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укреплённые города, превращая в груды развалин?
26 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился.
27 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдёшь ли, Я всё знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Моё в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришёл ты.
29 И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их.
30 И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесёт плод вверху,
31 ибо из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие.
32 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдёт он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
33 Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт, говорит Господь.
34 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
35 И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые.
36 И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
37 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

в. Обещание Господа Езекии (19:1−7)

4Цар 19:1−2. Услышав то, что сановники сообщили ему, царь Езекия тоже разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. Там он молился Богу с надеждой получить от Него ответ. Тем же временем послал Езекия двух из трех своих приближенных (сравните 18:18), участвовавших в переговорах с представителями Сеннахирима, и с ними старшин священников, покрытых в знак скорби вретищами, за жившим в Иерусалиме пророком Исаией. Он и Езекия знали и чтили один другого.

4Цар 19:3−4. Посланцы царя передали пророку то, что им было поручено. День скорби и наказание пришел в Иудею, говорили они. За грехи их Бог отрекся от них и отдал врагам на посрамление. Бедствие достигло высшей точки, но нет у них сил дать отпор захватчикам — ассирийцам. Они подобны рожающей женщине, у которой иссякли силы, чтобы дать младенцу выйти на свет. И вот последнее упование царя Езекии на то, что Господь, слышавший, как хулил Его Рабсак, захочет посредством народа Своего явить ассирийцам силу Бога живого. Принеси же Ему молитву, просил царь пророка, о тех, которые еще в живых.

4Цар 19:5−7. Исаия отвечает пришедшим к нему словами надежды, исходящими от Господа: пусть не смущают иудеев слова поношения в Его адрес, которые произносили ассирийцы. Вот, Сеннахирим, волей Господа, получит некую весть, которая заставит его возвратиться в землю свою, и там настигнет его гибель от меча.

г. Господь действует (19:8−13)

4Цар 19:8. Между тем, Рабсак возвратился к своему господину не в Лахис, откуда, как ему стало известно, Сеннахирим ушел, а в Ливну.

4Цар 19:9−13. Пока шли переговоры под стенами иудейской столицы, Сеннахириму доложили, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский (иногда называемый царем Египетским), и Сеннахирим вышел из Лахиса (Ливна, против которой он вступил по дороге в сражение, находилась юго-западнее Иерусалима, на полпути между ним и Лахисом). (Под «Ефиопией» (евр. Куш) здесь подразумевается территория, сегодня соответствующая южной части Египта, Судану и северной Эфиопии. Тиргак был союзником Езекии. Напомним, что события, о которых тут речь, по всей вероятности, имели место в 701 г. до Р. Х.)

Итак, Рабсак доложил своему царю о переговорах с сановниками Езекии, и Сеннахирим снова послал к иудейскому царю своих послов сказать, чтобы не рассчитывал на помощь своего Бога и не обнадеживал себя тем, что ассирийцы ушли теперь из-под стен Иерусалима. Аргументы Сеннахирима те же, что и прежде, только хвастая своими победами, он называет большее число покоренных им городов (сравните 18:11, 34), которые не спасли их боги. В Харане (находился в северо-западной части Месопотамии, между реками Евфрат и Хавор) жил какое-то время Авраам; Рецев находился северо-восточнее сирийской Пальмиры и южнее Харрана; Еден представлял собой маленькое государство в бассейне р. Евфрат, и там же находился Фалассар.

д. Молитвы Езекии (19:14−19)

4Цар 19:14−16. Новые послы Сеннахирима доставили иудейскому царю письмо (содержание которого изложено выше). Прочитав его, Езекия опять пошел в дом Господень, и развернул письмо ассирийского царя пред лицом Господним, и молился... Его молитва — образец глубокого богопочитания и искреннего обращения к Творцу и Владыке всего сущего (включая и могущественную Ассирию).

В сознании Езекии нет места другим богам, он уповает лишь на Бога Израилева, сидящего на херувимах, т.е. невидимо пребывающего в храме на троне Своем над крышкой ковчега завета, между херувимами (сравните 1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6). Езекия молит, чтобы Иегова прислушался к его словам, чтобы он «увидел» Сеннахирима и услышал, как дерзко он богохульствует.

4Цар 19:17−19. Езекия легко мог понять, почему до сих пор ассирийцы столь успешно покоряли города и страны: те народы полагались на защиту своих богов, которые не боги, а дерево и камень, не Творец, но творение рук человеческих, подлежащее истреблению огнем. Но вот он, Езекия, обращается к Богу живому, Который в силах спасти народ Свой от руки царя ассирийского. Это была молитва веры, одна из прекраснейших молитв, записанных на страницах Священного Писания. И целью ее было не только получить избавление от грозящей гибели; Езекия искренне хотел, чтобы все царства земли узнали: их Бог — не бессильный идол, но единственный и истинный Господь.

е. Ответ Господа (19:20−34)

4Цар 19:20. Господь услышал молитву Езекии, и ответ на нее он получил через Исаию. Пророчество его, изложенное в следующих стихах, есть предвестие кары, которая настигнет дерзкого язычника Сеннахирима.

4Цар 19:21−24. В первой части (стихи 20−28) пророческого ответа, который слышит Езекия от Исаии, излагаются причины близкого осуждения Сеннахирима. Иносказательностью и поэтичностью речи подчеркиваются как непреложность этого ответа, так и божественный источник его.

Образ «девствующей дочери Сиона», возможно, выражает неприступность Иерусалима, который с тех пор, как стал «городом Давидовом», ни разу не был покорен врагами. Не против города, однако, выступил Сеннахирим, «дерзя и возвышая голос», а против Бога, Святого Израилева (на этот титул Иеговы толкование во Вступлении к книге Исаии, в разделе «Внутренние свидетельства»). И это было непростительным грехом его и залогом гибели, которая настигнет его.

Образ «одоления» Ливана (здесь имеется в виду не только страна, но и высочайшая в этих местах гора) и уничтожения «рослых кедров его и отличных кипарисов» есть образ хвастливой гордости того, кто приписывает себе эти «подвиги». Однако это же может быть и символом в действительности произведенного Сеннахиримом опустошения городов и стран ближневосточного региона, уничтожения им лучших их граждан (в частности, граждан покоренного Израиля). В конце стиха 23 Сеннахирим как бы говорит о том, что прошел «Ливан» из конца в конец, и наилучшие места его (роща сада его) принадлежат теперь ему.

«Пить воду чужую» (из чужих колодцев) — образ покорения чужой земли. До сих пор хвастливая речь Сеннахирима (в пересказе Исаии) относилась к Палестине; в стихе 24 он говорит о Египте, который тоже намеревался завоевать.

4Цар 19:25−26. Обращаясь к Сеннахириму, Бог говорит через Исаию, что победы Ассирии — отнюдь не заслуга ее царя, ибо во всем происходящем — воля Его, Он предначертал это, а ныне выполнил руками Сеннахирима (сравните Ис 10:5). Потому и лежат в развалинах укрепленные города и жители их — бессильны и посрамлены.

4Цар 19:27−28. Бог дает понять Сеннахириму, что не только дерзость его против Него знает, но и все подробности жизни его (стих 27). Он укротит ассирийского царя, как укрощают необузданных животных (стих 28). Примечателен образ кольца, «вложенного» в ноздри; на некоторых древних каменных плитах обнаружены высеченные ассирийцами «победоносные изображения»: длинной чередой ведут они своих пленных, скованных цепью, которая пропущена через кольца в их ноздрях. Бог обещает Сеннахириму, что и с ассирийцами поступят так, как они поступают теперь с другими. Его же самого Бог, стреножив, возвратит назад туда, откуда он пришел.

4Цар 19:29−31. Исаия говорит Езекии о знамении, посылаемом ему свыше, — в подтверждение того, что возвещенное ему исполнится: на протяжении двух лет жители Иерусалима будут питаться от того, что земля произведет сама. Даже если бы ассирийцы возобновили осаду и стали бы поедать то, что посеяно иерусалимлянами, не оставляя им ничего, то и тогда голод иудеям не угрожает. Да, они не смогли бы в этом случае сеять за городскими стенами, но тому, что упало на землю в пределах их, Бог повелит разростись так, что хватит на всех. А на третий год нормальный цикл сеяния — жатвы будет возобновлен.

Это чудо сверхъестественного «умножения» пищи явится предвестием другого — в дальнем плане: Бог намерен «умножить» и народ Иудеи, сильно сократившийся в числе по причине войн и вражеских нашествий. (Сеннахирим уверял, что увел из Иудеи в плен 200 тысяч 150 человек.) Подобно «упавшим зернам», которые два года будут кормить город, уцелевшее в доме Иудином пустит опять корень и принесет обильный плод. И все это сделает ревность Господа Саваофа (Всемогущего).

4Цар 19:32−34. Пророчество заканчивается обещанием, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и вынужден будет снять осаду с него, и возвратится в свою страну; Господь же будет охранять город сей, потому что Он избрал его, и ради Давида, которому Он обещал, что сохранит царство его (3Цар 11:13).

ж. Уход Сеннахирима (19:35−36)

4Цар 19:35−36. Той же ночью Ангел Господень (толкование на Быт 16:9) нанес массовое поражение ассирийскому воинству. На утро насчитали в стане сто восемьдесят пять тысяч мертвых. (Иосиф Флавий полагает, что это был внезапный взрыв эпидемии чумы; высказывались и другие предположения.) Несомненен сверхъестественный характер происшедшего, возможно, это осознал и Сеннахирим. Так или иначе, ему ничего не оставалось, как возвратиться в свою столицу — Ниневию.

з. Смерть Сеннахирима (19:37)

4Цар 19:37. Двадцать лет спустя (в 681 г. до Р. Х.). Сеннахирим пал жертвой заговора. Он был убит своими двумя сыновьями, когда поклонялся в доме Нисроха, бога своего (которого ассирийцы изображали в виде полу-орла полу-человека). Скорее всего, храм Нисроха находился в Ниневии. Так или иначе, защитить поклонявшегося ему этот бог не сумел и в святилище своем... Убийцы бежали в Армению, которую отделяли от Ниневии примерно 500 километров. На ассирийский престол сел третий сын Сеннахирима — Асардан (681−669 гг. до Р. Х.) Так исполнилось слово Господа (19:7).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.