4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Одна из жён сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне ещё сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.
8 В один день пришёл Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.
9 И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой;
10 сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда.
11 В один день он пришёл туда, и зашёл в горницу, и лёг там,
12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал её, и она стала пред ним.
13 И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царём, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу.
14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у неё, а муж её стар.
15 И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях.
16 И сказал он: через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.
17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.
18 И подрос ребёнок и в один день пошёл к отцу своему, к жнецам.
19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его.
20 И понёс его и принёс его к матери его. И он сидел на коленях у неё до полудня, и умер.
21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла,
22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.
23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.
24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе.
25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий её издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка.
26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребёнок?» — Она сказала: здоровы.
27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошёл Гиезий, чтобы отвести её; но человек Божий сказал: оставь её, душа у неё огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.
28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»?
29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лицо ребёнка.
30 И сказала мать ребёнка: жив Господь, и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошёл за нею.
31 Гиезий пошёл впереди их и положил жезл на лицо ребёнка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донёс ему, и сказал: не пробуждается ребёнок.
32 И вошёл Елисей в дом, и вот, ребёнок умерший лежит на постели его.
33 И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
34 И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка.
35 И встал и прошёл по горнице взад и вперёд; потом опять поднялся и простёрся на нём. И чихнул ребёнок раз семь, и открыл ребёнок глаза свои.
36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал её. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.
37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.
38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котёл и свари похлёбку для сынов пророческих.
39 И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котёл с похлёбкою, так как они не знали их.
40 И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлёбку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.
41 И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котёл и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
42 Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зёрна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».
44 Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню.

Толкование Далласской семинарии

б. Масло для вдовы пророка (4:1−7)

4Цар 4:1. Место, где жила эта вдова, не указано, но, по всей вероятности, это произошло в одном из городов, где имелись пророческие общины, или школы (возможно, в Вефиле, Галгале или Иерихоне). Из того, что у пророка была жена, явствует, что общины эти не были по своему характеру монашескими. Вдова обратилась к Елисею в час горькой нужды, сославшись на то, что ее покойный муж был человеком верным Господу. Брать в рабство за долги было довольно распространенным обычаем на древнем Востоке; держались его и евреи (Исх 21:2; Лев 25:39).

4Цар 4:2−7. Чаще чем пророк Илия Елисей совершал чудеса в ответ на просьбы людей о той или иной конкретной нужде. Елей, или оливковое масло (ничего другого в доме у вдовы не было), употреблялось в пищу и в качестве горючего. Очевидно, Елисей не хотел, чтобы чудо наполнения елеем множества порожних кувшинов из одного полного произошло на глазах у всех — потому и велел вдове «запереть дверь за собою». Непосредственными свидетелями этого чуда должны были стать лишь те, ради кого оно совершалось. Но, надо думать, позднее, со слов вдовы и ее сыновей, о чудесном благодеянии Иеговы в отношении тех, кто хранил Ему верность, узнали их соседи и друзья.

Елисей назван здесь человеком Божьим; так нередко называли пророков (толкование на 1:9).

в. История сонамитянки (4:8−37)

Женщины на Ближнем Востоке почитались существами низшего порядка. Однако из этой, как и из предыдущей истории (а также из многих других, записанных на страницах Библии), видно, как чутко относится к их нуждам и переживаниям Бог.

4Цар 4:8−10. 1) Господний дар (4:8−16). В отличие от предыдущей истории, здесь речь идет о состоятельной женщине, имевшей мужа. Город Сонам, где она жила, находился неподалеку от Изрееля, и Елисей, по-видимому, пользовался ее гостеприимством всякий раз на пути в Самарию, Изреель и другие города. О вере этой женщины в Иегову свидетельствует ее горячо доброжелательное отношение к Его пророку. В духовном плане она, видимо, была человеком более чутким, чем ее муж (толкование на стих 23). Однако и он согласился на предложение жены выстроить для Елисея специальную гостевую комнату на кровле (горницу), чтобы он всегда мог пользоваться ею.

4Цар 4:11−13. Захотелось и Елисею воздать этой паре добром за добро. Из его предложения сонамитянке замолвить о ней слово у власть имущих видно, что, несмотря на свое непримиримое противостояние религиозной политике Иорама, известным влиянием при дворе пророк все-таки пользовался. Однако женщина ни в чем не нуждалась и всем была довольна: среди своего народа я живу, отвечает она.

4Цар 4:14−16. Слуга пророка Гиезий, когда женщина вышла из комнаты, заметил своему господину, что сына нет у их гостеприимной хозяйки и едва ли будет, потому что муж ее стар. И снова велел Елисей позвать женщину. А когда она пришла и стала в дверях, сообщил ей, что через год, в это время родит она сына. Иметь много детей было вопросом чести для каждой израильтянки; родить сына было бы для нее великой радостью. Сонамитянка о такой радости уже и не мечтала. О сильном волнении, охватившем ее при словах Елисея, свидетельствует ее реакция на них: нет, не обманывай рабы твоей, не сули мне пустые надежды!

4Цар 4:17−23. 2) Рождение и смерть ребенка. Обещание Елисея сонамитянке было дано по воле Божьей, и, подобно Саре (сравните Быт 18:12−13; 21:2), которая родила Исаака по обетованию Божью, родила сына и Сонамитянка. По прошествии нескольких лет, когда ребенок был еще, видимо, совсем маленьким, отправился он в дни жатвы к отцу своему на поле. Стояла сильная жара, и у мальчика внезапно разболелась голова. Его отнесли домой, к матери. Но облегчение не наступило; вероятно, у ребенка случился солнечный удар, и через несколько часов он умер.

Мысли матери немедленно обратились к Елисею: только он мог помочь ей. Судя по всему, от мужа женщина смерть ребенка скрыла (стих 21), возможно, потому, что если бы он узнал об этом, то не отпустил бы ее к Елисею. Желание жены отправиться к человеку Божью удивило его: сегодня ведь не религиозный праздник, возразил он; можно предположить, что духовные потребности этого человека были поверхностными и ограничивались совершением необходимых ритуалов. Хорошо, произнесла жена, видимо, в значении «ну ладно, оставь «, дабы не пускаться в дальнейшие объяснения и не тратить времени зря.

4Цар 4:24−26. 3) Мольба матери (4:24−31). Примечательно, что женщина знала, где искать пророка, и отправилась на ослице, в сопровождении слуги, прямо к горе Кармил, высившейся в нескольких километрах от Сонама. Узнав ее, еще издали, Елисей послал ей навстречу Гиезия, чтобы спросил, все ли здоровы в ее семье. Не желая терять время на объяснения со слугой, она ответила, что все здоровы. Ей нужен был Елисей. Только на него, как на человека Божья, была ее надежда.

4Цар 4:27−28. Подойдя к Елисею, она упала перед ним и ухватилась за ноги его (жест смирения и вместе — отчаяния). Видя, каким глубоким горем охвачена душа сонамитянки, Елисей сказал, что на этот раз Господь скрыл от него и не объявил ему то, чему должно было случиться с ней. Довольно характерно для человека, пережившего потрясение, начинать не с того, что именно произошло, а с того, что он чувствует в связи с происшедшим. Смысл слов сонамитянки (стих 28) в том, что надежды, казалось бы, сбывшиеся, все-таки обманули ее, и лучше бы ей вовсе не родить этого сына, чем теперь потерять его.

4Цар 4:29−31. Пророк понял, что ребенок сонамитянки умер. Он послал, было, слугу Гиезия, с посохом своим (символом своей власти как пророка Господнего), велев ему положить посох на лице ребенка. Возможно, Елисей не исключал, что Бог явит Свою силу и в случае, если посохом воспользуется его слуга, но, более вероятно, хотел преподать некий урок... Обращает на себя внимание его наставление Гиезию никого не приветствовать по дороге и не отвечать ни на чьи приветствия (на Востоке в те времена на долгие и витиеватые приветствия при встрече тратилось очень много времени).

Мать сказала, однако, что не отступится от Елисея, пока он не пойдет с нею. (О «форме клятвы», к которой она прибегает в стихе 30, в ком., на 3Цар 17:1.) И тогда Елисей вошел за нею. Но Гиезий опередил их и, придя в дом сонамитянки, положил посох пророка на лице ребенка, как тот велел ему. Результата не последовало, и Гиезий поспешил навстречу своему господину, чтобы сообщить ему об этом.

4Цар 4:32−35. 4) Пророк совершает чудо (4:32−37). Сцена воскрешения Елисеем умершего ребенка напоминает сцену воскрешения Илией сына сарептской вдовы (3Цар 17:19−23), но отнюдь не идентична ей. Елисей остался в горнице наедине с умершим, он даже запер за собою дверь, видимо, нуждаясь в предельной сосредоточенности в молитве.

От тесного физического контакта с пророком, но по действию Божией благодати в ответ на его молитву, тело ребенка начало согреваться. Тогда Елисей встал и прошел по горнице взад и вперед, изливая (как это можно предположить) душу в горячей настойчивой молитве. И снова простерся на оживающем уже маленьком теле. И тогда жизнь полностью возвратилась в него; воздух наполнил легкие, и ребенок стал чихать, а потом открыл глаза.

4Цар 4:36−37. Позванная в горницу Сонамитянка с чувством безграничной благодарности приняла из рук Елисея своего воскресшего сына.

Итак, поручая Гиезию испытать действие пророческого посоха на умершем ребенке, Елисей, скорее всего, имел в виду преподать урок тем, кто узнают о происшедшем, и посрамить при этом Ваала. Вечно живой Бог не прибегает к «волшебной палочке» и не действует посредством фетишей (каковым сам по себе мог бы считаться посох Елисея), но отвечает на просьбы тех, кто истинно и глубоко веруют в Него (сравните 3Цар 17:21−22). Потому и не ожил ребенок, когда слуга пророка просто положил на него посох своего господина, т. е. как бы коснулся его «волшебной (магической) палочкой». К магии прибегали идолопоклонники, в частности, почитатели Ваала; не в силу благодати свыше верили они, а в силу ритуальных действий.

г. Ядовитая похлебка (4:38−41)

4Цар 4:38−41. Как-то во время пребывания Елисея в Галгале, в обществе сынов пророческих, которыми он руководил, возникла ситуация, наглядно подтвердившая то, чему Елисей учил. Важное значение имеет, что случилось это во время голода (возможно, того самого, ссылки на который встречаем и позднее в 6:25; 7:4; 8:1). (Заметим, что все эти истории, иллюстрирующие служение Елисея, излагаются не в хронологическом порядке, но подобраны автором в определенной последовательности на основании общей темы, сходных выводов, какие следовали из них, географической общности действия и т. п.). Итак, придя к своим ученикам в дни голода, Елисей готовился накормить их тем, что удастся раздобыть, и велел Гиезию (или другому слуге) поставить большой котел для похлебки.

Одни из пророков отправился в поле собрать, что найдет, и попались ему дикорастущие плоды, которых он не знал. (На основании употребленного здесь еврейского слова полагают, что это были несъедобные дикие огурцы, по виду напоминавшие, однако, обычные, любимые в тех местах.) И, возвратившись, накрошил их в котел с похлебкою, но когда пророки стали ее есть, то содрогнулись от отвратительного вкуса. Возможно, их тут же стало тошнить, рвать.

И решили они, что отравились, и подняли крик. Тогда Елисей добавил в похлебку муки. Наверное, в то голодное время у него было ее совсем немного, но благоприятное действие на похлебку она оказала не количеством и даже не пищевыми свойствами своими, а благодатью, проявившейся через человека Божия, который кинул муку в котел.

В дни Елисея люди, отвернувшиеся от Господа и Его закона, более всего страдали от голода духовного. Пытаясь «насытиться», они впитывали в себя яд лжерелигий, центральной фигурой которых был Ваал. Поклонение ему казалось им безвредным и даже притягательным, так как сулило «насыщение», однако, всякая лжерелигия таит в себе смерть. В древнем Израиле Божий пророки препятствовали распространению идолопоклонства; ревностной проповедью слова Господнего они снижали его смертоносный эффект.

д. Умножение хлеба (4:42−44)

4Цар 4:42−44. Город Ваалшалиша находился неподалеку от Галгала, и эпизод, описываемый здесь, мог иметь место вскоре после предыдущего в дни голода. Законных священников и левитов в Северном царстве в то время не было (3Цар 12:31); очевидно, поэтому некто, веровавший в Иегову, желая в соответствии с законом (Чис 18:13; Втор 18:4) — принести плоды своего первого урожая (хлебный начатки) Богу, принес их Елисею, человеку Божию. Елисей же велел своему слуге накормить двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами множество людей.

По словам слуги, их было сто (речь, по всей вероятности, шла об общине сынов пророческих; сравните 4:38). Этого же мало на всех! — возразил слуга, но Елисей повторил ему, чтобы роздал хлебцы и зерна людям: Господь, мол, говорит ему: «насытятся и останется». Так и вышло: малым количеством пищи насытились сто человек, и еще осталось, по слову Господню. Слухи об этом чуде распространились по всей стране (сравните 3Цар 17:7−16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.