1 Паралипоменон 3 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй — Далуия, от Авигеи Кармилитянки;
2 третий — Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвёртый — Адония, сын Аггифы;
3 пятый — Сафатия, от Авиталы; шестой — Ифреам, от Аглаи, жены его, —
4 шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
5 А сии родились у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии, дочери Аммииловой;
6 Ивхар, Елишама, Елифелет,
7 Ногаг, Нефег, Иафиа,
8 Елишама, Елиада и Елифелет — девятеро.
9 Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь.
10 Сын Соломона Ровоам; его сын Авия, его сын Аса, его сын Иосафат,
11 его сын Иорам, его сын Охозия, его сын Иоас,
12 его сын Амасия, его сын Азария, его сын Иофам,
13 его сын Ахаз, его сын Езекия, его сын Манассия,
14 его сын Амон, его сын Иосия.
15 Сыновья Иосии: первенец Иоахаз, второй Иоаким, третий Седекия, четвёртый Селлум.
16 Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его.
17 Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его;
18 Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия.
19 И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей. Сыновья же Зоровавеля: Мешуллам и Ханания, и Шеломиф, сестра их,
20 и ещё пять: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед.
21 И сыновья Ханании: Фелатия и Исаия; его сын Рефаия, его сын Арнан, его сын Овадия, его сын Шехания.
22 Сын Шехании: Шемаия; сыновья Шемаии: Хаттуш, Игеал, Бариах, Неария и Шафат, шестеро.
23 Сыновья Неарии: Елиоенай, Езекия и Азрикам, трое.
24 Сыновья Елиоеная: Годавьягу, Елеашив, Фелаия, Аккув, Иоханан, Делаия и Анани, семеро.

Толкование Далласской семинарии

1. СЫНОВЬЯ ДАВИДА (3:1−9)

1Пар 3:1−9. Хотя «линия обетования» в потомстве Давидовом представлена Соломоном (22:9−10), для полноты картины здесь перечислены и другие сыновья Давида (3:1−9). Этот «список» следует сравнить с соответствующим ему в 2Цар 3:2−5. За шестью сыновьями, родившимися у Давида в Хевроне (1Пар 3:1−4а), следуют еще девять, родившихся в Иерусалиме (стихи 4−8 сравните с соответствующим перечнем в 2Цар 5:14−16, где некоторое несходство заметно лишь в разнописании ряда имен; то же видим и при сравнении с 1Пар 14:4−7). Четверо из шести сыновей Давида, появившихся на свет в Иерусалиме, были рождены Вирсавией (это единственный раз, когда она упоминается летописцем в его книгах).

Заметим, что Елифелет — один из трех сыновей, упоминаемых в 1Пар 3:6, как и Ногаг (3:7), не включены в 2-й Царств, однако, вновь упомянуты в 1Пар 14:4−7 (толкование на эти стихи). «Наличие» двух Елифелетов (3:6, 8), возможно, объясняется тем, что один из них умер, а второй, родившийся позже, получил то же имя. Может быть, и Ногаг умер, а в 2-й Царств приведены лишь имена тех сыновей, которые дожили до зрелого возраста.

2. ПОТОМКИ СОЛОМОНА (3:10−24)

1Пар 3:10−24. Этот перечень потомков Соломона в сущности является перечнем царей Иудеи, начиная от Соломона до Седекии (стихи 10−16); потомки Соломона прослеживаются затем в период вавилонского пленения и по возвращении из Вавилона (стихи 17−24). Гофолия, царица, правившая между Охозней и Иоасом, не упомянута (стих 11) — по той причине, что была лишь политической фигурой, узурпатором трона, а не действительным представителем династии (2Цар 11).

С известными трудностями сталкиваемся при перечислении летописцем сыновей Иосии (стих 15). Дело в том, что первенцем его был не Иоахаз, а Иоханан, который, однако, в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается (то ли потому, что рано умер, то ли потому, что не оставил по себе никакой памяти). Была с давних пор тенденция отождествлять Иоаханана с Иоахазом, но эта тенденция, точнее, попытка терпит неудачу при сравнении 4Цар 23:31, 36 с 2Пар 36:2, 5, из коего следует, что Иоахаз (здесь назван первым) был на два года моложе Иоакима (назван вторым), и, значит, первенцем быть не мог. Вообще сыновья Иосии перечислены не по возрасту их, а в соответствии с какими-то другими соображениями, в частности, по родству их по материнской линии.

Из книги Иеремии (22:11), следует, что Иоахаз, вступивший на престол сразу после смерти отца своего Иосии, носил имя Саллум. То есть в стихе 15 (русский текст) Иоахаз поставлен вместо Иоханана; Саллум же является тем же лицом, что Иоахаз. Предшествуя по времени своего рождения лишь младшему из сыновей Иосии — Седекии, Иоахаз-Саллум, тем не менее, стал царствовать первым из братьев (Иер 22:11).

Далее летописец ведет линию «сыновей» Иехонии (1Пар 3:17), а потом — Федани (1Пар 3:18), Зоровавеля (стих 19), Ханании (стих 19), Шехании (стих 21), Шемани (стих 22), Елиоеная (стих 23) и Годавьягу (стих 24).

И тут возникает целый ряд трудностей. Первая состоит в том, что в ряде других мест Зоровавель (стих 19) назван сыном Салафиила. а не Федани (Езд 3:2, 8:5:2; Неем 12:1; Агг 1:12, 14; 2:2, 23; Мф 1:12; Лк 3:27). Но поскольку Федаия и Салафиил были родными братьями (1Пар 3:17−18), то наилучшее объяснение видится в том, что Салафиил рано умер, и его положение в династической линии перешло к его младшему брату Федани.

Вторая трудность связана с «генеалогическим списком», приводимым евангелистом Лукой, у которого Салафиил назван сыном не Асира, сына Иехонии, а Нира, чья «линия» идет не от Соломона, а от сына Давида — Нафана (Лк 3:27−31). Объяснение, может быть, кроется в следующем: поскольку Иехонии отказано было иметь наследника своего на троне (Иер 22:30), одна из его дочерей сочеталась браком с Ниром, сыном Мелхи (Лк 3:27−28: Мелха из стиха 28 не то же лицо, что Мелха из стиха 24), которые вели свою линию от Нафана. Но юридически Салафиил, как внук Иехонии, обретал свое законное место в династии Давида через Соломона; эта точка зрения поддерживается евангелистом Матфеем (Мф 1:6−12).

Третья трудность возникает в линии Зоровавеля. Летописец перечисляет семь сыновей Зоровавеля и дочь его (1Пар 3:19б−20). Но ни один из них не приводится в родословиях Матфея или Луки. Матфей, прослеживающий линию Иисуса от Давида через Соломона, пишет, что сыном Зоровавеля был Авиуд (Мат-1:13). Лука, ведущий линию Иисуса через Нафана (сына Давидова) называет сыном Зоровавеля Рисая (Лк 3:27).

Можно, конечно, предположить, что Салафиил и Зоровавель, называемые Лукой, — не те же лица, что Салафиил и Зоровавель, упоминаемые в 1-й Паралипоменон, и что Лука ведет родословие Марин прямо от Давида через Нафана (линия, не имеющая других точек пересечения с генеалогией, приводимой летописцем); толкование на Лк 3:27. Это механически сняло бы не только объяснение «второй трудности», но и самую трудность. Правда, известное расхождение между 1Пар 3:19б−20 и Мф 1:13 и в этом случае остается.

Можно допустить, что «Авиуд» — это второе имя одного из семи сыновей Зоровавеля, перечисленных в 1-й Паралипоменон, или что имя Авиуда просто выпущено из этого перечисления. Такое, действительно, возможно, и это следует из 1Пар 3:22, где летописцем сказано, что Шемаия имел шесть сыновей, после чего названо лишь пять имен.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.